Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
15 апреля 2022 13:25

Феномен веб-сериала: особенности формата и как на нем заработать

Феномен веб-сериала: особенности формата и как на нем заработать

Веб-контент относительно новая форма творчества и бизнеса. Художники осваивают ее с целью самовыражения, а продюсеры для получения прибыли. Интернет-портал ПрофиСинема обратился к экспертам отрасли, чтобы разобраться в особенностях формата, понять секрет успеха и какие есть возможности на нем заработать.

В последние годы потребление контента смещается в сторону короткого формата, и веб-сериалы начинают набирать популярность у современной аудитории, а следовательно, становятся привлекательными для онлайн-кинотеатров, которые в «эпоху контентного голода» обратили внимание на востребованный у зрителя формат – короткий, динамичный и емкий.
Ключевое отличие веб-сериала от традиционного телевизионного формата – меньший хронометраж - до 25 минут, при более плотном сюжете.
Еще одно важное отличие - актуальность. Освещая проблемы общества, зачастую они предлагают и варианты их решения. Авторы оперативно реагируют на окружающие события, более свободны (пока еще) в выборе тем, в отличие от создателей телевизионных проектов.

Можно отметить такое преимущество, как высокий уровень вовлеченности аудитории: главный герой часто ломает «четвертую стену», в отдельных проектах зрители могут влиять на развитие сюжета, управлять им. Однако подобные интерактивные сериалы, которые «выросли» из видеоигр, составляют лишь малую часть от общего количества, так как их производство слишком трудоемко и затратно, а веб-сериалы сейчас, по мнению экспертов, «стремятся к нулю как с точки зрения исторического разрыва, так и бюджетов, и времени производства».

Как заработать на веб-сериалах, или Кто заплатит за контент

В рамках проекта «Русские веб-сериалы: от бумеров до зумеров», который реализован в конце прошлого года Moviestart при поддержке Института развития интернета, был проведен опрос для зрителей веб-сериалов, по итогам которого сделаны следующие ключевые выводы: зритель готов платить за просмотры веб-контента, пусть пока небольшие суммы (в пределах 300-500 рублей), но стабильно, аудитория уже хорошо знакома с российскими веб-сериалами и понимает, что они могут стать важным инструментом в освещении и решении социальных проблем.

Помимо онлайн-платформ, которые стали выпускать оригинальные веб-сериалы, интерес к веб-проектам проявляют и крупные бренды, и рекламодатели. Более того – веб-сериал может вырасти в полный метр, что случается во многом благодаря собранной за время выпуска в Интернете фан-базе. Подобный удачный кейс был реализован в 2020 году комедией «Непосредственно Каха». Фильм стартовал в прокате с результатом 226,4 млн рублей, что стало лучшим стартом среди всех релизов, вышедших после локдауна. Картина, выросшая из веб-сериала, запущенного в 2012 году и набравшего почти 7 млн подписчиков на YouTube, заработала в прокате около 570 млн рублей.


«У веб-сериалов нет четкой привязанности к платформе, на которой они выходят, поэтому возникает вопрос их монетизации – кто заплатит за создание контента? Это ключевой вопрос для любого контент-мейкера. Для веб-сериалов есть несколько источников финансирования. Средней длительности сериалы – 15-20 минут – могут быть уникальным контентом для ОТТ-платформ. Но есть и другие возможности финансирования. Примером может служить создание контента для определенного бренда: покупатель при заказе продукта получает бонус – эпизод нового сериала на 10-15 минут, который может посмотреть в ожидании курьера. От универсальности самого веб-продукта и от целевой аудитории зависит форма монетизации. Пока полноценного рынка веб-сериалов не сформировалось, это вопрос будущего, и возможности для веб-формата безграничны», – отмечает генеральный директор компании Экспоконтент Александра Модестова.

Чем меньше, тем лучше: аудитория переходит на короткий формат

Несмотря на то, что производство веб-сериалов началось еще в 2000-х – одним из первых российских веб-проектов стала анимационная сатирическая серия фильмов Олега Куваева «Масяня» (запуск в 2001 году) – серьезный рост объемов веб-контента пришелся лишь на последние годы.

«За все эти годы выстроилась система, методика производства веб-сериалов, четче раскрылись все технологические нюансы, связанные с картинкой, звуком, сценарным подходом – здесь более динамичные сюжетные линии, они развиваются по другим принципам, нежели классические сериалы. Короткий формат сериала ставит своей главной целью удерживать внимание зрителя – здесь важную роль играет и определенный операторский подход: поскольку веб-контент смотрят в основном на мобильных устройствах, форма повествования должна быть более смелая и яркая», – отмечает основатель веб-кинотеатра Chill, Национальной премии веб-индустрии, Ассоциации производителей веб-сериалов, продюсер Антон Калинкин.

С начала пандемии, в 2020, темпы развития веба в России увеличились. Если раньше производством занимались преимущественно независимые авторы, то сейчас подключаются медиахолдинги. В интервью порталу ПрофиСинема генеральный директор МТС Медиа / KION Игорь Мишин говорил о развитии и трансформации этого популярного на сегодняшний день направления: «Веб-сериалы – это индустриальный термин, а не зрительский. Большинство людей вне индустрии пока с ним не знакомы. Это сериалы с коротким хронометражем – от 3 до 15 минут – с небольшим бюджетом и простой технологией производства. МТС Медиа предложит рынку модификацию этого формата». Таким форматом оказался «Кино Stories» – сочетание полнометражной картины и веб-сериала: полнометражный фильм длиной полтора-два часа делят на 8-10 серий продолжительностью 10-15 мин.

Анализ успешных веб-проектов за последнее десятилетие дает понять, что наиболее популярными оказываются хронометражи 10-12 минут и самый короткий формат, где каждый эпизод не превышает 3 минут, а по жанрам в лидерах остаются комедии, драмеди, триллеры.


«На смену телевизионным длинным сериалам у нас стали приходить сериалы хронометражом от нескольких минут, которые можно легко посмотреть со смартфоновИнтересно, что на фестивале сериалов Canneseries, помимо основного, появился конкурс короткого формата – Short Form Competition – туда включены сериалы хронометражем от 30 секунд (!)В анимации минутные сериалы существуют давно, теперь данная форма популярна и в игровых, и в документальных проектах. Стоит заметить, что и онлайн-платформы стали приветствовать самые разные форматы, например, вертикальные сериалыкоторые удобно смотреть на мобильных устройствах. Однако они больше популярны у молодой аудитории, которые не любят фокусироваться на деталях, свойственных традиционным сериалам. Для веб-проектов действуют совершенно другие правила, об этом нужно помнить при производстве», – говорит Александра Модестова.

В 2020 году крупные российские киностудии также переключили внимание на данный тип контента, запустив производство веб-сериалов на полную мощность: такие проекты как «Беезумие» Александра Молочникова, «СидЯдома» Ольги Френкель, «Зона комфорта» Михаила Шулаева и многие другие, стали выходить один за другим.

От «Естественного отбора» до библейских сюжетов: что выбирает зритель

Веб-сериалы, пользующиеся наибольшей популярностью у зрителей, посвящены злободневным темам или мейнстримовым увлечениям. Можно выделить «Естественный отбор» Кирилла Алехина – веб-сериал о девушке, которая безуспешно ищет свою вторую половинку, но даже после неудачных свиданий она начинает лучше понимать себя. А также комедию «Бар «На грудь»» Ирины Вилковой, рассказывающую про насущные проблемы завсегдатаев одного из баров Петербурга, и проект «Изи катка» Егора Чичканова, посвященный популярному сейчас киберспорту.


За последние годы вышел ряд успешных проектов социальной направленности. Веб-сериал «Найден_жив» рассказывает о работе поисково-спасательных отрядов, а «Ничего страшного» посвящен противодействию кибербуллингу. Есть проекты, освещающие проблемы экологии, утилизации отходов и многие другие.

Появляются и абсолютно новаторские работы, например, новый проект Тимура Бекмамбетова – веб-сериал iBible, созданный при поддержке ИРИ (проект стал одним из победителей Конкурса на создание национального контента в цифровой среде в 2021 году). В нем сюжеты Ветхого завета перенесены на экран смартфона и пересказаны на современный лад в формате скринлайф, успешно продвинутом компанией Bazelevs еще в 2010-х. Хронометраж каждого эпизода варьируется в диапазоне от 2 до 4 минут, смотреть их можно только в вертикальном формате, как ролики в TikTok.

В последние пару лет и на региональных питчингах, ежегодно проходящих по всей России, появилось много интересных, перспективных веб-проектов, об этом рассказал ПрофиСинема генеральный продюсер ПЦ Moviestart, руководитель проекта «Всероссийский молодежный кинофорум» Дмитрий Якунин. Он также отметил, что при всем обилии качественных интернет-проектов, документальных веб-сериалов производится сравнительно мало, поэтому продюсерский центр Moviestart решил «занять эту нишу»: «Мы выпустили два сезона документального веб-сериала «Вы из будущего», посвященного новым технологиям, искусственному интеллекту, всевозможным отечественным разработкам и практикам и в целом тому, что нас ждет в ближайшие годы. В третьем сезоне, который пока в разработке, традиционно будет пять новелл на актуальные темы. Помимо «Вы из будущего», Moviestart выпустил в прошлом году альманах «Займемся наукой» – веб-сериал про молодых научных деятелей, который сразу приглянулся зрителю».


Послесловие

Российская индустрия веб-сериалов активно развивается, и веб-контент уже прочно закрепился на рынке. У веб-сериалов появились и свои фестивали, и премии, в рамках которых поощряют не только и не столько популярные проекты с миллионами просмотров, но и более нишевой продукт с высоким потенциалом.
Главное, растет количество желающих работать с таким форматом: число заявок на питчинги веб-сериалов за последние четыре года увеличилось в десятки раз, и, по оценкам экспертов, в стране сейчас порядка 3000 креативных групп, которые хотят и готовы производить веб-сериалы. И, как мы выяснили, делать их есть для кого.

Автор:
Елена Трусова

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Стриминговые сервисы, OTT, VOD

Другие статьи по теме Кино- теле- стриминговое производство

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама