Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
14 декабря 2015 13:47

Возвращение к джедаям: В прокат выходят «Звездные войны: Пробуждение силы»

Возвращение к джедаям: В прокат выходят «Звездные войны: Пробуждение силы»

17 декабря 2015 года в прокат выходит фильм «Звездные войны: Пробуждение силы» (дистрибьютор – компания WDSSPR). Эпизод снимал не создатель всей этой истории Джордж Лукас, а преемник, Джей Джей Абрамс. Закрытая премьера состоится в понедельник в Лос-Анджелесе сразу в трех кинотеатрах, и ажиотаж такой, что к местам проведения показов стянуты многочисленные полицейские патрули. По некоторым прогнозам, общемировые сборы эпизода могут побить рекорд «Аватара» Джеймса Кэмерона и даже перевалить за три миллиарда долларов.

Новый джедай – другие загадки

кадр из фильма "Звездные войны: Пробуждение силы"

Седьмой фильм киноэпопеи уже установил рекорд – по предварительной продаже билетов (подробнее читайте в отдельном материале). Итак, что самое важное известно о нем миру. Написанные Лоуренсом Кэзданом (был соавтором эпизодов «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение Джедая»), «Звездные войны: Пробуждение силы» - первый фильм франшизы, которым занимается Walt Disney. Дисней приобрел студию Lucasfilm еще в 2012 г. По мнению Лукаса, слияние было необходимой мерой для того, чтобы он мог передать свое детище новому поколению кинематографистов. Севший в режиссерское кресло Джей Джей Абрамс пообещал вернуться к корням, к актерам в интересных костюмах, к реальным трюкам и другим «практическим вещам» после периода, когда ставки делались почти исключительно на спецэффекты.

История происходит через три десятилетия после событий в «Возвращении Джедая». В трейлерах фигурировали штурмовики, истребители и «Тысячелетний сокол» Хана Соло. Из персонажей в наличии зловещий тип по имени Кайло Рен (Адам Драйвер), юная мусорщица Рей (Дэйзи Ридли), а также беглый штурмовик Финн (Джон Бойега) и пилот сопротивления По Дамерон (Оскар Айзек). Что касается места действия, то важную роль играет пустынная планета Джакка, откуда родом Рэй. Именно эта планета может стать местом ключевой битвы.

Актерский состав – смесь старослужащих и новичков. С одной стороны – Харрисон Форд, Кэрри Фишер и Марк Хэмилл. С другой – Бойега и Ридли. Между двумя этими лагерями – актеры разной степени известности, впервые появляющиеся в «Звездных войнах» Айзек, Энди Серкис, Гвендолин Кристи, Лупита Нионго и Донал Глисон. Одна из загадок фильма – персонаж Макса фон Сюдова.

Впрочем, главная загадка – мусорщица Рэй, которая может оказаться и родственницей Скайуокера, и новым джедаем. Это был бы глубокий и уважительный поклон саги феминизму.

Чувствителен ли Финн к Силе? Почему в одном из трейлеров мы видим обгоревшую маску-шлем Дарта Вейдера, не собирается ли он воскреснуть из мертвых? Почему мы не замечаем ни в одном из трейлеров Люка Скайуокера? Умрет ли Хан Соло (а ведь Форд просил об этом Лукаса еще на стадии 5-го эпизода)? Тайна, которой авторы плотно покрыли любые детали сюжета, дала фанатам повод для фантазий и многочисленных теорий. Самые любопытные – как раз вероятное джедайство мусорщицы, а также «Кайло Рен и есть Люк Скайуокер», «Люк возглавляет новый мировой порядок» и, наконец, «Рэй – родня Леи и Люка». Кто кому родня – это лучше в кино посмотреть, пока же речь совсем о другом.

Его собственный Йода

кадр из фильма "Звездные войны: Пробуждение силы"

О том, что повлияло на создателя самой главной космооперы мира, категорически изменившей кинематограф, известно много. Сам Джордж Лукас говорил о Флэше Гордоне: этот комикс о выпускнике Йеля, который сражается с правителем далекой планеты, стремящемся захватить Землю, был впервые запущен во времена Великой Депрессии. Тогда Америка нуждалась в эскапизме, и она его получила. История о Гордоне – сказка, в которой технология играла традиционную роль магии. Эта идея фигурировала еще в творчестве Герберта Уэллса. Культуре, чтобы двигаться вперед, нужен миф, а миф нуждается хотя бы в минимальном правдоподобии. Промышленная революция уничтожила идею реальности сказочной магии. Но она же позволила Уэллсу создать новую магию, в которой вместо ковра-самолета была машина времени, вместо драконов – марсиане, а вместо волшебников – ученые. Впрочем, до Уэллса в этой же области промышляли Жюль Верн, Эдгар По, Мэри Шелли, наконец. Копать можно глубоко.

Велико влияние и творчества Акиры Куросавы. Восхищение и любовь, которые Лукас испытывал к Куросаве, вероятно, подвигли его посетить Японию в конце 60-х, когда он искал место для съемок своего первого полного метра «Галактика THX-1138». Там же, насмотревшись историй о самураях, Лукас нашел для своего будущего проекта слово «джедай».

Ну и, конечно, Джозеф Кемпбелл и его исследование мировой мифологии «Герой с тысячью лицами». Лукас читал Кэмпбелла еще во время учебы, затем перечитывал, когда уже выпустил два эпизода «Звездных войн», и эта книга помогла ему сфокусироваться, свести всю его объемную вселенную в единую историю. Лукас успел познакомиться с Кэмпбеллом до смерти последнего, они даже стали друзьями. Кэмпбелл был убежден, что благодаря Лукасу влияние мифа на современный мир усилилось. В свою очередь, «Звездные войны» пробудили массовый интерес к наследию американского ученого, что имело большие последствия для мира в целом и для Голливуда в частности. Лукас как-то назвал Джозефа Кэмпбелла «Мой собственный Йода».

А кроме того - «2001 год: Космическая Одиссея», «Бен Гур», «Запретная планета», «Волшебник из страны Оз», творчество Эдварда Элмера Смита (Лукас впитал даже язык Смита), Айзека Азимова (мечи джедаев, скорее всего, именно оттуда, хотя есть и другие теории), Фрэнка Герберта и много чего еще.

Все так. Но только ли в том, что Лукас творчески переварил полученные знания, разгадка его фантастического успеха? Он шел той же дорогой, что и его предшественники. Но не следом, а рядом. На одном из фанатских сайтов очень точно в этом смысле процитировали Басё: «Не стремитесь идти по стопам мудрецов, но ищите то, что искали они».

Как Джордж Лукас изменил мир

кадр из фильма "Звездные войны: Пробуждение силы"

Одновременно с восхищением перед таким монстром, как «Звездные войны», можно испытывать и иные чувства. Лукас несколько раз говорил, что уходит. Так, в начале 2012 года в большом интервью The New York Times он сказал, что оставляет бизнес, компанию, планирует переключаться на малобюджетное экспериментальное кино. В качестве продюсера он даже уже выпустил анимационные «Странные чары», феерически провалившиеся в прокате и заслужившие негативные отзывы критиков. В последнее время он также старался дистанцироваться от надвигающегося «Пробуждения силы». И попутно  уже несколько лет критикует современную киноиндустрию. В частности, в январе 2015-го он выступил на кинофестивале Sundance и заявил, что голливудское кино стало похоже на цирк, что оно не несет никакого смысла, только спецэффекты, что многие обвиняют в этом как раз его, Лукаса, но ведь «Звездные войны» вовсе не были пустым кино.

«Звездные войны» изменили эстетику и смысл тогдашнего Голливудского кино, фокус сместился с глубоких историй на развитие спецэффектов, начался бум инвестиций в высокотехнологичные компании в индустрии. Наряду с «Челюстями» Спилберга, «Звездные войны» знаменовали появление high-concept movie и такого понятия, как «летний блокбастер», они создали модель для кинотрилогий, продемонстрировали, что мерчандайзинг может генерировать больше средств, чем непосредственно фильм. Показали, как такой проект может вытащить из банкротства целую студию: не забываем, что в течение трех месяцев акции 20th Century Fox взлетели с 6 до 25 долларов. В общем и целом – что-то справедливое в обвинениях в адрес Лукаса есть, ведь именно он начал то, за что сегодня же индустрию и критикует. Самое интересное, что с этим концертным номером он выступает на пару со Спилбергом. Несколько лет назад они появились перед студентами университета Южной Калифорнии, говорили о крахе индустрии в том ее виде, в котором она существует сейчас. И Спилберг сказал примерно следующее: мы не можем расширить неделю или увеличить сутки, студия скорее инвестирует 250 млн. долларов в фильм, который гарантировано выстрелит, чем в целую череду действительно интересных, глубоко личных, может быть даже исторически важных проектов, которые могут просто потеряться в прокатной суматохе из-за того, что в сутках у нас только 24 часа.

Суммарный бюджет шести предыдущих эпизодов саги (включая оглашенные расходы на маркетинг) – 444,5 млн. долларов. Общие сборы – 4,3 млрд. (из них – 2,2 млрд. – домашние сборы). И это не считая денег от продажи DVD и того самого мерчандайзинга. Но кроме объекта страсти и культа, денег и перемен в киноиндустрии 80-х Лукас дал миру кое-что еще. Фактически он изменил историю в самых разных сферах нашей жизни. Специалист по спецэффектам разработал программу Photoshop. Компьютерным подразделением Lucasfilm была The Graphics Group, которая потом превратилась в Pixar и совершила революцию не только в анимации, но и нашем восприятии анимации. Ассистентом кинооператора на съемках 6-го эпизода начинал человек по имени Дэвид Финчер. В том, что «Звездные войны» оказали кардинальное влияние на их жизнь, признавались Джеймс Кэмерон, Ридли Скотт и Питер Джексон. Если взглянуть на списки IMDB, то до 1977 года среди первых 50-ти фильмов была лишь горстка фантастических лент, после 1977 года их число стало неумолимо расти и растет до сих пор. Так что сборы, конечно, важны. Но, учитывая все вышесказанное, дело ведь не только в деньгах.

кадр из фильма "Звездные войны: Пробуждение силы"

«Звездные войны: Пробуждение силы» выходит в российский прокат 17 декабря в форматах 2D, 3D и IMAX.

Автор:
Марина Латышева

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Франшиза Звездные войны

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама