Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
28 декабря 2014 13:37

Итоги 2014: О чем говорит касса, или иностранцы в российском прокате

Итоги 2014: О чем говорит касса, или иностранцы в российском прокате

Приближается к концу 2014-й год. И хотя в прокат продолжают выходить крупные релизы, они уже не смогут кардинально изменить расклад по общегодовым сборам. По традиции Профисинема подводит итоги и предлагает вашему вниманию обзорную статью с анализом кассовых результатов фильмов иностранного производства в российском прокате за 2014 год, а также делает прогнозы на следующий год.

Блокбастеры

2014 год не стал исключением и подтвердил устоявшийся тренд: наибольшей популярностью в прокате пользуются студийные фильмы-аттракционы. Если попытаться составить обобщенный портрет успешного фильма, то это будет крупнобюджетная фантастическая приключенческая лента со зрелищными спец- и VFX эффектами; очков в копилку проекту добавит принадлежность к успешной франшизе и/или миру комиксов.

кадр из фильма "Трансформеры: Эпоха истребления"

Победителем года по сборам в российском прокате на сегодняшний день является четвертая часть боевика про роботов-трансформеров «Трансформеры: Эпоха истребления» режиссера и продюсера Майкла Бэя. Таким фильмам-гигантам все нипочем - ни шипенье критиков, ни низкие зрительские рейтинги (на агрегаторе Rottentomatoes рейтинг ленты на основе 179 рецензий составляет всего 18%): несмотря ни на что, фильм собрал в российском прокате $45,176 млн. Это почти столько же, сколько заработал предыдущий фильм франшизы – «Трансформеры 3: Темная сторона луны» ($45,192 млн.).

кадр из фильма "Хоббит: Битва пяти воинств"

Между тем, на первом уикенде фильм «Трансформеры: Эпоха истребления» заработал 720 миллионов рублей. Обойти этот результат в 2014 году получилось только у картины «Хоббит: Битва пяти воинств», которая в стартовый уикенд собрала 738 млн. рублей, показав таким образом второй лучший старт за всю историю российского проката (рекорд принадлежит четвертой части «Пиратов Карибского моря», стартовавшей с суммой 749,1 млн. рублей). Но удастся ли «Хоббиту» приблизиться к итоговому результату «Трансформеров», покажет время: «Битва пяти воинств» вышла в прокат сравнительно недавно, 11 декабря, а впереди – россыпь новогодних релизов на любой цвет и вкус, которые имеют все шансы оттянуть на себя зрительский интерес.

кадр из фильма "Стражи Галактики"

В общем зачете по кинокомиксам в 2014 году лидирует Marvel: картина «Стражи галактики» собрал $37,88 млн., «Люди икс: Дни минувшего будущего» заработали $22,49 млн., «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» - $20,75 млн., «Первый мститель: Другая война» - $15 млн.

кадр из фильма "Геракл"

Тем временем новый кинокомикс «Геракл», снятый по мотивам графического романа «Hercules: The Thracian Wars» Стива Мура, собрал $22,68 млн. Пришелся зрителям по душе и перезапуск известной франшизы «Черепашки-ниндзя», спродюсированный компаниями Nickelodeon Movies и Platinum Dunes Майкла Бэя, - фильм собрал в России $29,07 млн. Очередной фильм серии «Планета обезьян» - «Планета обезьян: Революция» - заработал $21,08 млн. А продолжение «300 спартанцев» - «300 спартанцев: Расцвет империи» - собрал $17,63 млн.

кадр из фильма "Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1"

Новая часть франшизы «Голодные игры» - фильм «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» - заработала в российском прокате 806,5 млн. рублей. Это больше, чем у предыдущей части «Голодные игры: И вспыхнет пламя» (717 млн. рублей), однако в пересчете на доллары из-за разницы в курсе получается все-таки меньше: $17,15 млн. у «Сойки-пересмешницы» против $23,5 млн. у «Вспыхнет пламя».

кадр из фильма "Неудержимые 3"

Стоит также отметить, что принадлежность к успешной франшизе еще не гарантирует успеха следующему фильму – так, например, «Неудержимые 3» собрали в этом году всего $7,3 млн., тогда как «Неудержимые 2» в 2012 - $17,8 млн.

кадр из фильма "Грань будущего"

Погребенные под горой сиквелов, зрители очевидным образом истосковались по свежим историям и идеям. Этот тезис доказывает, в частности, успех таких лент, как «47 ронинов» и «Грань будущего». «47 ронинов», боевик с японским колоритом и Киану Ривзом в главной роли, заработал $26,32 млн., а фантастический фильм Дага Лаймана «Грань будущего» c Томом Крузом - $20,84 млн.

кадр из фильма "Малефисента"

Отдельным прецедентом стал выход сказки «Малефисента», которая заработала в российском прокате $37,85 млн. Картина представляет новое прочтение знакомой истории о спящей красавице, рассказанной с позиции злой колдуньи. Впрочем, и этот сюжет, если уж совсем откровенно, не нов – фильм является ремейком старого диснеевского мультфильма 1959 года. Картина 

Вероятно, не последнюю роль в успехе картины сыграло то, что главную роль в фильме исполнила Анджелина Джоли, примерившая образ «рогатой» колдуньи Малефисентны. Однако, несмотря на столь оглушительный успех, в блокбастерах мы, судя по всему, будем видеть Джоли все реже. Актриса всерьез увлеклась режиссурой: в данный момент она выпускает свой второй фильм – ленту «Несломленный» о жизни спортсмена Луи Замперини (в России она выйдет 15 января 2015 года), а также снимает драму «У моря», в которой исполняет главную роль на пару со своим мужем Брэдом Питтом.

Авторские блокбастеры

Особняком в списке самых кассовых картин 2014 года стоят авторские блокбастеры – это не просто большие студийные проекты, но картины авторов с большой буквы, режиссеров, каждый фильм которых становится событием.

кадр из фильма "Ной"

К таким фильмам, безусловно, относится эпик Даррена Аронофски «Ной», в основе которого лежит библейский сюжет о всемирном потопе. Лента заработала в России $34 млн. На сегодняшний день «Ной» - самый масштабный и самый кассовый фильм Аронофски, до этого снимавшего картины в жанре арт-мейнстрима (так, например, предыдущий фильм Аронофски «Черный лебедь» заработал в России $4,5 млн). Режиссер показал, что умеет отлично обходиться с большими бюджетами – у «Ноя» он $125 млн - и делать эпическое кино.

кадр из фильма "Интерстеллар"

Одним из самых долгожданных фильмов 2014 года стал «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Фантастическая драма о космическом путешествии сквозь кротовые норы в параллельные миры не обманула ожидания зрителей и заработала в российском прокате $25,72 млн.

кадр из фильма "Люси"

Невозможно обойти стороной фильмы двух великих режиссеров, совершивших в минувшем году впечатляющие прорывы. Французский мэтр Люк Бессон отвлекся от продюсирования, чтобы снять фантастический боевик «Люси», главную роль в котором исполнила Скарлетт Йоханссон. Несмотря на довольно сдержанную критику, картина заработала в российском прокате $22,25 млн. Менее успешный с точки зрения сборов, но от того не менее впечатляющий фильм снял Дэвид Финчер: его блестящий триллер «Исчезнувшая» собрал $11,6 млн.

кадр из фильма "Волк с Уолл-стрит"

Также в начале 2014 года в российский прокат вышла биржевая трагикомедия Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» с Леонардо ДиКаприо. Картина пробыла в российском прокате 9 недель, заработав за это время $13,8 млн.

Анимация

Анимация в России традиционно пользуется повышенным спросом. В этом году самыми кассовыми иностранными анимационными фильмами стали «Как приручить дракона 2» ($30,01 млн) и «Рио 2» ($26,66 млн). Стоит отметить, что оба сиквела выждали несколько лет после первого фильма («Как приручить дракона» вышел в 2010, «Рио» - в 2011), таким образом, успев подготовить аудиторию и разжечь зрительский интерес.

кадры из фильма "Город героев"

Анимационный фильм «Город героев» о мальчике-изобретателе и его друге – добродушном роботе Бэймаксе - собрал $21,6 млн. Снятый Walt Disney Animation Studios, фильм основан на персонажах комиксов Marvel.

кадр из фильма "Пингвины Мадагаскара"

Спин-офф «Пингвины Мадагаскара» не оправдал ожидания производителей и американских прокатчиков – стартовавший в США в начале ноября, фильм собрал в американском прокате $60 млн. и $180 млн. - в мировом. В российском прокате мультфильм чувствует себя неплохо: две недели он возглавлял бокс-офис, отдав на третьем уикенде пальму первенства «Хоббиту» и собрав на сегодняшний день $18,4 млн. В любом случае, даже с учетом скачка курса доллара, до успехов «Мадагаскара» фильму еще далеко: «Мадагаскар 3» заработал в России $48,9 млн, «Мадагаскар 2» - $40,66 млн.

кадр из фильма "Приключения мистера Пибоди и Шермана"

Далее в рейтинге следует фильм «Приключения мистера Пибоди и Шермана» - $10,7 млн. Между тем независимый анимационный фильм «Кот гром и заколдованный дом» заработал $5,7 млн., показав сборы, сравнимые с кассой таких студийных проектов, как «Самолеты: огонь и вода» ($6,5 млн.) и «Лего. Фильм» ($6.17 млн.).

кадр из фильма "Ветер крепчает"

Два мира, две судьбы: «Ветер крепчает» великого японского режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки собрал $849,5 тысяч, выйдя на 185 экранах. Впрочем, надо сказать, наработку на копию он показал на уровне «Лего. Фильма» - 167.4 тысячи у «Ветер крепчает» и 186.5 у «Лего. Фильма».

В поисках голодных игр

Успех франшизы «Голодные игры» заставляет прокатчиков искать новые проекты, способные занять ту же нишу. В 2014 году вышло как минимум два фильма, скроенных по похожему лекалу – фантастический мир будущего, группа подростков втянута в игру по странным правилам. Наибольший успех сопутствовал «Бегущему в лабиринте» - $13,89 млн., тогда как «Дивергент» заработал $6,79 млн. Оба фильма являются началом новых франшиз: «Дивергент, глава 2: Инсургент» выйдет в России 19 марта 2015 года, а «Бегущий в лабиринте: Испытания огнём» осенью 2015 года.

кадр из фильма "Дивергент"

Мейнстрим и арт-мейнстрим

Граница между блокбастерами и менее пафосными релизами, которые можно отнести к категории «мейнстрим», весьма условна. Мы, пожалуй, проведем ее по трагикомедии «Невероятная жизнь Уолтера Митти», снятой трогательным комиком Беном Стиллером, амплуа которого можно определить, как «Вуди Аллен для массовой аудитории».

кадр из фильма "Невероятная жизнь Уолтера Митти"

Стиллер не слишком часто садится в режиссерское кресло. Последним его фильмом до «Уолтера Митти» был пародийный боевик «Солдаты неудачи», вышедший в 2008 году. Ну а в 2014 свет увидела «Невероятная жизнь Уолтера Митти» - добрая и обаятельная история о поиске себя, в которой Стиллер сам сыграл главную роль. В целом, релиз нельзя назвать слишком успешным – при внушительном бюджете в $90 млн. фильм собрал $51 млн. в США и всего $180 в мировом прокате. Однако в России картина пришлась зрителям по душе, заработав $11,48 млн. – примерно столько же, сколько собирали лучшие релизы со Стиллером – например, «Знакомство с Факерами 2» (2010, $12,6 млн. в российском прокате) и «Ночь в музее 2» (2009, $11 млн. в российском прокате).

К сожалению, фильмы из категории мейнстрим и арт-мейнстрим в прокате не могут похвастать баснословными сборами блокбастеров, зато некоторые из этих фильмов, как пророчат букмекеры, станут основными номинантами на премию «Оскар», и, возможно, войдут в историю.

кадр из фильма "Ярость"

Один из потенциальных претендентов на «Оскар» - картина «Ярость» с Брэдом Питтом. Фильм собрал в российском прокате уверенные $8,5 млн. (наработка 467.67 тысяч рублей на копию), доказав, что даже жесткая военная драма про танкистов категории 16+ может быть интересна массовому зрителю. Что, впрочем, не может идти ни в какое сравнение со «Сталинградом» (2013 год, $51,76 млн. в России). 

кадр из фильма "Отель "Гранд Будапешт""

Остроумный «Отель Гранд Будапешт» Уэса Андерсона собрал $5,4 млн в России (наработка 363 тысячи рублей) и $172 млн. по всему миру, став самым кассовым фильмом режиссера как в российском, так и в общемировом прокате.

Драма «Судья» заработала $4,76 млн (247.6 тысяч рублей на копию). В целом, лента сработала неудачно, собрав в мире всего $75 млн. при бюджете в $50 млн., однако сыгравших в фильме Роберта Дювалла и Роберта Дауни-младшего уже называют вероятными претендентами на «Оскар» за лучшую мужскую роль.

кадр из фильма "Судья"

Некоторые фильмы, вышедшие в российский прокат в 2014 году, уже участвовали в прошлогодней оскаровской схватке.

кадр из фильма "Афера по-американски" 

Номинированная на 10 «Оскаров» блистательная «Афера по-американски» Дэвида О. Рассела заработала в российском прокате $5,5 млн (наработка на копию 282.8 тысяч рублей). В картине сыграли Кристиан БэйлБрэдли КуперЭми АдамсДженнифер Лоуренс и Джереми Реннер

Трагикомедия «Август», за которую Мерил Стрип и Джулия Робертс были номинированы на «Оскар», заработала $1,16 млн. всего на 72 экранах, показав наработку 565 тысяч на копию. Получивший три премии «Оскар» (лучший актер Мэттью МакКонахи, лучший грим, лучшая мужская роль второго плана – Джаред Лето) «Далласский клуб покупателей» собрал в России $1,4 млн. на 318 копиях, что является неплохим показателем для камерной биографической драмы о ВИЧ-инфицированном. Фантастический фильм «Она» Спайка Джонса об одушевленной операционной системе получил «Оскар» за лучший сценарий, но зрителей не впечатлил - $25,5 млн в американском прокате и 626,7 тыс. на 330 копиях в российском.

кадры из фильма "Август"

Несмотря на возросший интерес к культуре еды, появление в России новых кулинарных проектов и гастрономических стартапов, оба вышедших в 2014 году фильма про рестораторов не смогли привлечь в кинотеатры сколько-нибудь широкую аудиторию. «Пряности и страсти» с Хелен Миррен собрал $632,2 тысячи на 428 экранах, а маленький авторский проект режиссера «Железного человека» Джона Фавро – «вкусная» комедия «Повар на колесах» - $281,75 тысяч на 189 экранах.

 кадр из фильма "Пряности и страсти"

Отдельно хотелось бы отметить смелый эксперимент компании ЦПШ, которая решилась выпустить скандальную эротическую драму Ларса фон Триера «Нимфоманка», состоящую из двух частей. Лента вышла в российский прокат с субтитрами, первая серия – к 14 февраля, вторая – к 8 марта. В итоге первая часть собрала $1,86 млн. (наработка 218.3 тысячи рублей на копию), вторая $1 млн. (наработка 140.65 тысяч рублей на копию) – больше, чем, например, в США.

кадр из фильма "Нимфоманка: Часть 1"

Ужасы

Зрители любят пощекотать себе нервы, а прокатчики об этом прекрасно знают, поэтому большинство дистрибьюторов включает в свои пакеты хорроры. Стоят фильмы ужасов недорого, но при этом имеют фанатскую аудиторию и иногда могут выстрелить. Выстреливают, правда, единицы.

кадр из фильма "Избави нас от лукавого"

Самый успешный хоррор 2014 года - «Избави нас от лукавого» от режиссера «Синистера» и «День, когда Земля остановилась» (2008) Скотта Дерриксона - собрал в России $8,8 млн. 
 
Франшиза «Паранормальное явление» демонстрирует стабильность. Пятый фильм серии «Паранормальное явление: Метка Дьявола» заработал в российском прокате $6,16 млн. – лишь немного меньше, чем «Паранормальное явление 4» ($6,7 млн.) и «Паранормальное явление 3» ($6,6 млн.).

«Уиджи: Доска дьявола» собрал $3 млн., «Пирамида» - $2,2 млн, «Окулус» - $2 млн., преодолеть рубеж в миллион удалось также фильмам «Пришествие дьявола» - $1,6 млн., «Эксперимент: Зло» - $1,2 млн., «Джезабель» - $1 млн. 

кадр из фильма "Уиджи: Доска Дьявола"

Разочарование года

Самым обескураживающим провалом года стала, пожалуй, лента «Превосходство» Уолли Пфистера – известного оператора, работавшего у Кристофера Нолана на картинах «Начало», «Темный рыцарь», «Престиж». Ни столь любимый зрителями жанр, как фантастика, ни россыпь известных актеров во главе с «Джеком Воробьем» Джонни Деппом, не помогли фильму найти дорогу к своей аудитории. При бюджете в $100 млн. картина собрала во всем мире всего $103 млн., а в России – $4,7 млн. Вероятно, дело в чересчур архаичном сюжете – кино об искусственном интеллекте мы видели слишком много раз. Впрочем, тот, кто пришел на фильм и досидел до конца, мог удостовериться, что на самом деле все не так просто: зрителя в конце ленты ожидает финальный твист.

кадр из фильма "Превосходство"

Что год грядущий нам готовит

На текущий момент один из главных вопросов состоит в том, что будет с экономикой России в 2015 году. За последние месяцы курс доллара и евро по отношению к рублю вырос почти в два раза и, похоже, страна входит в кризисную эпоху. Аналитики прогнозируют, что кризис продлится около двух лет.

С одной стороны, во времена экономической нестабильности людям свойственно смотреть кино, чтобы отвлечься от суровой реальности. С другой – население неизбежно начнет экономить, а ведь при нынешней цене на билет поход в кинотеатр для семьи из трех человек (плюс попкорн и другие удовольствия консешна) превращается в довольно дорогое развлечение. Так что, возможно, многие зрители обратятся к более бюджетным вариантами досуга, в частности, онлайн-кинотеатрам и VOD-сервисам, с помощью которых смотреть фильмы выходит дешевле.

20 самых кассовых иностранных фильмов 2014 года*
Номер в рейтингеНазвание фильмаКассовые сборы
1

Трансформеры: Эпоха истребления

$45,18 млн

2

Стражи Галактики

$37,88 млн

3

Малефисента

$37,85 млн

4

Ной

$34 млн

5

Как приручить дракона 2

$30,01 млн

6

Черепашки-ниндзя

$29,07 млн

7

Рио 2

$26,66 млн

8

47 ронинов

$26,32 млн

9

Интерстеллар

$25,72 млн

10

Геракл

$22,68 млн

11

Люди Икс: Дни минувшего будущего

$22,49 млн

12

Люси

$22,25 млн

13Хоббит: Битва пяти воинств$22,03 млн
14

Город героев

$21,6 млн

15

Дракула

$21,42 млн

16

Планета обезьян: Революция

$21,08 млн

17

Грань будущего

$20,84 млн

18

Новый Человек-паук: Высокое напряжение

$20,75 млн

19

Пингвины Мадагаскара

$18,4 млн

20

300 спартанцев: Расцвет империи

$17,63 млн

* по состоянию на 22.12.2014

Автор:
Дарья Горячева
Реклама