Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 июля 2009 13:00

Прокати нас, Петруша, на гримвагене…

Прокати нас, Петруша, на гримвагене…

Кризис вмешался в привычный ход вещей. Знакомые компании с понятными условиями предоставления услуг порой не отвечают на телефонные звонки, а съемки никто не отменял… Для того, чтобы помочь разобраться в существующем положении, мы начинаем публикацию серии статей о предоставлении различных услуг для кино на российском рынке в настоящий момент.

В первой статье цикла речь пойдет об аренде гримвагенов. Особенности российских «автодомов» и их отличия от американских аналогов, ценовой диапазон аренды и влияние кризиса, а также различие рентал-компаний, предоставляющих услуги по аренде.

Арендно-прокатный бизнес начал поднимать голову года два-три назад. Но тут и кризис подоспел. Компании существенно «порезали» свои штаты, снизили обычные цены на 40-50%. Проектов стало меньше – а число рентал-компаний разительно не сократилось. Но это, видимо, пока.

Парадокс, но сейчас – самое время для производства. Все подешевело, можно получить то, о чем до кризиса и не мечтали. И рынок настраивается на свое самооздоровление – самоочищение от тяжелых солей и токсинов. Вымываются мелкие компании и частники, будущее здесь за эффективными структурными компаниями. В ситуации, когда идет ежеминутная борьба за клиента, частникам конкурировать все сложнее, их дружеско-административный ресурс будет отмирать. Потому что вдруг все оптимизировались и стали просчитывать несложную буржуазную формулу – деньги-качество.

Отрасль эволюционирует на глазах. Вот непосредственный пример с арендой спецтранспорта, например, «гримвагена», которых еще год назад на рынке насчитывалось порядка 300 штук. А сегодня нет и половины – начался процесс распродажи старых гримвагенов, а вернее, автодомов, переделанных под профессиональную технику.
Если раньше гримвагены необходимо было заимствовать на американских и европейских съемочных площадках, то сегодня у нас появляется свое – национальное, которое лучше и удобнее именно для нас. Нет необходимости заимствовать в Америке «убитые» голливудские и «не совсем» голливудские трейлеры, которые отлично приспособлены для работы в Америке на натурных площадках и совсем бесполезны у нас в городских условиях.

Вчерашний «гримваген» превратился сегодня в целую линейку гримерных, костюмерных, актерских, гримерно-костюмерных комплексов. Это не просто некая переделка автобуса или автодома в гараже «у дяди Васи», а профессиональный, узкоспециализированный автомобиль. Полноценный помощник с парикмахеской мойкой для мытья волос, питьевой водой, профессиональными гримерными местами, парогенератором, гладильным оборудованием, полноценным туалетом и многими полезными и необходимыми при работе мелочами. Конечно, есть в таком гримвагене и недостатки: в нем не повозишь картошку на дачу в перерывах между съемками, его невозможно использовать как сарай для склада старых покрышек, и еще он требует профессионального обслуживания.
Получается, что отдать за такой гримваген в киносъемочную смену 11000-12000 рублей совсем не жалко – раньше это стоило порядка 18 000-20000 рублей, а сервис остался прежний.

Так как один спецавтомобиль объединяет в себе несколько, в этом его преимущество. Такие гримвагены в эру мощного развития эвент-агентств востребованы не только в киноиндустрии, а также при проведении корпоративов, свадеб, юбилеев и фотосессий. Начать свой бизнес в этом секторе, кажется, проще простого. Нужно только купить фирму, зарегистрировать на нее старый автодом и вперед...
 
Рынок оказался на удивление разнонаправленным и разношерстным. Причем на нем не оказалось привычного деления на аутсайдеров, середнячков и лидеров, как это бывает в цивилизованном варианте. Все просто, рынок четко разбит на два «лагеря» - компаний-застрельщиков, составляющих основную массу и работающих на первобытном оборудовании из серии «голь на выдумку хитра», а также тех, кто является «гладиатором» направления, «пионером отрасли», если можно так выразиться. 
Первый «лагерь» худо-бедно работает и в кризис, и недаром ест свой хлеб – наши звезды еще не приучены к голливудским стандартам, и спокойно гримируются себе в стареньких переделанных домах-дачах. Или уже неспокойно?

Ну и, конечно, «гладиаторы» - то есть те, кто попытался наметить себе новые ориентиры, выйти на новую высоту, работать, как на Западе, и предоставлять услуги, как это делается Там.

Забив в Google «аренда гримвагенов», нахожу 620 полулевых ссылок на какие-то эвент-агентства, явно перепродающих чужие услуги. Реальных компаний оказалось всего 5-6, не больше.

После пристального изучения, обзвона и получения «инсайда» от знакомых киношников, прихожу к выводу, что 90% из перечисленных компаний не отличаются друг от друга – при прозванивании на предмет аренды, экипировки гримвагена, комплекса предоставляемых услуг и ценообразования получаю следующую картину – у всех все одинаково – так говорят и по телефону «…у нас цены и оборудование как у всех на этом рынке». Ну что ж, в общем, верно. Цены за смену в среднем по рынку составляют 8-12 тыс. руб. (гримваген с водителем). И тут вопрос, что это за гримваген. Называемые громким словом «гримвагены» - это старые потрепенные дома-дачи, переделанные и подогнанные под гримвагены, мода на которые пришла с Запада. На этом фоне выделилась одна фирма, купив пару голливудских автодомов и переделав их под спецкинотранспорт.

То есть лет 5-6 назад все пошли по пути наименьшего сопротивления – купили подержанные дома-дачи, перепаяли их, добавили зеркала-светильники-стулья – и вперед, делать бизнес. И такой бизнес кормил компании до поры до времени весьма сносно.

Но до кризиса мы помним те обороты, какими рос рынок кинопроизводства в Москве и те колоссальные деньги, которые на нем крутились. Рано или поздно должен был появиться кто-то, кто бы был на голову выше всех – и вот он появился. И это оказалась не западная компания, пустившая свои щупальца, а наши люди, не на словах знающие о особенностях отечественного кинопроизводства, вложившие ни много ни мало 3 млн. долларов. В общем-то, довольно осязаемая цифра для московского кинорынка. Имея большой опыт в кинопроизводстве, провели маркетинг, посетили заводы в Италии и Канаде, выпускающие профессиональные гримвагены, купили 12 машин, сами разработали, сконструировали, сделали по уму доводку каждой до полноценного российского гримвагена, сделали 24-й сервис на собственной технической базе в центре столицы и запустили бизнес.

Рынок киноуслуг разношерстный и однобокий. С одной стороны, низкие цены и обветшалый парк «гримпосудин», а с другой, - одна профессиональная компания с качественными …вагенами и сервисом, не «ломящая» сегодня цены за свои услуги (разница до кризиса составляла 2 раза).

Стоимость аренды таких гримвагенов опустили «до рынка». Вроде бы – все просто – все клиенты должны перейти к такой компании, ведь у нее теперь все преимущества – некий «премиум-класс» по доступным ценам – хорошие скидки в преддверии сезона, красочный сайт, в общем, «улыбчивый бизнес».

Некоторые оптимисты-утописты живут надеждой, что ни сегодня, так завтра все наладится и будет так, как раньше, пытаясь хоть как-то продержаться, экономя не только на мойке, обслуживании, стоянке гримвагенов, но и на водителях. Однако кризис так «завинтил гайки», что после его окончания клиенты останутся с теми, кто предоставляет сервис высокого качества и за невысокие деньги, которые у нас сейчас очень дороги сами по себе.

Хочется надеяться, что в нынешних условиях выживут гибкие, молодые и клиентоориентированные команды, которые за очень разумные деньги предложат высокий уровень сервиса.
Автор:
Николай Иванов
Реклама