Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
30 марта 2015 12:55

Помнить все: в прокат выходит «Искатель воды» Рассела Кроу

Помнить все: в прокат выходит «Искатель воды» Рассела Кроу

2 апреля 2015 года в российский прокат выходит «Искатель воды» (дистрибьютор ЦПШ), полнометражный режиссерский дебют Рассела Кроу с ним же в главной роли и с Ольгой Куриленко в роли турецкой вдовы. Ставший самым кассовым австралийским фильмом прошлого года, «Искатель воды» посвящен истории Первой мировой войны и осмысливает события со всем возможным гуманизмом. То есть следует традиции, которой тоже уже почти сто лет.

Поле битвы
    
Действие «Искателя воды» разворачивается в 1919 г. Австралийский фермер, отправивший на войну трех сыновей, получает известие о том, что они пропали без вести на полуострове Галлиполи. Отец отправляется за океан, чтобы разыскать тела сыновей. Там он встречает бывших врагов, которые теперь пытаются ему помочь, британских офицеров, которые должны бы помогать, но помогать не рвутся, а также молодую турчанку, потерявшую на войне мужа. И однажды в ходе поисков узнает, что кто-то из сыновей мог выжить.

кадр из фильма "Искатель воды"

В 2009 г. сценарист Эндрю Анастасиос знакомился с историческими документами о Дарданелльской операции и наткнулся на информацию об отце, который отправился из Австралии на Галлиполи на поиски тела сына. Анастасиос ухватился за эту историю, вместе с телесценаристом и продюсером Эндрю Найтом написал сценарий, а затем показал его Расселу Кроу. Кроу давно вынашивал планы о самостоятельном режиссерском проекте. «Искатель воды» в итоге и стал его дебютом. В октябре 2013 г. в проекте появилась и Ольга Куриленко, на тот момент закончившая с «Академией вампиров» и «Человеком ноября». Съемки начались в декабре 2013 г. и велись в Австралии и в Турции.

Фильм уже был показан в обеих этих странах. Он стал самым кассовым фильмом Австралии за 2014 г., собрав в общей сложности 5,56 млн. долларов (общие сборы пока составляют 11,34 млн.). Но и в Турции на историю о том, как объединились люди, только-только закончившие воевать друг с другом, отлично отреагировали. Критика писала, что «Искатель воды» представляет нацию в положительном свете и замечала, что зрители принимают фильм хорошо, аплодируют, особенно в тот момент, когда один из героев произносит тост в честь Мустафы Кемаля Ататюрка.

кадр из фильма "Искатель воды"

Во всей, так сказать, линейке фильмов о Первой мировой войне уже были и фильмы о Галлиполи. Самый известный до сих пор – «Галлиполи» (1981г.) от Питера Уира с Мелом Гибсоном. Были и несколько турецких фильмов и сериалов. В апреле нынешнего года в Австралии выйдет мини-сериал «Галлиполийская история» с Сэмом Уортингтоном о военных журналистах. В целом же, если вспоминать фильмы о Великой войне, то лучшие предсказуемо отличались как раз гуманизмом.

Сто лет

Во время войны снимались прежде всего пропагандистские фильмы и хроники. В 1915 г. один из самых активных военных фотографов Альберт Доусон отснял на фронте несколько катушек хроники, которая затем превратилась в фильм The Battle and Fall of Przemysl об осаде галицийской крепости российскими войсками. Сегодня эта хроника в основном утеряна. Потерянным считается и The Service Star Чарльза Миллера, выпущенный незадолго до конца войны. Комедия «На плечо!» Чарли Чаплина о приснившихся герою военных подвигах стала в 1918 г. самым на тот момент коммерчески успешным его фильмом. Дэвид Уорк Гриффит снял «Сердца мира» по предложению британского правительства. Режиссеру создали беспрецедентные условия для работы, сниматься у него согласились даже представители лондонской аристократии, окопные съемки велись во Франции, батальные сцены воссоздавались в Лос-Анджелесе. Фильм пользовался успехом, но сыгравшая в нем актриса вспоминала, что изображение жестокости немцев граничило с абсурдом.

афиша фильма "Сердца мира"

В трехчасовой драме «Я обвиняю!» (1919 г.) француза Абеля Ганса уже гораздо больше кошмара, чем патриотизма. Побывавший на поле боя в 1917-м и ради съемок вернувшийся на войну, режиссер вложил сюда свои собственные воспоминания и грусть по погибшим друзьям. В драме «Четыре всадника Апокалипсиса» Рекса Ингрэма (правда, не столько о войне, сколько о судьбе семьи во время войны) в 1921г. снимался Рудольф Валентино. Этот фильм стал шестым самым кассовым немым фильмом всех времен. В 1925-м вышел и «Большой парад» Кинга Видора, собиравший какие-то несусветные суммы – по разным данным, он в конечном счете заработал от 18 до 22 млн., в некоторых местах не снимался с проката больше года и повлиял на последующую традицию военного кино с пацифистским уклоном.

кадр из фильма "Я обвиняю"

Из других важнейших фильмов 1920-х о Первой мировой можно вспомнить и «Крылья» Уильяма Уэллмена, фильм, ставший эталоном для других, посвященных авиаторам, получивший главного «Оскара» на первой оскаровской церемонии, сыгравший решающую роль для старта голливудской карьеры Гэри Купера. Или «Четыре сына» Джона Форда (1928 г.) Долгие годы каждое десятилетие появлялось нечто на военную тему, с основанием претендовавшее на статус этапного или как минимум культового. 30-е – «На западном фронте без перемен» Льюиса Майлстоуна, фильм, запрещенный в нацистской Германии, причем еще до запрета нацисты срывали показы в кинотеатрах. А также немецкие «Ничья земля» Виктора Триваса и «Западный фронт 1918» Георга Вильгельма Пабста. И конечно же «Великая иллюзия» Жана Ренуара, «киновраг №1» Йозефа Геббельса. Ренуар был военным летчиком, сыгравший в «Великой иллюзии» Жан Габен носит в кадре его форму. 40-е – «Сержант Йорк» Ховарда Хоукса, 50-е – «Великая война» Марио Моничелли, 60-е – «Лоуренс Аравийский» Дэвида Лина. 70-е- «Джонни взял ружье» Далтона Трамбо. И это только примерный перечень, великих, к которым можно добавить ворох фильмов калибром помельче.

кадр из фильма "Крылья"

Вплоть до нашего времени теме Первой мировой отдают дань многие значительные режиссеры. К 2011 году до этих рубежей добрался и Стивен Спилберг. Хотя в его «Боевом коне» гуманизма уже столько, что он теряет всяческий смысл. Но так или иначе, эта тема живет.

кадр из фильма Боевой конь

На окраине

Отечественных фильмов о Первой мировой очень мало. Конечно же, прежде всего это «Окраина» Бориса Барнета. Зарисовки из жизни провинциального местечка, где до войны хозяин дома с удовольствием играл с постояльцем-немцем в шашки, а тот обучал немецкому хозяйскую дочку, откуда парни отправились на войну для того, чтобы понять, что война им не нужна, местечко, где толком не знали, что такое Зимний, который кто-то в столице взял. Фильм с удивительными кинематографическими приемами – вздыхающая лошадь, или сапог, который сапожник подкидывает в воздух в своей мастерской и который падает на землю уже снарядом на поле боя. И с тем самым объединяющим лучшее военное кино взглядом на человека на войне: «он не немец, он сапожник», восклицает один из героев, когда деревенские пытаются отлупить подрабатывавшего в сапожной мастерской пленного солдата. А деревенская девушка тянется к иному, к чужому, к новому именно в силу своей человеческой природы.

После накатившей революции и гражданской войны, а затем и Второй мировой было уже не до рефлексий по поводу войны «империалистической». И хотя в истории российского кино о Первой мировой есть не только «Окраина», но в целом фильмов мало, эта традиция в России бедная. Нахрапом вписаться в нее не получается. К столетию войны в российский прокат вышел «Батальонъ» Дмитрия Месхиева, фильм, основанный на реальном историческом факте создания специальных женских воинских подразделений. Женщины должны были подать пример храбрости и служения родине солдатам-мужчинам, пораженческих настроений которых опасалась власть. Можно спорить о художественных достоинствах и недостатках фильма. Но назвать его наследующим многолетней международной гуманистической традиции сложно. Это снова российская обособленность, на этот раз в осмыслении кинематографом Первой мировой войны, перелопатившей мир, разрушившей несколько империй, изменившей сознание человека. Приобщение отечественного зрителя к этой традиции – тоже интеграция. «Искатель воды» Рассела Кроу важен для нас еще и в этом смысле.

кадр из фильма "Батальонъ"

«Искатель воды» Рассела Кроу выходит в российский прокат 2 апреля.
Автор:
Марина Латышева
Реклама
01