Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 Сентября 2016 09:00

Однажды на Диком Западе: в прокате «Великолепная семерка» Антуана Фукуа

Однажды на Диком Западе: в прокате «Великолепная семерка» Антуана Фукуа

22 сентября 2016 года в прокат выходит важный релиз года, «Великолепная семерка» Антуана Фукуа с Дензелом Вашингтоном в главной роли (дистрибьютор – компания WDSSPR). Каким бы ни был новый фильм (а критики отреагировали на него прохладно), какие бы сборы ни прочили (тут как раз настроения самые радужные), это еще и повод вспомнить, чем были для своего времени первоисточник, «Семь самураев» Акиры Куросавы, и самая удачная его вариация, «Великолепная семерка» Джона Стерджеса. 

Бифштекс с угрем

Именно так охарактеризовал однажды свой фильм сам Акира Куросава. «Семь самураев» не были похожи ни на японское кино, ни вообще на что-либо, что мир когда-либо видел. Когда режиссера попросили описать его фильм, он сказал примерно так: «Это кино богатое, как политый маслом бифштекс, увенчанный жареным угрем».

кадр из фильма Семь самураев Акиры Куросавы

О том, какое влияние на кинематограф оказали «Семь самураев», написаны даже не статьи и диссертации, а книги. Про его технические и художественные инновации, безграничную энергию и одновременно экзистенциальную идею – герои не получают никакой награды за свои подвиги, человеческая природа не изменится от их самопожертвования, и тем не менее они решают принести в мир немного хорошего и идут до конца, то есть до смерти. Куросава изменил сам жанр боевика, заложив основы на многие десятилетия вперед. Показал, как можно снять экшн, не жертвуя образами персонажей – его герои получились не просто сложными или интересными, они получились комплексными, с тех пор всегда, когда какой-то боевик выглядит хоть немного поэтичным, а его фигуранты (убийцы и наемники) трагичными, за их спинами маячат призраки самураев Куросавы. «Это не просто великий фильм сам по себе, но источник жанра, - писал о нем Роджер Эберт. – Никто не снимал людей в экшне лучше Куросавы».

«Семь самураев» - это идеально смешанные в одном сюжете история и современность, самурайский фильм о традициях, закрепленных в национальной культуре, но при этом наполненный гуманизмом. Это был не просто первый опыт Куросавы в таком кино и его желание попробовать себя жанре «кэнгэйки» (поджанр «дзидайгэги» - исторических фильмов). Не стоит забывать, что американская администрация наложила запрет на съемки в Японии исторического кино, который просуществовал до конца 40-х, и вышедшие в 1954-м «Семь самураев» и их сногсшибательная популярность – зрительское приветствие возвращению жанра и возрождению национального духа. Есть даже интересная гипотеза, что «Семь самураев» - это еще и фильм-метафора, кино о том, как снимается кино, отражение всех производственных процессов в киноиндустрии.

кадр из фильма Семь самураев Акиры Куросавы

А уж о том, как фанатично старался Куросава быть исторически точным, ходят легенды. В тот момент, когда проект пошел в производство, большинство японских фильмов стоили около 70 тыс. долларов, «Семь самураев» обошлись Toho Studios в полмиллиона, во многом и потому, что режиссер требовал подлинных вещей и даже строительства настоящей деревни на время съемок. Работа над фильмом растянулась на год вместо запланированных 148 дней. Одновременно снимавшая «Годзиллу» Toho несколько раз закрывала проект, но затем снова открывала, едва не обанкротилась. Получившийся фильм японские критики приняли холодно, но «Семь самураев» стали самым успешным проектом в истории кино страны и задали новый стандарт национальной киноиндустрии. Влияние его на кинематограф безгранично, в нем признавались и отдавали ему дань в разные времена самые разные люди, от Сэма Пекинпы до главных лиц Pixar. Вот недавний пример: Зак Снайдер сказал, что его «Лига справедливости» (которая выйдет на мировые экраны в следующем году) создавалась под влиянием «Семи самураев».

Интересно, что в США в свое время он был локализован как «Великолепная семерка». Именно под таким названием он вышел на американские экраны в ноябре 1956г. К тому моменту, когда MGM сняла свой ремейк, все копии с этим названием уже были уничтожены.

кадр из фильма Великолепная семерка Джона Стерджеса

Жизнь других 

Когда «Семь самураев» появились в американском прокате, многие рецензенты отмечали, что это тот тип истории, который легко мог бы быть переделан Голливудом в вестерн. Об этом вспоминала The New York Times спустя четыре года, когда Голливуд действительно сделал из фильма Куросавы вестерн. И главное, чего удалось добиться режиссеру Джону Стерджес – это дать своей версии собственную историю. Действие было перенесено из Японии на границу США и Мексики, крестьяне превратились в фермеров, самураи в американских вольных стрелков, игроков и искателей приключений, совсем других людей. Нельзя сказать, что это была такая же глубочайшая драма людей чести, преодолевающих социальные предрассудки, какой были «Семь самураев». Но тут был свой конфликт, вполне загадочный – семеро эгоистичных типов, свободолюбивых одиночек, вдруг открывали в себе нечто иное, хотя изначально брались за сделку с крестьянами из-за денег. В «Великолепной семерке» не чувствуется и близко того технического и художественного гения, который отличал «Семь самураев». Но и этот фильм по своему обаятелен, у него свои достоинства и свои запоминающиеся детали появления на свет и послепрокатной судьбы – от сценарного скандала (первый вариант поручили написать Уолтеру Бернстайну, который во времена маккартизма фигурировал в черном списке голливудских кинематографистов, его заменили Уолтером Ньюменом, окончательные правки вносил Уильям Робертс, Робертс попросил Гильдию сценаристов считать его соавтором, и тогда Ньюмен потребовал вообще убрать свое имя из титров) до музыки. Саундтрек, созданный Элмером Бернстайном, стал культовым. Главная тема цитировалась при самых разных обстоятельствах – от рекламных роликов Marlbotro до «Лунного гонщик»а, эпизода Симпсонов и «Фаренгейта 9/11» Майкла Мура. Конечно, это был яркий актерский состав. Главным именем в титрах значился Юл Бриннер, уже получивший к тому моменту своего «Оскара» за мюзикл «Король и я». Стив Маккуин и Джеймс Коберн имели меньше экранного времени, а через несколько лет они станут звездами.

кадр из фильма Великолепная семерка Джона Стерджеса

The New York Times тогда назвала фильм «бледным, претенциозным и сверхдолгим отражение японского оригинала». Согласно публикации Variety  от 1961 года, фильм был кассовым разочарованием в Соединенных Штатах, но стал настоящим хитом в Европе , что в конечном счете, и сделало его прибыльным. Много лет спустя фильм попал на восьмую строчку списка 25 лучших американских фильмов по версии American Film Institute. Сегодня он остается вторым самым часто показываемым фильмом в истории национального телевидения после «Волшебника из страны Оз».
Самому Акире Куросаве вестерн Стерджеса вполне понравился. Хотя он не считал, что это вообще ремейк его «Семи самураев». 

Семеро небелых

Проект новой версии «Великолепной семерки» находился в активной разработке довольно долго. Представители MGM пришли к Фукуа с интересным предложением в 2014-ом. И тот, по его словам, колебался. Он никогда не думал о возможности сделать вестерн, к тому же млел перед «Семью самураями» Акиры Куросавы. Наконец, осознавал, что довольно нелегко соглашаться на ремейк, зная, что многие просто не знакомы с оригиналом – подобно тому, как не все же знают, что «Лицо со шрамом» Брайана Де Пальмы это ремейк одноименного фильма 1932г. Ховарда Хоукса и Ричарда Россона. Но в итоге согласился, сказал, что постарается остаться верным идее «Семи самураев».

кадр из фильма "Великолепная семерка"

«Семеро небелых» - это конечно, преувеличение. Но в целом в составе семерки героев присутствуют индеец, мексиканец и азиат, а возглавляет команду афроамериканец. И это, по большому счету, то самое, что могло бы стать мощной идеей, превратить фильм в нечто новое, а не просто в переложение известного сюжета. 

Интересно, что студия поначалу думала о белом кастинге, и именно режиссер предложил разнообразить национальную картинку. По мнению Фукуа, это как раз и отражает реальность того времени: «Было много черных ковбоев, коренных американцев, а азиаты работали на железных дорогах. Реальный Запад выглядел гораздо более современным, чем это представляли до сих пор фильмы», - говорил он в интервью The New York Magazine. Так в проекте появились не только Дензел Вашингтон, Ли Бен-хон и Мануэль Рульфо, но и Мартин Сенсмейер, для которого это фактически первый проект такого уровня. Сенсмейер - метис, в нем течет кровь тлинкитов, индейцев Аляски. Он перебрался в Лос-Анджелес десять лет назад, учился, работал моделью, пытался стать актером, периодически уезжал на родину, чтобы заработать на жизнь на нефтяных вышках. Теперь он в своих интервью говорит о том, что Америке нужно больше коренных актеров в актерской и модельной среде, призывает своих сородичей не сдаваться и пробиваться.

кадр из фильма "Великолепная семерка"

«Великолепная семерка» Антуана Фукуа закрывала Венецианский кинофестиваль и открывала кинофестиваль в Торонто. Критика у фильма неплохая, пресса хвалит актеров и музыку, а также само жанровое очарование вестерна, которое режиссеру удалось донести. Но отмечает, что ничего оригинального или инновационного миру тут не предложено. «Стерджес пересадил «Семь самураев» на почву Дикого Запада и дал этой истории совсем другую, свою собственную жизнь. У Фукуа не было такого очевидного преимущества сдвига парадигмы» - отмечает Indie Wire. The Hollywood Reporter  пишет о том, что большим различием фильмов Стерджеса и Фукуа является разнообразное этническое происхождение главных героев в новой ленте. И теоретически это давало отличный шанс рассказать новую версию жизни Дикого Запада, посредством каких-то важных монологов или комментариев донести до зрителя историю самих персонажей, а через них – историю таких людей в Америке тех времен. Но фильм так далеко не заходит. Позиционируя себя как культурно релевантное явление, он делает в этом смысле гораздо меньше, чем, допустим, гораздо более радикальный «Джанго освобожденный». 

Такая критика, впрочем, не мешает компании ждать отличную кассу. «Этот эффектный, хоть и мало вдохновляющий третий опыт совместной работы Дензела Вашингтона и Антуана Фукуа выглядит уверенным кассовым проектом», - резюмирует The Hollywood Reporter. По прогнозам «Великолепная семерка» с бюджетом 95 млн. долларов в первый уикенд может собрать около 50 млн. долларов, что сделает ее одним из самых крупных сентябрьских дебютов всех времен.

«Великолепная семерка» Антуана Фукуа выходит в российский прокат 22 сентября.


Автор:
Марина Латышева

Все новости о фильме

02.10.2018 Итоги уикенда с 27 по 30 сентября: «Непрощенный» возглавил прокат 30.12.2016 Зарубежное кино в отечественном прокате: Итоги 2016 года 17.10.2016 Сборы в США и Канаде за уикенд с 14 по 16 октября 2016 года: Расплата для Кевина Харта 11.10.2016 Итоги уикенда с 6 по 9 октября 2016: «Дуэлянт» отступил перед странными детьми мисс Перегрин 10.10.2016 Сборы в США и Канаде за уикенд с 7 по 9 октября 2016 года: «Девушка в поезде» отправила в нокаут странных детей 04.10.2016 Итоги уикенда с 29 сентября по 2 октября 2016: «Дуэлянт» устранил всех конкурентов 03.10.2016 Сборы в США и Канаде за уикенд с 30 сентября по 2 октября 2016 года: «Дом странных детей Мисс Перегрин» всматривается в «Глубоководный горизонт» 27.09.2016 Итоги уикенда с 22 по 25 сентября 2016: Аисты летят на Дикий Запад 26.09.2016 Сборы в США и Канаде за уикенд с 23 по 25 сентября 2016 года: «Аисты» не догнали «Великолепную семерку» 23.09.2016 Киноафиша: Что смотреть в выходные 24-25 сентября 2016 года
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама