Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 апреля 2015 13:51

Российская киноотрасль – рецессия? стагнация? возможен ли рост?

Российская киноотрасль – рецессия? стагнация? возможен ли рост?

Кризисные явления, охватившие в 2014 году значительную часть экономики, не обошли стороной и российскую кинематографию. Портал ПрофиСинема проанализировал статистические данные в кинопроизводстве, дистрибьюции и кинопоказе и определил риски для отечественной кинематографии, а также спрогнозировал точки роста «экономики российского кино 2015».

Кинопоказ – риск рецессии

В 2014 году российский рубль колебался в очень широком диапазоне. При таких колебаниях наиболее корректно проводить сравнение состояния индустрии с предыдущими годами не по показателям выручки, а по посещениям. По данным Невафильм Research, число посещений кинотеатров в России снизилось впервые с 2002 года. Само по себе снижение не очень значительное, оно составляет всего 0,14% (176,3 миллионов против 176 миллиона в 2013 году), но количество походов в кино сокращается на фоне роста числа кинотеатров и залов, причем посещаемость снижается за счет российских фильмов, а количество проданных билетов зарубежных картин растет (хотя тоже незначительно).

число посещений кинотеатров в России в 2005-2014 гг
 
Негативная динамика обусловлена целым рядом усиливающих друг друга факторов как объективных, так и субъективных. К объективным можно отнести «демографическую яму» – существенное снижение аудитории в возрасте 15…25 лет. Этот фактор будет иметь влияние на экономику в целом и на киноиндустрию в частности еще несколько лет. Помимо демографической «ямы» на количество посещений влияет рост стоимости похода в кино (причем не только кинобилета, но и сопутствующих услуг и товаров). В то время как распространение широкополосного доступа в интернет и обеспеченность домохозяйств современными средствами просмотра видеоконтента дает аудитории альтернативные (и что немаловажно более дешевые и легальные) способы просмотра фильмов.

Возникает ситуация «ценовых ножниц», когда зрители не готовы платить большую цену за билеты, а кинотеатры не могут ее снижать в силу целого ряда обстоятельств: высокий уровень и неоптимальная структура издержек, низкое качество управления и др.
Рост кассовых сборов за счет увеличения цены кинобилета, который наблюдался предыдущие несколько лет, себя исчерпал, полагает генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин: «В текущей экономической ситуации потребители начали сокращать свои расходы, в том числе и на развлечения. Стоимость кинопосещения в России постоянно растет: после 10%-го всплеска 2012 года в 2013–2014 годы этот рост составлял 2,5 и 2,6% соответственно. В то же время с учетом инфляции в последние два года наблюдается падение цены: на 4,2% за 2013 год и на 4,6% за 2014».

Возникшая ситуация приводит к уменьшению рентабельности бизнеса кинопоказа в целом и сокращает возможности по открытию новых кинотеатров (несмотря на то, что на конец 2014 года около 13% городского населения или 13,6 миллионов человек из 100,3 миллионов всего городского населения России не имели доступа к услуге кинопоказа). Прирост количества залов в 2015 году, вероятнее всего, замедлится, отмечает программный директор Российского Международного кинорынка Екатерина Бордачева: «Темпы роста строительства и ввода торговых центров, которые ранее обеспечивали основной прирост количества новых мультиплексов, будут сокращаться. Многие региональные объекты могут быть заморожены в связи со снижением спроса со стороны ритейлеров и недоступностью финансирования: девелоперы не будут начинать строительство новых объектов, а лишь заканчивать те, что находятся на завершающей стадии. В то же время в тех регионах и населенных пунктах, где локальный рынок ненасыщен качественным ритейлом и население имеет относительно высокую покупательную способность, возможен запуск новых проектов». Падение курса рубля также негативно отражается на кинопоказе. Практически все оборудование – импортное, рублевые цены на него значительно выросли.

Динамика прироста количества кинотеатров и залов, отсутствие потенциала роста сборов за счет цен на билеты свидетельствуют о том, что период экстенсивного роста кинопоказа завершен, и для того, чтобы преодолеть риск сваливания в рецессию, необходимо искать новые подходы к формированию и удержанию аудитории.

Возможностей для расширения аудитории не так много, но они есть, считает Екатерина Бордачева: «Основной упор в своей работе кинотеатры должны делать на расширение своей аудитории, для этого необходимо знать и понимать социально-демографические характеристики района или города, интересы, желания и предпочтения людей. Где-то необходимо больше работать с аудиторией 6+ и фильмами для семейного просмотра, а в других городах лучше работает серьезное кино для взрослой аудитории.
Задача формирования лояльной аудитории очень непростая и требует кропотливой работы команды кинотеатра и ее высочайшего профессионализма. В текущих условиях возможности профессионального общения, обмена опытом, и обучения персонала, которые дают внутриотраслевые мероприятия, являются определяющими для успеха, особенно для новых кинотеатров.
Такой площадкой является Российский международный кинорынок. В рамках которого, совместно с нашими партнерами «Оптима кино» и ПрофиСинема, мы готовим на кинорынке в Сочи уникальную деловую программу для новичков отрасли и серию мастер-классов по повышению квалификации основной линейки специалистов кинотеатров, о которой уже скоро расскажем на страницах вашего издания».

Дистрибьюция – масштабные битвы за 17%

Подавляющая часть проектов первой пятерки дистрибьюторов произведены голливудскими студиями-мэйджорами. Состав первой пятерки: 20 век Фокс, Централ Партнершип, WDSSPR, Каро, UPI не меняется уже несколько лет, их суммарная доля по сборам на рынке превышает 80%. Скорее всего, в 2015 году ситуация значительно не изменится, полагает Олег Березин: «Мартовский кинорынок показал, что дистрибьюция в России все более приобретает олигопольные черты. Независимые компании вынуждены бороться за оставшиеся от первой пятерки 17,7%».

В 2014 году в сегменте независимой дистрибьюции произошли значительные изменения, затрагивающие, прежде всего, компании, занимающиеся артхаусным кино. На узком сегменте рынка работало значительное количество небольших компаний, которые не могли обеспечить в достаточном объеме поддержку своих фильмов. Как следствие, кинотеатры предпочли работать с менее рискованными релизами массового кино, и доля зрителей артмейнстрима сократилась за год с 2,2 до 0,8%. Кроме того, снижение курса рубля, происходившее в течение всего года, увеличило издержки независимых дистрибьюторов на закупку иностранных фильмов. Все эти факторы привели к тому, что значительная часть дистрибьюторов, работающих с артмейнстримом и артхаусом, ушли с рынка, и существенно, более чем на 9.3% (364 зарубежных релиза в 2013 и 330 зарубежных релиза в 2014), уменьшилось количество зарубежных релизов.

Впрочем, ситуация с артхаусом динамично меняется. В конце марта 2015 года, было объявлено о выходе на рынок нового дистрибьютора – компании «Артхаус», которая помимо кинопроката и сотрудничества с эфирными, кабельными каналами и онлайн-кинотеатрами планирует запустить свой собственный интернет-кинотеатр.

Резкое падение рубля в конце 2014 года привело к тому, что в 2015 году тенденция на сокращение количества релизов независимых и артхаусных фильмов иностранного производства продолжится, и, вероятнее всего, ее пик мы увидим летом-осенью 2015 года. На рынке появится больше возможностей для выхода в прокат российских фильмов.

Российское кинопроизводство. Хорошие возможности для роста

В 2014 году на экраны вышло 84 картины отечественного производства, что почти на 30% больше, чем в 2013 (65 фильмов), при этом общая посещаемость и валовые кассовые сборы российских релизов остались практически на уровне 2013 года. Доля зрителей российских фильмов за 2014 год составила 18,7%, доля кассовых сборов 17,9%. Согласно данным Невафильм Research, увеличилось суммарное количество экранов, демонстрировавших российские релизы: 45,0 тысяч в 2014 против 32,3 тысяч в 2013 году.

Уровень кинопроизводства в России в значительной степени определяется государственной поддержкой, а она за последние годы имела тенденцию к росту. Учитывая, что на 2015 и 2016 годы запланирован ряд крупных релизов ведущих продюсерских компаний, можно с уверенностью говорить о большом потенциале к росту доли российского кино как по количеству зрителей, так и по числу релизов и кассовым сборам в среднесрочной перспективе (2015-2016 годы).

В 2015 году на рынок, вероятнее всего, влияние окажут совершенно новые факторы, связанные с действиями государства. Прежде всего, это касается дат релизов зарубежных фильмов, которые теперь могут быть сдвинуты. Насколько серьезно изменятся кассовые сборы российских фильмов, пока сказать трудно. Рынок достаточно скептически относится к подобному нововведению, некоторые эксперты считают, что если даты «расчищать» только на неделю и не для всех зарубежных релизов, то особого эффекта это не даст, если же делать «жесткую зачистку» – на несколько недель, то подобная мера может ударить по кинопоказу.

Один из неудачных примеров – картина «Чародей равновесия», для проката которой был отодвинут «Оз: Нашествие летучих обезьян», вышла в период каникул в конкурентном окружении еще двух крупных анимационных релизов («Барашек Шон» и «Дом»), и не смогла составить им серьезную конкуренцию, собрав в прокате совсем немного - 15,2 миллиона рублей при росписи более 900 копий.

Еще одним фактором, способным повлиять на долю российского кино, может стать демографическая ситуация, полагает Олег Березин: «Голливудские фильмы, в основном, рассчитаны на тинейджеров. В России зрителей в этой возрастной группе становится все меньше, аудитория взрослеет. Поэтому, у нас все больше шансов появляется у фильмов для более взрослой аудитории, учитывающих национальную специфику. Что подтверждается неплохими результатами проката фильмов «Батальон» и «Битва за Севастополь».

Падение рубля также можно назвать в целом позитивным фактором для российского кинопроизводства по целому ряду причин. Кроме больших возможностей для выхода российских фильмов в прокат, снижение рубля положительно сказывается на конкурентоспособности российского контента на зарубежных рынках. Благодаря государственной поддержке -– работе организуемого Фондом кино стенда RUSSIAN CINEMA, российские продюсерские компании получили возможность системно и качественно представлять свои проекты. Директор завершившегося 17 апреля 2015 года MIPTV Лорин Гарод обращает внимание на возросшую долю российского контента на международной арене: «Российский контент обладает высоким качеством, поэтому интерес к нему на мировом рынке сейчас увеличивается – особенно конкурентоспособна анимация».

Можно сделать вывод, что ситуация в российской киноотрасли в 2015 году будет неоднородной. В различных сегментах действуют разнонаправленные силы и куда будет указывать суммарный вектор, сказать сложно. Вероятнее всего, учитывая общую экономическую ситуацию в стране и динамику предыдущих лет, по итогам 2015 года количество посещений останется на уровне 2014 года или сократится, но незначительно, при очень умеренном росте кассовых сборов. Общее количество релизов иностранных фильмов сократится, при одновременном росте количества российских релизов, что может привести к увеличению доли российского кино, как по аудитории, так и по кассе.

При написании статьи использовались данные Невафильм Research, Movie Research, а также портала ПрофиСинема. Автор благодарит Ксению Леонтьеву, Олега Березина, Екатерину Бордачеву оказавших значительную помощь при подготовке публикации.
Автор:
Матвей Ромодановский
Реклама