Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
25 августа 2021 12:58

Тренды европейского кино: консолидация на аудиовизуальном рынке

Тренды европейского кино: консолидация на аудиовизуальном рынке

ПрофиСинема продолжает публиковать результаты исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. Четырнадцатый материал посвящен проблемам, связанным с консолидацией аудиовизуальных компаний, влиянии США и Китая на европейский рынок, а также краткому анализу рейтинга крупнейших медиа-групп.

Слияния и поглощения меняют состав лидеров

5 из 12 крупнейших в мире аудиовизуальных групп в 2016 году больше не входят в Топ-12 по итогам 2019 года: три были поглощены (Time Warner - AT&T; Twenty-First Century Fox - Walt Disney Company; Sky - Comcast) и две компании объединились (CBS и Viacom). Все это свидетельствует об интенсивной консолидации на аудиовизуальном рынке. В связи с этим телекоммуникационным группам необходимо разнообразить свою деятельность и ответить на конкурентные вызовы со стороны интернет-игроков.

Действительно, несколько интернет-игроков сейчас входят в 50 лучших аудиовизуальных компаний, охватывая видео-по-запросу, платформы для обмена видео, мобильные игры, интернет-рекламу или комбинируя. В их число входят американские Netflix, Amazon Instant Video и принадлежащий корпорации Google сервис YouTube; китайские iQYI, Tencent, Alibaba и NetEase.

Распределение выручки Топ-50 мировых игроков индустрии по регионам их прописки. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

Развитие интернет-сервисов вкупе с процессом консолидации стало катализатором для увеличения выручки 50 мировых лидеров, доходы которых продемонстрировали впечатляющий годовой рост на 15% с 2014 года. Это гораздо выше аналогичного показателя всего аудиовизуального рынка.

Из 10 ведущих медиа-групп только четыре являются чисто аудиовизуальными игроками: Walt Disney Company; ViacomCBS; Netflix и Vivendi. Остальные шесть - либо телекоммуникационные компании (Comcast; AT&T; Charter Communications), либо производители потребительской электроники (Apple; Sony; Microsoft). Последним с большей вероятностью будет проще справиться с последствиями COVID-19 кризиса, поскольку их деятельность более устойчива, чем рынок аудиовизуальных произведений, пораженный закрытием кинотеатров и спадом в рекламе.

США и Китай набирают обороты

Геоэкономика аудиовизуального рынка также существенно изменилась. В 2011 году доля 50 крупнейших американских компаний 62% по выручке; в 2019 году этот показатель был равен 73%. Китайские компании не входили в Топ-50 в 2011 году; теперь же они имеют 5% выручки. Доли США и Китая выросли за счет Японии (снижение с 14% до 11% за тот же период) и, что еще более важно, Европы (снижение с 20% до 10%).

В общей выручке лидеров мировой индустрии 73% приходится на США, 10% на Европу. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

10 европейских компаний в Топ-50

В среднем у 10 ведущих европейских групп выручка ежегодно росла с 4% до 15% во всем Топ-50. Крупная британская кинотеатральная сеть Cineworld поглотила Regal Entertainment, ведущего кинопоказчика в США. При этом, COVID-кризис, скорее всего, остановит рост Cineworld. Другие ведущие европейские группы включают частные компании Vivendi (Франция), RTL Group (Люксембург / Германия), ProSiebenSat (Германия), ITV (Великобритания), Mediaset (Италия) и государственных вещателей из больших европейских стран: ARD (Германия); то BBC (Великобритания); France Télévisions (Франция); и RAI (Италия).

Темпы роста Топ-100 компаний в Европе: быстрее, чем у широкого рынка, но медленнее мировых лидеров

Выручка 100 крупнейших компаний на европейском аудиовизуальном рынке ежегодно росла на 4,6% в период с 2014 по 2019 годы. Этот показатель выше, чем у европейского аудиовизуального рынка в целом (1,6%), но значительно ниже, чем у Топ-50 компаний по всему миру (15%). Хотя участники европейского рынка тяготеют к консолидации, крупные слияния и приобретения за последние годы были проведены игроками из США.

Выручка Топ-100 главных игроков европейского медиарынка, распределенная по странам прописки конечного владельца. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

Частные и государственные медиа-группы развивались по совершенно разным траекториям. В то время как доходы первых увеличивались в среднем на 7% в год, их государственные конкуренты демонстрировали стагнацию доходов (0,1% в год) в реальном выражении. Поэтому на государственные компании сейчас приходится меньшая доля в суммарной выручке 100 лучших компаний: она снизилась с 38% в 2014 году до 31% в 2019 году.

Тем не менее, в ряде стран государственные вещатели — единственные организации, представленные в Топ-100 европейских компаний по доходам (например, ORF Австрии; хорватский Hrvatska Radiotelevizija; венгерский MTVA; ирландский RTE; словенский RTVSLO; словацкий RSTV).

Доминирование тройки стран; значительный вес интернет-операторов

На телевизионные группы, базирующиеся в Великобритании, Германии и Франции, приходится 56% от общего дохода, полученного сотней лучших компаний. На игроков, чья основная деятельность связана с эксплуатацией сетей для обеспечения телефонии, доступа в Интернет и подключения к аудиовизуальным сервисам, приходится примерно 28% от общей выручки 100 лучших компаний.

26% выручки главных европейских медиагрупп приходится на компании, поглощенные игроками из США, в том числе 15% - на Comcast Sky. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

Расширение влияния США

Частные группы, которые контролируются американскими компаниями, превзошли своих европейских конкурентов с ростом на 11,6% в год. Поглощения европейских телекомпаний американцами и взрывной рост видео-по-запросу с США в авангарде этого процесса объясняет, почему доля 100 крупнейших компаний Европы по размеру выручки увеличилась с 19% в 2014 году до 26% в 2019 году. Ведущие компании, контролируемые США, включают в себя Netflix, Discovery Communications, Amazon и Viacom, с выручкой более 1 млрд евро на каждого.

За исключением государственных вещателей доля доходов американских бенефициаров в Европе достигает 37%, причем только на Sky приходится 21%.

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией (исследование 2021 года):

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Европейская аудиовизуальная обсерватория/European Audiovisual Observatory

Другие статьи по теме Стриминговые сервисы, OTT, VOD

Реклама
01