Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
16 октября 2017 13:30

Пришедшие с мечом: В прокат выходит российский «Последний богатырь» от Disney

Пришедшие с мечом: В прокат выходит российский «Последний богатырь» от Disney

19 октября 2017 года в прокат выходит «Последний богатырь» Дмитрия Дьяченко  (прокатчик -  WDSSPR), фильм производства Disney и Yellow, Black and White, новая диснеевская попытка поработать на российской почве с жанром сказки, проект интересный и важный. Дело даже не в бэкграунде создателя, а в общей попытке как-то вернуть в наше игровое кино Кощея, Бабу-Ягу, Змея Горыныча, трех богатырей и прочих известных фигурантов, да так, чтобы они не выглядели бедными родственниками своих предшественников из советской эпохи. Получилось даже лучше, чем можно было ожидать.

кадр из фильма Последний богатырь

Железная бабка, Женщина-лягушка и Капитан Кощей

«Последний богатырь» - история о простом русском парне Иване, который живет в наше время и успешно промышляет работой белым магом Светозаром, то есть выступает на телешоу и принимает от населения хорошо оплачиваемые заказы на магию. Это позволяет ему существовать в полном шоколаде и почти не думать об этике своих поступков. Но однажды Иван чудом оказывается в волшебной стране Белогорье, узнает, что способен найти волшебный меч-кладенец и серьезно повлиять на местную геополитику. Он знакомится со сказочными персонажами и вступает с ними в неожиданный союз. То есть помогает Кощею, Бабе-Яге, Водяному и примкнувшей к ним Василисе (она же – лягушка) в их сравнительно справедливой битве с Добрыней Никитичем и его супругой Варварой. Последние привели добро в Белогорье к тотальной победе и правят железной рукой.

На старте проекта представители Disney в России говорили, что хотят продолжить традицию экранизаций прекрасных русских сказок, начатую Александром Роу и Александром Птушко. По факту «Последний богатырь» не то чтобы не следует традиции, но не испытывает перед ней отчаянного трепета и не превращается в ее жалкое подобие. Ухитриться пройти между привычными персонажами с их историями и желанием следовать современным, страшно сказать, западным тенденциям - это одно из основных его достоинств. Главный персонаж в исполнении Виктора Хориняка («Оттепель», сериал «Кухня», а вообще-то еще и актер МХТ им. А. П. Чехова) – удачное попадание в образ. Интереснее обстоит дело с волшебными персонажами. Кощей (Константин Лавроненко), Баба-Яга (Елена Яковлева), Василиса (Мила Сивацкая) не просто осовременились, но стали похожи на супергероев. Ироничная Яга в качестве гаджетов использует различные зелья и травы, систематически оборачивающаяся лягушкой юная сиротка Василиса мучается двойственностью своего бытия, Кощей командует окружающими и защищает справедливость, как он ее понимает (приветы Тони Старку, Питеру Паркеру, Стивену Роджерсу и другим). Попутавший рамсы Добрыня Никитич (Евгений Дятлов) не столь интересен, потому как этого персонажа оттесняет на задний план его мощная супруга (Екатерина Вилкова). Это, а также тот факт, что Чудо-Юдо (Александр Семчев) оказывается дамой, позволяет «Последнему богатырю» следовать феминистским тенденциям в кино, добравшимся и до сказок. Достойные боевые сцены, недешевые съемки, костюмы, шутки-прибаутки (никогда еще внезапно грянувшая песня Стаса Михайлова не воспринималась адекватной аудиторией с таким энтузиазмом) – все это может сделать фильм интересным не столько детской, сколько чуть более взрослой аудитории. Равно как и свойственная диснеевским сказкам нового времени амбивалентность в отношении вроде бы известных сказочных конфликтов. И при этом кино, созданное на русском материале, счастливо избежало скрепности и сопутствующей ей неприязни к загнивающему Западу. «Последний богатырь» в этом смысле совершенно самодостаточен: заграницы тут нет вообще.

Бюджет фильма студия не разглашает, в прокатном удостоверении указан рейтинг 12+. Что будет с кассой, уверенно прогнозировать сложно. Хотя в его пользу говорит то, что «Последний богатырь» выходит на фоне недавно обнародованной статистики о росте сборов отечественного кино: газета «Ведомости» со ссылкой на Фонд кино пишет, что за девять месяцев 2017-го сборы российских фильмов по сравнению с прошлым годом выросли на 25%, тогда как сборы иностранных – на 5,3%, и в целом доля российского кино в прокате достигла 20%. Учитывая тот факт, что количество российских релизов уменьшилось по сравнению с прошлым годом, доля нашего кино в прокате выросла как раз за счет роста средних сборов на фильм. Но так или иначе «Последний богатырь» - пока самая убедительная попытка реанимировать в кино жанр русской сказки.

кадр из фильма Последний богатырь

Богатые и бедные

Советская кинематографическая традиция русской сказки была такой мощной, что в XXI веке все попытки вернуть Бабу-Ягу, Кощея и их подельников в игровое кино выглядели жиденько. Придать трактовкам сказочных персонажей новое звучание и заинтересовать потенциальную аудиторию получалось не очень. Появлялись такие, например, фильмы, как «Чудеса в Решетове» (2004г.). Эта комедия о перипетиях провинциальной жизни, собравшая в прокате 15 тыс. долларов, имела рейтинг 12+, но совершенно непонятно, на кого была рассчитана. И вроде в кадре существовали Василиса, русалка, Добрыня Никитич, кот Тимофей, Кощей и даже волшебное зеркало, но на сказку все это не тянуло. Имелись неплохие актеры (от Нодара Мгалоблишвили до Алексея Панина), но отсутствовала внятная история, а уж спецэффекты были на уровне кооперативного кино.

Пример наоборот чрезвычайно стильной и четкой истории с нормальным  бюджетом и соответствующими возможностями – «Соловей-Разбойник» (2012г.). Фильм, придуманный Иваном Охлобыстиным с ним же в главной роли собрал в прокате 5,2 млн. долларов, но назвать это волшебной сказкой и тем более семейным кино язык не повернется. Шумная криминальная комедия с прокатным рейтингом 16+ и неизбежными ассоциациями с творчеством Тарантино поражала числом зарубленных, застреленных и подорванных персонажей, а также непременной охлобыстинской харизмой, но к заглавному персонажу имело отношение только название.

Честной попыткой адаптировать волшебных героев под современность стала «Реальная сказка» (2011г., рейтинг 12+, касса – 1,7 млн.). Фильм  спродюссировал и сыграл в нем роль Ивана-дурака Сергей Безруков. И вроде имелся даже классический конфликт между темными и светлыми силами в лице Кощея и Ивана с Василисой, перенесенный в наши дни. Но фильм был наполнен такой злободневной классовой обидой пост-ельцинского периода (злодей непременно олигарх, герои обязательно учительница и ВДВшник), что смотреть его как вечную волшебную историю о борьбе добра со злом не получалось.

Disney решил поработать на русском материале с русской сказкой еще в 2009г. Его первый проект – «Книга мастеров», кино с бюджетом 8 млн., собравшее в России 10, 8 млн. и попавшее в иностранный прокат. «Книга мастеров» получила рейтинг 0+ и могла заинтересовать зрителя разного возраста. Детям – волшебная коллизия; подросткам – спецэффекты, драки и романтическая любовь; умным подросткам – сцены с участием Михаила Ефремова (34-й богатырь). Единственная, но серьезная претензия, которую можно было предъявить фильму – за исключением технической стороны и пары-тройки гэгов ничего нового зрителю не показали. Сама история была очень близка советской традиции, игравший Ивана Максим Локтионов даже первый раз появлялся в кадре под романтическую музыку, словно перебравшуюся сюда из советского кино, и своим стилем в целом, несмотря на юный возраст, сильно напоминал канонического Сергея Столярова.

кадр из фильма Последний богатырь

Из проектов недалекого будущего интригует «Конек-Горбунок» Олега Погодина и компании СТВ Сергея Сельянова. Авторы планируют бюджет 600 млн. рублей. и интересные спецэффекты (за них отвечает CGI-Factory Александра Горохова). Стихотворный текст Петра Ершова переведут в прозу, и по жанру это будет смесь хоррора и комедии. То есть насчет семейного кино большие вопросы, зато такой проект определенно мог бы заинтересовать молодежную аудиторию. Съемки планируют начать в следующем году, а выход намечен не ранее 2020-го.

Но гарантированной нишей для русской сказки долгие годы является анимация. Тут есть место и экспериментальным фильмам. Например, «Бабка Ёжка и другие» Валерия Угарова и United Multimedia Projects, собравшая в прокате в 2006г. около 720 тыс. долларов, а также выигравшая фестиваль анимационного кино в Суздале. Или цикл «Гора самоцветов» от студии «Пилот», сложнейший проект, выполненный в разных анимационных жанрах и посвященный сказкам народов России. И коммерческим хитам, каковыми стали, фильмы студии «Мельница» - богатырская серия и серия про Ивана Царевича и Серого волка. Богатырская сага из семи частей собрала в российском прокате в общей сложности почти 100 млн. долларов, а три анимационных фильма «Иван Царевич и Серый волк» - около 54 млн. Эти проекты имеют рейтинг 0+, 6+ или 12+, но благодаря своему юмору привлекают разную аудиторию. Их ставят в прокатную сетку в лучшее время, чаще всего под Новый год или в новогодние каникулы, вот и в этом году публику ждет очередная часть богатырской франшизы «Три богатыря и принцесса Египта». В такой ситуации предложить зрителю волшебную сказку не в анимационном, а в игровом варианте – это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть.

«Последний богатырь» Дмитрия Дьяченко в российском прокате с 19 октября.

Автор:
Марина Латышева

Все новости о фильме

Другие статьи по теме The Walt Disney Company

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама