Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
28 июля 2021 13:46

Тренды европейского кино: устойчивость вещателей в пандемию зависит от модели финансирования

Тренды европейского кино: устойчивость вещателей в пандемию зависит от модели финансирования

ПрофиСинема продолжает публиковать результаты исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В десятом материале речь пойдет о влиянии пандемии на аудиовизуальный рынок: о падении и темпах восстановления доходов вещателей с разными моделями финансирования, а также о показателях сегмента видео по запросу.

Неприятности начались еще до пандемии

Еще до COVID-кризиса европейский аудиовизуальный рынок демонстрировал все признаки замедления: годовые темпы роста с 2015 по 2019 год в среднем составили 1,6%. При этом, без учета инфляции рынок оставался неизменным. Если исключить сегмент VoD, то можно было наблюдать даже падение на 1% в год.

В реальном исчислении европейский аудиовизуальный рынок в 2015-2019 годы рос на 0,2% в год, источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

Среди традиционных аудиовизуальных услуг платное телевидение показало сравнительную устойчивость: отчасти это связано с прекращением процесса оцифровки кабельного телевидения. В отличие от США, отключение кабельного ТВ (т.е. переключение потребителей с платного телевидения на услуги видео-по-запросу) не привело к значительному сокращению числа подписчиков платного телевидения по состоянию на конец 2019 года.

Показатели других сегментов рынка в последние пять лет либо оставались неизменными, либо снижались. Речь идет о телевизионной рекламе, с которой все активнее конкурирует реклама в интернете; о бюджетном финансировании государственных вещателей; а также о кинотеатральных сборах, даже учитывая показатели сильного 2019 года.

Сектор домашних развлечений продолжал снижение. Сегмент цифровой покупки или аренды фильмов и телесериалов устойчиво рос, однако этот рост не компенсировал сжатия рынка физических носителей контента.

За последние пять лет услуги видео по запросу стали основным двигателем роста аудиовизуального сектора, несмотря на ощутимую неоднородность. Транзакционное видео-по-запросу (TVOD — т.е. покупка или аренда аудиовизуального произведения) набирает обороты: годовой рост по-прежнему составляет около 6%, но темпы его несколько снижаются. При этом, SVOD-сегмент (подписка) растет в семь раз быстрее, в настоящее время на его долю приходится более 80% рынка видео по запросу.

Показатели роста разных сегментов европейского аудиовизуального рынка в 2015-2019 годы, источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

Долгосрочные тенденции

Сторонний взгляд на доходы аудиовизуального рынка показывает медленные, но принципиально важные структурные изменения:

• траты потребителей на платные услуги в целом растут быстрее, чем источники дохода провайдеров бесплатных услуг (реклама, государственное финансирование);

• доля доходов аудиовизуальных сервисов от подписки увеличивается относительно доли доходов от продажи или аренды отдельных программ

• доля государственного финансирования в доходах всего сектора снижается;

• доля сервисов видео по запросу в выручке постоянно увеличивается несмотря на то, что она по-прежнему не высока (8% всех доходов; 17% трат потребителей в 2019 году).

На три страны приходится половина аудиовизуального рынка Европы

Европейский аудиовизуальный рынок оценивается примерно в 130 млрд евро. На три ведущих страны (Германия, Великобритания и Франция) приходится 47%, а на первую десятку (включая также Швейцарию, Испанию, Италию, Нидерланды, Польшу, Португалию и Россию1) - 78%. 15 из 38 европейских рынков, отслеживаемых Европейской аудиовизуальной обсерваторией, осваивают менее 1 млрд евро.

Различные уровни зависимости от рекламных доходов

Теле- и радиореклама, вероятно, станут сегментами, наиболее пострадавшими от спада, связанного с COVID-19, который, судя по всему, будет долгим. В пяти странах (Болгария, Греция, Северная Македония, Португалия и Словацкая Республика) на рекламу приходится более 50% доходов всего аудиовизуального сектора, поэтому эти регионы особенно подвержены риску. Страны, где вклад государственного финансирования в сектор является самым высоким (например, Швейцария, Кипр, Германия, Хорватия и Черногория), вероятно, смогут лучше противостоять кризису, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

В Дании, Великобритании, Нидерландах, Норвегии, Швеции и Турции сервисы видео по запросу значительно более развиты с точки зрения общей доли доходов аудиовизуального рынка, на них приходится более 10% рынка.

Доля кассовых сборов кинотеатров в общей выручке рынка особенно высока в таких странах, как Эстония, Литва, Латвия и Россия, где она составляет более 10% общих доходов. Кинотеатры приносят менее 3% от общих доходов в Болгарии, Черногории, Португалии и Словении.

Топ-10 европейских стран по темпам роста аудиовизуального рынка, источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

Потенциал для роста?

«Небольшие» аудиовизуальные рынки, например, Болгария, Португалия и Словакия, как правило, имеют более высокие показатели роста, чем у пяти крупнейших европейских рынков.

Подушный доход локальных рынков (revenue per capita), заметно различается по странам. В среднем этот показатель в десяти наиболее развитых рынках (322 евро) оказался в 10 раз выше, нежели в 10 наименее развитых странах (36 евро). Доход "с души населения" является самым высоким в Швейцарии, Норвегии и Португалии, за ними следуют Австрия, Дания, Финляндия и Великобритания. Значительно ниже среднего цифра в таких странах, как Россия и Турция, еще ниже – в Польше и Румынии. Таким образом, эти четыре страны с большим населением, вероятно, станут драйвером роста европейского аудиовизуального сектора.

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией (исследование 2021 года):

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Реклама
01