Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
12 Апреля 2020 13:37

Российских зрителей больше всего беспокоят действия властей, самоизоляция и потеря дохода

Российских зрителей больше всего беспокоят действия властей, самоизоляция и потеря дохода

После остановки кинопоказа с конца марта аналитики проекта Кинозритель Фонда кино (совместно с компаниями Wanta Group и Аналитические системы) провели две волны телефонного опроса кинозрителей: 28-29 марта (старт режима самоизоляции) и 3-5 апреля (завершение первой недели самоизоляции), с целью выяснить изменения в настроениях киноаудитории, трансформации образа жизни, способах просмотра фильмов в условиях самоизоляций, и понять, что больше всего беспокоит респондентов в настоящий момент.

После введения столь длительного  периода нерабочих дней и перехода значительной части общества на вынужденную самоизоляцию, на передний план вышли опасения, связанные не с эпидемиологическими, но с экономическими последствиями пандемии нового коронавируса.

Высокая степень неопределенности, информационный фон и резко изменившийся образ жизни лежат в основе восприятия текущей ситуации и соотнесения себя с новой, необычной, реальностью. Опасения, связанные с массовой гибелью людей, распространением вируса в других странах, доминировавшие среди киноаудитории до старта всеобщей самоизоляции, ушли на второй план на фоне роста обеспокоенности в отношении действий и реакции властей на текущую ситуацию (это самый популярный ответ – 32%), необходимости изменить привычный образ жизни (32%) и серьезного сокращения личного дохода (30%).

ОПАСЕНИЯ КИНОАУДИТОРИИ

Подавляющее большинство киноаудитории (98%) так или иначе смотрели фильмы в течение марта, но только 4% респондентов смогли посмотреть фильм в кинотеатре.

Не менее 30% киноаудитории смотрят фильмы в интернете, из них почти половина (43%) делает это бесплатно (скачивая или онлайн). Треть аудитории предпочитают онлайн-кинотеатры (бесплатно или по подписке). Такой способ просмотра больше распространен в Москве и Санкт-Петербурге (37%), в других городах (Екатеринбурге, Новосибирске и Краснодаре) доля онлайн-кинотеатров среди способов просмотра составила 27%. Такой способ просмотра более характерен для молодой аудитории (от 18 до 24 лет - 42%, от 25 до 34 лет – 40%). Только 27% зрителей 35-44 лет смотрели контент в онлайн-кинотеатрах за последний месяц.

31% кинозрителей использовали YouTube для просмотра фильмов помимо прочего контента, размещенного на видеохостинге. Данный способ просмотра больше распространён в регионах: 36% против 29% в Москве и 27% в Санкт-Петербурге. 18% киноаудитории смотрели фильмы по ТВ. Такой способ просмотра традиционно характерен больше для женщин, чем для мужчин, а также для аудитории старше 45 лет, среди которых 28% смотрели фильмы по бесплатным каналам. Примечательно, что даже среди киноаудитории старшей возрастной группы ТВ-просмотр фильмов не стал основным способом и уступает способу просмотра посредством интернета. 

СПОСОБЫ ПРОСМОТРА ФИЛЬМОВ

Еще в преддверии всеобщей самоизоляции половина киноаудитории предпочитала не выходить из дома без веских причин (52%), свободно перемещались по городу 44% опрошенных. При этом кинозрители Москвы были более осторожны (59% выходили из дома лишь в крайних случаях, свободно перемещались по городу 38% респондентов), что может быть объяснено стартом режима всеобщей самоизоляции с 29 марта, тогда как в других регионах аналогичные меры были приняты с 30 марта и позднее. Спустя неделю доля киноаудитории, не выходившей из дома, выросла с 4 до 16%. Доля тех, кто выходил лишь в крайних случаях, выросла с 52 до 78% опрошенных. Доля киноаудитории, рискнувшей свободно перемещаться по городу, снизилась с 44 до 6%. Кинозрители Москвы отнеслись к режиму самоизоляции строже, чем в других регионах: если в Москве не ограничивали себя в передвижениях 3% кинозрителей, то в Санкт-Петербурге уже 6%, в других городах – 10%.

ДИНАМИКА ПО ГОРОДАМ

Среди киноаудитории 18-24 лет за неделю перед стартом всеобщего режима самоизоляции свободно передвигались по городу 39% опрошенных. 6% аудитории 18-24 лет уже на тот момент предпочитали не выходить из дома. К окончанию первой недели самоизоляции их доля выросла до 17%, а 78% выходили лишь в крайних случаях. Аналогичная тенденция и в остальных возрастных группах.

ДИНАМИКА ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Еще до всеобщей самоизоляции изменение образа жизни ощутили 70% киноаудитории, из них 23% отметили кардинальные изменения, у 47% образ жизни изменился, но несущественно. Настолько высокая доля (70%) объясняется тем, что уже начиная с середины марта на образ жизни жителей городов существенно повлияли информационная повестка, перевод сотрудников на удаленный режим работы и другие меры по противодействию распространения вируса. У каждого третьего респондента появилось больше свободного времени. За последнюю неделю марта образ жизни не изменился у 30% респондентов. Неделю спустя их доля сократилась до 17%. Доля тех, чей образ жизни кардинально изменился, выросла с 23 до 41%. Больше свободного времени появилось уже у 58% киноаудитории, что обусловлено прежде всего объявлением периода нерабочих дней, установленного с 30 марта по 3 апреля и продленного впоследствии до 30 апреля.

Как сообщают авторы исследования, опрос соответствует структуре киноаудитории по частоте просмотра фильмов в кинотеатрах. 61% респондентов относится к активной киноаудитории (посещали кинотеатр в начале года 1-2 раз в месяц и чаще). Среди опрошенных 18-24 лет доля активной киноаудитории составила 69%, среди респондентов 25-34 лет – 63%. Было проведено 2 042 телефонных интервью в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Краснодаре.

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Фонд кино

Другие статьи по теме Коронавирус и индустрия

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама