Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 апреля 2022 11:16

Что будет с российской киноиндустрией, если что-то будет. Часть 2.

Что будет с российской киноиндустрией, если что-то будет. Часть 2.

Возвращаемся к главной теме. Почти два месяца назад, 1 марта 2022 года, ПрофиСинема рассказывала о том, как российская киноиндустрия реагировала на происходящее, пыталась осознать, какой степени катастрофичности последствия ее ждут. Редакция портала ПрофиСинема продолжает следить за развитием событий.

За это время произошел исход из страны всех крупных иностранных компаний, были отозваны на неопределенный срок их релизы, остановлено вещание каналов и трансляция программ. Ушли Disney, Warner Bros. и Sony, Paramount и Netflix, Discovery и Amazon, и все остальные. Свою деятельность у нас прекратил Megogo. Мейджоры приостановили работу с российскими стримингами. В повторный прокат не вышло «Криминальное чтиво» и др и пр. Этот список можно продолжать долго. На днях на одной из панелей CinemaCon топ-менеджер Warner Bros. International Эндрю Криппс сказал, что Россия, которую в настоящее время бойкотируют студии - это около 5% ежегодных мировых сборов.

Ассоциация владельцев кинотеатров еще в начале марта выпустила заявление с просьбой к государству поддержать отрасль, а к концу марта подсчитала: чтобы выжить, до конца года кинотеатрам надо примерно 10 млрд рублей господдержки. Пока прокат пытается выходить из положения, прокатывая фильмы Алексея Балабанова и вообще старые хиты. Мосфильм предложил кинотеатрам показывать классику из его коллекции (от «Андрея Рублева» до «Самой обаятельной и привлекательной»).

Впрочем, катастрофически сократившиеся сборы наглядно показывают, насколько эффективна эта мера.

Что касается государственной помощи прокату, то пока самая яркая инициатива — это проработка возможности принудительного лицензирования контента как способа сохранить в нашем прокате кино, сериалы, музыку и другие объекты чужой интеллектуальной собственности. Согласно разрабатываемому законопроекту, добиваться принудительного продления лицензии можно будет через суд. Кстати, интересные инициативы формируются и снизу, например, на днях в кинозале независимого творческого объединения WIP должна была пройти премьера пиратской копии «Бэтмена» Мэтта Ривза (организатор мероприятия медиахудожник Габбилен Галычев назвал это арт-перфомансом) и, видимо, прошла, но ПрофиСинема при этом не присутствовала. Как бы отнеслись стриминговые сервисы и кинопрокатные компании к вероятному принудительному лицензированию и узаконенному пиратству? Официально мало кто хочет это комментировать. Но из бесед с некоторыми из представителей этого сектора складывается ощущение, что все они оцепенели и просто предпочитают не проговаривать вероятные выходы вслух. Изъятие правообладателями контента из их библиотек (в основном из этого контента и состоящих) они называют маловероятным.

Отменяется участие России примерно во всех международных мероприятиях. MIPTV отказался принимать российских участников, Международная Федерация ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) приостановила аккредитацию Московского кинофестиваля и «Послания к человеку», Европейская киноакадемия объявила о бойкоте российских фильмов. Все крупнейшие мировые кинофестивали выступили с заявлениями о том, что они не ждут у себя официальные российские делегации, но приветствуют независимых режиссеров, тем более что среди них в основном критики власти. Пока так чаще всего и происходит, например, в конкурсе надвигающегося Каннского кинофестиваля примет участие «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова, с которого недавно сняли судимость, и он смог уехать из страны.  То есть фестивальное движение в среднем более персонализировано подходит к отмене российского участия в своих программах. Что, впрочем, не значит, что их отношение к происходящему неопределенное или неоднозначное. Их формулировки не менее чеканные, чем у крупных компаний.

Ситуация схожа и в других культурных индустриях, в частности, в книгоиздательском бизнесе (у которого с киноиндустрией связи тотальные и всеобъемлющие, например, Paramount Global — это еще и издательство Simon&Schuster, а литературная премия Национальный бестселлер в свое время сошлась с одним из своих основных спонсоров благодаря кинорежиссеру Сергею Соловьеву). Доля переводной литературы в нашей книжной индустрии велика. Но если крупнейшие иностранные авторы громко заявили свою позицию и ушли с нашего рынка (например, Стивен Кинг), то небольшим издательствам или тем, кто издает переводную литературу другого сорта и не такого калибра, проще. 

Несколько собеседников ПрофиСинема из таких издательств высказались примерно одинаково: все индивидуально, в рамках действующих контрактов продолжаем работать, да и новые права удается приобретать, тем более наши партнеры знают нас и нашу позицию по поводу всего происходящего и выразили нам поддержку, тогда как большие издательства, для которых публичный имидж важен, поставили сотрудничество на паузу. Другой вопрос, что в книжном бизнесе проблема еще и в том, что в какой-то момент начнутся проблемы, на чем и как печатать — огромная часть мелованной бумаги, на которой печатается треть российских книг, импортировалась. Не говоря уж про полиграфическую краску и машины.

Но вернемся к киноиндустрии. В свете всего происходящего был отложен на неопределенный срок фестиваль Кинотавр. Но в конце марта стало известно, что Минкульт думает о создании в Сочи альтернативного фестиваля. А также решением Министерства были увеличены сроки производства фильмов, получивших господдержку. Принят закон о возможности полного государственного финансирования дебютов. В целом на производство российского кино будет выделено в этом году 11,5 млрд рублей, и отбор претендентов станет жестче — об этом говорила и министр культуры Ольга Любимова, а премьер-министр Михаил Мишустин призывал кинематографистов снимать «качественные правильные фильмы, чтобы там был настоящий патриотизм, основанный на наших ценностях». То есть если наш кинобизнес будет двигаться дальше, то пока направление его движения, согласно курсу правительства, направлено куда-то в сферы все большего госконтроля на всех уровнях и во всех смыслах.

Автор:
Марина Латышева
Реклама