Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
17 ноября 2008 17:41

Договорно-правовые связи авторов с изготовителем аудиовизуального произведения

Договорно-правовые связи  авторов с изготовителем аудиовизуального произведения

Уважаемые читатели! Мы начинаем публиковать цикл статей, посвященных правовым вопросам в аудио-визуальной сфере. Ежемесячно Елена Алексеевна Моргунова, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского и семейного права МГЮА, а также сотрудник Российской академии правосудия будет разбирать сложные вопросы четвертой части Гражданского Кодекса, а также другие правовые вопросы.

Согласно ст.1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических средств. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические произведения, а также все те произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле-и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Нормы ст.14 bis Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в которой участвует и Россия, признают охрану аудиовизуального произведения как оригинального произведения, т.е. аудиовизуальное произведение рассматривается как единое произведение, не состоящее из ряда результатов интеллектуальной деятельности. Безусловно, то, что аудиовизуальное произведение рассматривается, как не состоящее из ряда результатов интеллектуальной деятельности представляет собой не более, чем правовую фикцию. Введение правового режима оригинального произведения в отношении аудиовизуального произведения было осуществлено в целях упрощения порядка использования аудиовизуального произведения, в противном случае необходимо было учитывать интересы большого количества лиц, принявших участие в создание фильма, что затруднило бы использование аудиовизуального произведения в целом.

Рассмотрим предусмотренный российским законодательством правовой режим аудиовизуального произведения и соответствующие ему договорно-правовые связи, возникающие между изготовителем аудиовизуального произведения и авторами, чьи произведения используются при создании аудиовизуального произведения. 

Российский законодатель отнес аудиовизуальные произведения к сложным объектам, т.е. к таким, которые состоит из нескольких охраняемых результатов интеллектуальной деятельности ( ст.1240 ГК РФ).

Достаточно подробно природу аудиовизуального произведения как сложного многослойного произведения рассматривал В.А.Дозорцев.

С одной стороны, российский законодатель признает, что аудиовизуальное произведение само относится к объектам авторского права и представляет собой единое произведение, с другой стороны, аудиовизуальное произведение состоит из ряда объектов авторских и смежных прав, как создаваемых специально для аудиовизуального произведения, так и существующих независимо от него.

К авторам аудиовизуального произведения как единого целого российский законодатель отнес только три категории авторов: режиссера-постановщика; автора сценария, композитора, являющегося автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Другие творцы, принявшие участие в создании аудиовизуального произведения, а также лица, чьи произведения вошли составной частью в  аудиовизуальное произведение, но существовали до него, к авторам аудиовизуального произведения не относятся.

Таким образом, у трех категорий лиц возникают авторские права на аудиовизуальное произведение в целом. Кроме того, у этих лиц возникают авторские права на конкретно созданное ими в процессе создания фильма произведение. Так, у композитора, написавшего музыкальное произведение к фильму, возникают авторские права на фильм и авторские права на созданную им  к фильму музыку.

У остальных авторов, создавших произведения для аудиовизуального произведения, возникают авторские права только на конкретно созданные ими произведения.

Поскольку аудиовизуальное произведение само как единое целое является объектом авторского права, так и состоит из ряда произведений, то изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) для того, чтобы правомерно использовать аудиовизуальное произведение необходимо обладать как исключительным правом или правом использования на аудиовизуальное произведение в целом, так и исключительным правом или правом использования на все охраняемые произведения, вошедшие составной частью в аудиовизуальное произведение.

Первоначально исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом возникает у режиссера-постановщика, автора-сценария, композитора, специально создавшего музыкальное произведение к аудиовизуальному произведению. Их работа по созданию произведений может выполняться как в рамках исполнения трудового договора, так и в рамках исполнения гражданско-правового договора в зависимости от вида отношений, в которых авторы состоят с изготовителем аудиовизуального произведения. Если режиссер-постановщик состоит в трудовых отношениях с изготовителем аудиовизуального произведения, в его трудовые обязанности входит создание режиссерского сценария, постановочного проекта и должностные обязанности режиссера-постановщика, то аудиовизуальное произведение применительно к режиссеру-постановщику будет являться служебным произведением. Если изготовителем аудиовизуального произведения с одним из авторов аудиовизуального произведения заключается договор для выполнения конкретной работы, для создания произведений к конкретному фильму, то имеет место договор авторского заказа, который является гражданско-правовым.

Таким образом, в первую очередь необходимо правильно определить природу договора, лежащего в основании отношений между изготовителем аудиовизуального произведения и авторами аудиовизуального произведения. Возможно три варианта комбинаций договорных связей между авторами аудиовизуального произведения и изготовителем аудиовизуального произведения.

Если все три категории авторов связывает с изготовителем аудиовизуального произведения трудовой договор, то аудиовизуальное произведение в целом, является служебным произведением и согласно п. 2 ст.1295 ГК РФ исключительное право на аудиовизуальное произведение, первоначально возникшее у трех категорий авторов, переходит в силу закона к изготовителю аудиовизуального произведения, если договором между ними и работодателем, в качестве которого выступает изготовитель аудиовизуального произведения, не предусмотрено иное.

Если аудиовизуальное произведение создается в рамках гражданско-правового договора  – договора авторского заказа, то отношения между авторами аудиовизуального произведения и изготовителем аудиовизуального произведения, хотя и в недостаточной мере регулируются положениями ст.1288 ГК РФ. Следует обратить внимание, что автоматически в силу данного договора исключительное право на аудиовизуальное произведение или право использования аудиовизуальное произведение к изготовителю аудиовизуального произведения не переходит, поэтому в данном договоре должно быть обязательно в договоре прямо предусмотрено условие или об отчуждении исключительного права на аудиовизуальное произведение в целом или предоставление права использования аудиовизуального произведения.

Третья комбинация договорных связей возможна, когда некоторые авторы аудиовизуального произведения создают свои произведения к аудиовизуальному произведению и соответственно аудиовизуальное произведение в силу трудового договора, а другие в силу договора авторского заказа.

Теперь рассмотрим, какие договоры должен иметь изготовитель аудиовизуального произведения для правомерного использования произведений в составе аудиовизуального произведения.

Итак, все произведения, входящие в состав аудиовизуального произведения неоднородны. Разделим произведения, которые могут войти составной частью в аудиовизуальное произведение, на три группы:
первая группа произведений – произведения, существование до создания аудиовизуального  произведения;
вторая группа произведений – произведения авторов аудиовизуального произведения;
третья группа произведений – произведения лиц, не относящихся к авторам аудиовизуальных произведений, но создающих их в процессе создания аудиовизуального произведения.

В отношении первой группы произведений с обладателем исключительного права на них должен заключаться либо договор об отчуждении исключительного права, либо лицензионный договор. В качестве обладателя исключительного права на первую группу произведений может оказаться не  обязательно автор произведения. Первоначально исключительное право как одно из авторских прав возникнет у автора, но в силу договора или в с силу других оснований, предусмотренных законом, оно может перейти к другим лицам.

В отношении второй и третий группы произведений может иметь место как трудовой договор, так и договор авторского заказа. Заключение авторского договора заказа автоматически не влечет ни перехода исключительного права на произведения, вошедшие составной частью в аудиовизуальное произведение, ни предоставление права использования данных произведений. В связи с этим в договоре авторского заказа должны быть прямо предусмотрены соответственно условия или об отчуждение исключительного права или о предоставление права использования создаваемого произведения в составе аудиовизуального произведения. В случае приобретения права использования произведения презюмируется отчуждение исключительного права. Однако эта презумпция может быть изменена договором. Данные произведения могут быть созданы, как было указано выше, и в рамках исполнения трудовых обязанностей. В последнем случае, исключительное право на созданные произведения в силу закона переходит к работодателю, если иное не предусмотрено между изготовителем аудиовизуального произведения и авторами-работниками.

Автор:
Елена Моргунова
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама