Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
в фокусе:
Реклама
299
на печать
28 Августа 2019 10:30

Четверть доходов европейского аудиовизуального рынка уходит в США

Четверть доходов европейского аудиовизуального рынка уходит в США

Портал ПрофиСинема публикует последнюю часть исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, опубликованного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В статье проанализированы данные за 2012 - 2017 годы. Речь пойдет о главных игроках на европейском телевидении и изменениях в структуре индустрии.

Основные телевизионные игроки в Европе: консолидация под руководством США

Анализ ТОП-100 Европейских аудиовизуальных групп по доходам сталкивается с несколькими методологическими проблемами, среди которых определение точной доли аудиовизуальных доходов крупных телекоммуникационных и кабельных компаний, разделение вещательной деятельности и дистрибьюции, а также определение доли доходов американских групп в Европе. Тем не менее, такой анализ дает информацию о структуре аудиовизуальной индустрии в Европе.

доходы ТОП-100

В период с 2012 по 2017 год среднегодовой темп роста прибыли индустрии составил 4,3%, при этом выручка 100 крупнейших европейских компаний в целом росла быстрее рынка (2,6%). Скорость роста (4,9%) была еще выше у 10 ведущих групп (Sky, RTL Group, ARD, BBC, Groupe Canal Plus, ProSiebenSat.1, Gruppo Mediaset, ITV, Netflix International B.V. и France Télévisions).

Эту тенденцию объясняет процесс концентрации (например, слияние Sky в Великобритании, Италии и Германии, приобретение Eurosport компанией Discovery и процесс консолидации в кабельной промышленности или в телепроизводстве), а также наплыв сервисов SVOD. По оценкам Обсерватории, Netflix по доходам является 9-й крупнейшей аудиовизуальной группой, действующей в Европе, а Amazon занимает 18 место.

Поскольку процессом консолидации управляют частные вещатели, доля государственных компаний среди 100 ведущих игроков снижается: в 2017 году 57 из 100 ведущих аудиовизуальных групп были государственными организациями. На долю их доходов пришлось 38% от совокупной выручки. В 2012 году этот показатель составлял 47%.

Топ 100 по регионам

Данные по 2017 году с учетом приобретения Sky компанией Comcast показывают, что 26% доходов 100 основных аудиовизуальных групп, действующих в Европе, были получены американскими группами. Без учета общественных вещателей эта доля возрастает до 41%. Помимо Sky / Comcast, ведущими американскими игроками в Европе являются Netflix, Discovery Communications, Amazon, Viacom, Qurate, 21st Century Fox и медиа-подразделение AT&T.

Крупнейшие европейские группы с доходом более 1 млрд. евро в 2017 году созданы в Германии (RTL Group, ARD, ProSiebenSat.1, ZDF), Франции (Groupe Canal Plus, France Télévisions, Groupe TF1), Великобритании (BBC, ITV, Channel 4), Италии (Gruppo Mediaset, RAI), Испании (Telefonica Audiovisual, PRISA), Швеции (Nordic Entertainment), Швейцарии (SSR-SRG) и Австрии (ORF).

Только девять европейских аудиовизуальных групп вошли в ТОП-50 (Canal Plus / Vivendi; RTL Group; ARD; BBC; ProSiebenSat.1; Gruppo Mediaset; ITV; France Télévisions и RAI).

Общественные вещатели: глобальная конкуренция и новые альянсы

Огромные бюджеты на производство контента, как у Amazon и Netflix, и увеличение инвестиций в местный контент в сочетании с предстоящим введением квот на видеоконтент в ЕС должны изменить структуру европейской аудиовизуальной индустрии. Усиление глобальной конкуренции со стороны крупных международных игроков побуждает местные компании создавать больше оригинального контента. Это привело к тому, что национальные и региональные общественные организации по всей Европе стали объединять ресурсы и сотрудничать как в производстве контента, так и в дистрибьюции. Кроме того, это стимулировало создание альянсов между государственными и коммерческими игроками, стремящимися оставаться актуальными и конкурировать с сервисами видео по запросу.

доходы общественных вещателей

В 2017 году общий доход общественных вещателей (PSB) в 38 странах, по которым у Европейской аудиовизуальной обсерватории есть данные, составил 35,47 млрд евро. На компании из 28 стран Евросоюза приходилось 92% от общего дохода (32,58 млрд евро). Доходы общественного вещания снизились в среднем на 1% в странах ЕС ( - 342,09 млн. евро) и на 1,1% в странах ЕАО ( - 377,55 млн. евро) по сравнению с предыдущим годом. В Македонии, Эстонии, Румынии, Италии и Черногории в годовом исчислении наблюдалось наиболее значительное снижение доходов.

Прибыль государственных компаний сильно различается в зависимости от конкретной страны не только в абсолютном выражении, но и в расчете на семью: например, доход SSR-SRG (Швейцария) на одного жителя в 2017 году составил 170,6 евро, за ним следуют RÚV (Исландия, 162,7 евро) и DR (Дания, 161,1 евро). Показатели гораздо ниже в Марокко (0,7 евро), Грузии (4,0 евро) и Румынии (9,1 евро), имеющей самый низкий доход на душу населения среди стран ЕС.

доля общественных вещателей

Как давление на государственное финансирование, так и рекламный кризис объясняют эту тенденцию, поскольку PSB, как правило, полагаются на эти два ресурса, хотя и в разной пропорции: в среднем в ЕС государственное финансирование составляло 78,3% от PSB ресурсов в 2017 году (78,8% в 38 странах ЕАО), но их доля колебалась между более 95% в Финляндии, Греции, Эстонии, Люксембурге, Швеции и Норвегии и менее 50% в Польше и на Мальте.

Различия в уровнях финансирования являются одним из ключевых факторов, объясняющих, почему доля европейской аудитории PSB колеблется от менее 5% до более 70%. Тем не менее, независимо от доли аудитории, PSB, как и их коммерческие конкуренты, сталкиваются с растущей фрагментацией аудитории из-за увеличения количества каналов цифрового телевидения. Большинство отреагировало расширением своего портфеля каналов. Тем не менее, их доля аудитории, как правило, снизилась с 2012 года, за исключениями Дании, Турции, Германии, Французского сообщества Бельгии и Словакии. Изменение вкусов аудитории в пользу потоковых платформ может создать дополнительную проблему для сохранения общего количества просмотров.

Неопределенная доля онлайн-видео

Платформы для обмена видео (YouTube, Vimeo, Dailymotion) - основные службы, позволяющие пользователям Интернета делать свои ролики доступными для других пользователей. Совсем недавно возможность загружать видео добавили некоторые соцсети (Facebook, Snapchat, Instagram), другие были созданы специально для этого (Periscope, BIGO, Live.me, Twitch).

У таких ресурсов разные цели, а также модели предоставления контента, сам контент, его происхождение и финансирование, но в некоторой степени они работают на одном рынке. Обмен видео является одной из аудиовизуальных опций, доступных на платформах, и он поддерживает основную деятельность каждого из этих игроков.

время смотрения видео

Платформы для обмена видео способствуют появлению создателей, превращающихся из любителей в профессионалов. Они снимают недорогие ролики, которые обычно привлекают часть традиционной аудитории, особенно среди молодого поколения.

Для медиа-групп видеоплатформы могут быть инструментом продвижения собственных программ или местом для распространения контента, достигшего конца своего цикла эксплуатации.

доля рекламы

Стратегия платформ для обмена видео основана на «уберизации». Они стремятся объединить поставщиков контента, потребителей и рекламодателей с помощью решений по распространению, предназначенных для отдельных авторов, производителей и медиа-групп. Распространение видео на таких ресурсах способствует общему росту популярности услуг по требованию и, следовательно, стагнации или даже сокращению времени просмотра линейного ТВ. Тем не менее, время, затрачиваемое на просмотр контента, доступного на платформах для обмена видео, по-прежнему относительно невелико. Видео на таких платформах популярно лишь у детей и подростков в возрасте от пяти до 16 лет.

Платформы для обмена видео в основном финансируются за счет рекламы. Доходы могут быть косвенными (общий вклад в трафик социальной сети) или прямыми, от размещения рекламных объявлений до ролика, в середине или после. Онлайн-видео реклама может стать для рекламодателей надежной альтернативой телевизионной. В Европейском Союзе онлайн-видеореклама по-прежнему составляет лишь около 10% доходов от телевизионной, но темпы роста значительно выше: 21,4% в период с 2015 по 2016 год по сравнению с 2% для телевизионной рекламы и 11% для онлайн в целом.

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией:

Американский аудиовизуальный рынок завоевывает Европу
Новое в правовом регулировании работы европейских ресурсов
Европейские производители отказываются от копродукции в пользу национальных фильмов
Доходы от экспорта европейских фильмов растут благодаря Китаю
Европейский телеконтент: кто производит и где смотрят
Большую часть контента европейских потоковых сервисов составляют американские фильмы
Европейские телеканалы: какой контент и где смотрят
Большую часть доходов европейского аудиовизуального рынка обеспечивает видео по подписке
Европейское телевидение теряет рекламу и не привлекает новых зрителей
Сервисы SVOD вытесняют домашнее видео
Европейские кинотеатры демонстрируют стабильность во всем
Выход Британии из Евросоюза: что потеряет каждая из сторон


Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Телевидение

Другие статьи по теме Европейская аудиовизуальная обсерватория/European Audiovisual Observatory

Другие статьи по теме Стриминговые сервисы, OTT, VOD

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама