Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
18 июля 2009 12:11

Рейтинг наиболее понравившихся кинозрителям отечественных фильмов и жанровые предпочтения

Рейтинг наиболее понравившихся кинозрителям отечественных фильмов и жанровые предпочтения

Мы продолжаем публиковать серию социологических статей, из которых можно будет почерпнуть информацию об относительной эффективности источников данных о новинках кинопроката; критериях выбора фильма для просмотра в кинотеатре и многом другом. Пятая статья цикла – «Рейтинг наиболее понравившихся кинозрителям отечественных фильмов и жанровые предпочтения».

Прокат отечественных фильмов сопряжен со многими рисками, среди которых важное место занимает лояльность зрителей. Ведь именно «сарафанное радио» становится главным каналом информации, приводящий в кинотеатры посетителей во второй уикенд, когда рекламные усилия отходят на второй план. За последние годы создатели лент столкнулись с разными ситуациями работы «сарафана», когда фильм нравился и воспринимался весьма неоднозначно, когда фильм становился для зрителей неожиданным открытием и обманывал их ожидания…

Бокс-офис порой может вводит в заблуждение относительно того, насколько фильм понравился зрителям, ведь на сборы влияет так много факторов. Среди них PR и реклама, приводящие в кинозалы зрителей первого уикенда; декларируемый жанр картины; имена создателей; актерский состав… Ну, а если фильм является сиквелом к уже популярной картине, то нет никаких сомнений, в  ожидаемости его проката.

Таким образом, бокс-офис далеко не всегда является индикатором степени привлекательности фильма для кинозрителей. С целью выявить реальное отношение к картине социологи кино задают специальный вопрос в аудиторных исследованиях кинотеатральным зрителям, учитывая, что данная статья посвящена только отечественным кинокартинам, то и вопрос исследования имел соответствующий характер: «Какие из увиденных Вами в кинотеатре отечественных фильмов Вам наиболее понравились, запомнились?».

Предельная простота и конкретность данного вопроса позволяет выявить степень лояльности аудитории в чистом виде, не производя сравнения с другими фильмами, не транслируя стереотипы. Исследовательская компания «UCPR-research» регулярно проводит подобного рода исследования, накапливая остаточные впечатления зрителей о российских фильмах. В таблице №1 приведены результаты относительно наиболее понравившихся отечественных фильмов за последнее время.


Как видно из приведенной выше таблицы, наиболее высоко зрители оценили фильм «Адмиралъ». Второе место занимает художественные фильмы «9 рота» и «Стиляги», их назвали 25% опрошенных. На третьем месте оказался фильм «12», который выбрали 20% принявших участие в исследовании респондентов. «Мы из будущего», «Самый лучший фильм» и «Обитаемый остров» находятся на четвертом месте в данном рейтинге «зрительских симпатий». Запомнились зрителям и другие фильмы: «Остров», «Ирония судьбы продолжение», «Сволочи», «Первая любовь», «Ночной дозор», «Тариф новогодний», «Туреций Гамбит», «Дневной дозор», «Бой с тенью», «Жара», «День выборов», «Груз 200», «Качели», «Возвращение» и др. В таблице приведены лишь те из них, которые упоминались российскими зрителями наиболее часто.

Как свидетельствуют данные, создавшийся рейтинг не вполне совпал с финансовыми результатами проката. Прежде всего, на себя обращает внимание выраженная драматическая составляющая этих фильмов, заметная часть которых не претендует на зрелищность и спецэффекты, выстраивая привычный для отечественной киноаудитории, и, как видно, желанный сюжет психологической драмы.

Немаловажной информацией для кинопрокатчиков, владельцев кинотеатров и конотеатральных сетей и т.д. является понимание тенденций жанровых предпочтений киноаудитории. Для этого представителями исследовательской компании UCPR-research был разработан блок вопросов относительно особенностей зрительских предпочтений применительно к кинотеатральному просмотру фильмов.

Распределение ответов на вопрос относительно наиболее предпочитаемых жанров фильмов для кинотеатрального просмотра также является подтверждением всей полученной и опубликованной ранее социологической информации (Более подробно с выходными данными соответствующих исследований можно ознакомиться в архиве компании UCPR-research). Так, на первом месте стоит недосягаемый и непоколебимый жанр комедии (26,3% опрошенных предпочитают ходить в кинотеатры на фильмы именно этого жанра), на втором месте фантастические фильмы (его предпочитают 9,3% респондентов), а на третьем – боевики (8,8% молодежи любит фильмы именно этого жанра) (см. гистограмму №2). Тогда как сказки и мюзиклы по-прежнему завешают список «любимых» жанров, поклонниками фильмов как в жанре мюзикл, так и в жанре сказки являются по 1,5% принявших участие в исследовании представителей современной учащейся молодежи.

Безусловно, речь идет лишь о представлениях зрителей относительно киножанров, а не о конкретных фильмах. Но знать и понимать эти представления крайне важно при планировании продвижения новых фильмов и оценке результатов проката.

Автор:
Анна Круковская
Реклама