Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
14 июля 2021 14:19

Тренды европейского кино: европейский ТВ-рынок сильно фрагментирован

Тренды европейского кино: европейский ТВ-рынок сильно фрагментирован

ПрофиСинема продолжает публиковать результаты исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В восьмом материале речь пойдет о телевидении в Евросоюзе: влияние Великобритании на рынок снижается в результате Brexit, а сервисы видео по запросу теснят эфирное телевидение.

Более 11 000 телеканалов доступно в Европе

На конец 2019 года в Европе было доступно 11 418 телеканалов, 4 757 из них — местные. Под «Европой» подразумеваются следующие территории MAVIS (база данных свободного доступа к аудиовизуальным услугам): 28 стран ЕС, Албания, Армения, Босния и Герцеговина, Швейцария, Грузия, Исландия, Лихтенштейн, Черногория, Северная Македония, Норвегия, Россия, Турция, а также Марокко.

Кроме того, в Европе было доступно 3 069 сервисов видео по запросу: 1 832 сервисов catch up-телевидения (технология «вслед за эфиром», предлагающая возможность просмотра фильмов и передач с помощью интернета после завершения их эфира), 1 040 платформ платного видео по запросу и 197 бесплатного.

По состоянию на конец 2019 года в Европе было учреждено 6 420 телеканалов (не включая местные), из которых 4 657 базировались в 28 странах Евросоюза. Регулирующие органы выдали 5 496 лицензий на телевещание для телеканалов (кроме местных), базирующихся в Европе, из которых 3 831 были выданы в странах ЕС. При этом 91,5% телеканалов, основанных в Европе, принадлежали частным компаниям (схожий показатель и для 28 стран ЕС).

Из 1011 сервисов с оплатой по запросу, базирующихся в Европе, 919 находились в странах ЕС, и только 2% из них принадлежали организациям общественного вещания.

Миграция и диверсификация телеканалов в преддверии Brexit

В 2019 году, в преддверии Brexit, крупные американские телесети стремились вынести филиалы за пределы Соединенного Королевства, чтобы обеспечить более широкую дистрибьюцию своих международных каналов. Традиционно подразделения Discovery, Viacom, Sony и SPI International располагались в Великобритании. Теперь их офисы появились и в других странах — в основном в Нидерландах и Испании, где им выдавались дополнительные лицензии на вещание локализированных версий их телеканалов. На некоторых территориях, например, во Франции и Чехии международные каналы обзаводились своими местными вариантами.

Распределение каналов, нацеленных на другие страны Евросоюза, источник Европейская аудиовизуальная обсерватория

Миграция и специализация привели к фрагментации предложения телеканалов и потребовали изменения позиционирования основных телевизионных хабов ЕС, ориентированных не на внутренние рынки Евросоюза. Великобритания (34%), Нидерланды (22%) и Испания (10%) выделились как три основных хаба для телеканалов, базирующихся в 28 странах ЕС и ориентированных на рынки других государств, в конце 2019 года. Можно отметить кардинальные изменения по сравнению с 2018 годом, когда лидерами были Великобритания (52%), Чехия (9%) и Люксембург (8%).

Доля Великобритании в предложении каналов странам ЕС упала ниже 25%

Несмотря на миграцию лицензий на вещание в преддверии Brexit, Великобритания оставалась основным поставщиком телеканалов в Европе, являясь страной прописки для 1026 телеканалов. Однако доля Великобритании среди всех телеканалов в ЕС упала на 6%, до 22%, по сравнению с прошлым годом. В основном это было вызвано перемещением телеканалов, ориентированных на страны за пределами Великобритании, на которые в конечном итоге приходилось 33% всех британских каналов в 2019 году (по сравнению с 46% в 2018 году). Однако Великобритания оставалась основным центром, где располагались каналы ЕС, нацеленные на другие страны Евросоюза в 2019 году.

Также Великобритания являлась основным поставщиком сервисов видео по запросу — в этой стране располагалось 237 провайдеров подобной услуги. На долю Соединенного Королевства приходилось 37% платформ с видео по запросу, ориентированных на другие рынки Еврозоны. Это самый высокий показатель в ЕС, далее следуют Ирландия (25%) и Испания (13%).

Сервисы видео по запросу теснят эфирное телевидение

Аудитория все чаще использует Интернет для потребления аудиовизуального контента. Эти изменения в поведении зрителей побудили телевещателей к переменам. Поскольку Интернет больше не является просто дополнением к традиционному вещанию, телевещательные компании вкладывают больше средств в OTT и услуги вещания по запросу, чтобы лучше взаимодействовать со своей аудиторией онлайн. Сильная конкуренция за аудиторию в сфере в целом, а также между глобальными и местными игроками потокового вещания наложила свой отпечаток на тенденции просмотра.

Снижение просмотров телевидения

Показатель среднего ежедневного просмотра телевидения продолжает снижаться более быстрыми темпами, чем ожидалось. При среднем показателе в 3 часа 34 минуты в день в 2019 году люди в 28 странах ЕС смотрели телевизор на 2% меньше, чем в предыдущем году — за последние пять лет падение составило 4%. Среднее время, проведенное перед экранами телевизоров в странах, охваченных Европейской аудиовизуальной обсерваторией, было еще меньше - 3 часа 25 минут в 2019 году — за пятилетний период падение составило 6%.

Динамика продолжительности просмотра телевизора, источник Европейская аудиовизуальная обсерватория

В скандинавских странах, где рынок сервиса VoD переживает бум, люди, как правило, смотрят телевизор меньше, чем в других странах Европы, и количество просмотров там сокращается быстрее (на 20% за пять лет). В 2019 году норвежцы смотрели телевизор менее двух часов в день —падение показателя за пять лет составило 33%. Далее следуют Исландия (на 25% меньше), Дания (на 22% меньше) и Швеция (на 18% меньше). Финляндия, где потребление телевидения ниже среднего по ЕС, за пять лет потеряла еще 5%.

Сокращение доли аудитории основных телеканалов

На фоне общего сокращения телеаудитории наблюдается и потеря доли лидерами рынка. 

За пятилетний период с 2015 по 2019 год средняя рыночная доля аудитории четырех ведущих телеканалов на национальных рынках Европы сократилась на 7%, что немного больше, чем во всем ЕС в целом (-6%).

Четыре основных телекомпании зафиксировали меньшие потери аудитории, что указывает на то, что процессы консолидации отрасли замедлили общую тенденцию, позволяя медиагруппам лучше удерживать совокупные доли на европейских национальных рынках. За пятилетний период (2015–2019 гг.) средняя рыночная доля аудитории четырех ведущих телекомпаний на национальных рынках Европы сократилась на 3,2%. По ЕС снижение доли аудитории в среднем было несколько менее выраженным и составило 1,7%.

Вес медиагрупп государственного радио и телевидения на национальных рынках аудитории также снижается. С 2015 по 2019 год его средняя доля аудитории сократилась на 3%.

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией (исследование 2021 года):

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Реклама
01