Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 августа 2020 13:11

Общественное вещание переживает непростые времена

Общественное вещание переживает непростые времена

ПрофиСинема продолжает серию публикаций о результатах исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. 

В этом материале речь пойдет о положении общественного вещания в Европе: рассматривается динамика выручки подобных сервисов, их доля аудитории, а также сравниваются показатели по странам. 

Доля аудитории общественного вещания снижается

Общественное вещание теряет среднюю долю на рынках Европы. С 2013 по 2018 годы она сократилась на 4 процента. По странам Европейского союза этот показатель снизился на 0.2%.

Сервисам общественного вещания, как и их коммерческим соперникам, приходится приспосабливаться под новые реалии рынка, в первую очередь - под нарастающую фрагментацию публики, связанную с увеличением числа каналов цифрового ТВ. Изменения вкусов и предпочтений зрителей обусловлены растущим уровнем потребления видеокотента через стриминговые платформы. Этот фактор затрудняет сохранение аудитории.

Различие объемов финансирования — ключевой фактор, объясняющий, почему доля аудитории европейских сервисов общественного вещания в 2018 году варьировалась от 5% до более 70% с наиболее заметной разницей между Скандинавией и некоторыми балтийскими и восточноевропейскими государствами. 

Рост операционной прибыли общественного вещания в ЕС в 2018 году составил 0.9 процентов в то время как инфляция составила 1.8 процентов. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

Средние показатели выручки общественного вещания демонстрируют стагнацию

В 2018 году общая операционная прибыль сервисов общественного вещания в 38 странах, информация по которым была доступна Европейской аудиовизуальной обсерватории, составляла 35.84 млрд евро. 93% общего дохода приходилось на организации из 28 стран-членов ЕС. Крупнейшие бюджеты сервисов общественного вещания были в Германии (на эту страну приходилось 28% выручки по ЕС), Великобритании (20%) и Франции (14%). Их совокупная выручка составила в 2018 году 20.8 млрд евро — 63% от общей выручки подобных сервисов ЕС.

Третий год подряд инфляция опережала темп среднего роста годовой выручки сервисов общественного вещания, который по состоянию на 2018 год составлял 0.9% в странах ЕС (280 млн евро в денежном выражении) и 0.2% или 36.47 млн евро во всех европейских странах. Таким образом, в ЕС, за исключением Германии, наблюдалось отсутствие роста данного рынка и падение (-0.9%) в странах, информация по которым была доступна Европейской аудиовизуальной обсерватории.

Что касается отдельно взятых европейских стран, более половины из них показали рост выручки ниже темпов инфляции в 2017-2018 годах, либо ее падение. Наибольшее снижение данного показателя продемонстрировали Мальта, Турция и Болгария.

График среднегодового роста выручки общественного вещания (зеленый) и среднего показателя инфляции (синий) в ЕС с 2014 по 2018 годы. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

Выручка общественного вещания в разных странах различается не только в абсолютном выражении, но и в размерах поступлений с каждого жителя. Для швейцарской организации SSR-SRG этот показатель в 2017 году составил 170.6 евро, для датской DR — 168.5 евро. Для сравнения, выручка общественного вещания с одного жителя составляет 4 евро в Грузии и 9.1 евро в Румынии — последняя страна демонстрирует самый низкий показатель в ЕС.

Снижение показателей выручки обусловлено проблемами с государственным финансированием и кризисом рекламы. Как правило, общественное вещание полагается именно на эти два источника средств, хотя и в разной степени: по состоянию на 2018 год в 28 странах ЕС госфинансирование составляло в среднем 77.8% ресурсов данных сервисов (78.3% в европейских странах вообще). Тем не менее, общественное вещание в Финляндии, Люксембурге, Швеции и Норвегии на 95% зависело от государства. Обратная ситуация наблюдалась в Польше и на Мальте — там данные сервисы получали менее 50% финансирования из государственных источников.

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией (исследование 2020 года):

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Другие статьи по теме Телевидение

Другие статьи по теме Европейская аудиовизуальная обсерватория/European Audiovisual Observatory

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама
Полный нокдаун
11