Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 октября 2009 13:37

Французское кино сегодня

Французское кино сегодня

Предлагаем вашему вниманию статью, в фокусе которой – кинопроизводство во Франции, начиная от производства картины и заканчивая ее дистрибуцией. Во Франции разделение произведений на кинофильмы и аудиовизуальную продукцию – телефильмы – соблюдается очень строго. Все приведенные ниже статистические данные касаются только полнометражных фильмов, созданных для показа в кинозалах и получивших одобрение Национального центра кинематографии Франции (CNC), - структуры, осуществляющей управление данным сектором в целом. Материал подготовлен ассоциацией "UNIFRANCE" и любезно предоставлен Вице-директором «UNIFRANCE» по делам Восточной Европы Жоэлем Шапроном.

Кинопроизводство
Количество произведенных фильмов

Количество фильмов

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Фильмы с преобладанием французского капитала

183

167

187

164

185

196

Фильмы с преобладанием иностранного капитала

29

36

53

39

43

44

ВСЕГО

212

203

240

203

228

240


После подъема, начавшегося в середине 90-х годов, французское кинопроизводство постоянно находится на очень высоком уровне, превышая 200 фильмов в год. Как и в 2005 году, количество фильмов, выпущенных в 2008, достигает 240, что является очень высоким показателем. Этот рост касается в основном фильмов, созданных по инициативе Франции (ФИФ), число которых в 2008 году (196) превышает исторический рекорд 2005 года (187). Количество фильмов, полностью финансируемых Францией, в 2008 году достигает 145, что является самым крупным показателем за последние 20 лет. Однако эта тенденция к росту свидетельствует о неравном присутствии разных категорий бюджета. В действительности, если число фильмов с бюджетом, превышающим 15 миллионов евро, менее 1 миллиона евро и фильмы с бюджетом, колеблющимся между 4 и 5 миллионами евро, возрастает, то количество фильмов с бюджетом между 5 и 7 миллионами евро уменьшилось в половину.

196 фильмов, созданных с преобладанием французского капитала и получивших одобрение в 2008, году были созданы 164 различными компаниями, что свидетельствует о продолжающейся раздробленности кинопроизводства. EuropaCorp выделяется на общем фоне, благодаря 7 фильмам с преобладанием французского капитала (средний бюджет = 33,65 миллиона евро). Agat Films et Cie произвели 5 фильмов (средний бюджет = 4,06 миллионов евро). Пять компаний произвели по 4 фильма каждая: Fidélité Films, Gaumont, Les Films d'Ici, Les Films du Poisson, Mille et Une Productions. Шесть компаний произвели по 3 фильма: Alter Films, Cipango, F comme Film, Galatée Films, Nord Ouest Films et Thelma Films. И наконец, в 2008 году 24 компании произвели по 2 фильма и 125 компаний произвели только по одному фильму.

Бюджеты фильмов с преобладанием французского капитала

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Средний бюджет

4,4 M€

4,6 M€

5,3 M€

5,0 M€

5,3 M€

5,4 M€

6,4 M€

Срединный бюджет*

2,8 M€

2,6 M€

3,9 M€

2,8 M€

2,8 M€

3,0 M€

3,4 M€

* Половина фильмов располагается выше этого уровня, половина - ниже.

Исключительный рост среднего бюджета (6,4 M€) объясняется наличием трех фильмов с преобладанием французского капитала, чей бюджет превышает 40 M€. Наблюдается растущий разрыв между средним и серединным бюджетом, причиной которого можно назвать рост числа фильмов с бюджетом более 7 M€, на которые в 2008 году приходится 75% общих инвестиций в кинопроизводство с французским капиталом, против 65% в 2007г и 67, 8% в 2004. Серединный бюджет растет медленнее (3,4 M€ против 3 M€ в 2007) и приближается к уровню, достигнутому в 2004 (3,9 M€). Его уровень отражает наличие большого числа фильмов с очень низким бюджетом. Действительно, в 2008 году насчитывается около 108 фильмов с бюджетом менее 4 M€ против 60 фильмов с бюджетом свыше 7 M€

Количество первых и вторых фильмов с преобладанием французского капитала

Количество фильмов

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1-е фильмы

67

68

54

69

56

72

74

2-е фильмы

31

27

37

34

27

32

31

3-и и более фильмы

65

88

76

84

81

81

91

ВСЕГО ФИЛЬМОВ

163

183

167

187

164

185

196


Можно заметить, что совокупное число первых и вторых фильмов стабильно превышает количество фильмов опытных кинорежиссеров, что доказывает, что у молодых кинематографистов есть возможность проявить себя, но также и то, что многие кинорежиссеры останавливаются в своей работе на втором или третьем фильме.

Финансирование французского кинопроизводства
Общие (французские и иностранные) инвестиции во французское кино

  Инвестиции в:

 2002

 2003

 2004

 2005

 2006

 2007

2008

Фильмы с преобладанием французского капитала

 724 M€

 847 M€

 892 M€

 934 M€

 865 M€

 1 004 M€

1259 M€

Фильмы с преобладанием иностранного капитала

 137 M€

 306 M€

 156 M€

 352 M€

 283 M€

 197 M€

231 M€

 ВСЕГО

 861 M€

 1 153 M€

 1 048M€

 1 286M€

 1 148 M€

 1 201 M€

1490 M€


Вообще инвестиции в фильмы с преобладанием французского капитала в 2008 г. увеличились на 25,64% (+255 M€) при росте количества фильмов на 6%. В 2008 г. инвестиции в фильмы с преобладанием французского капитала достигают 1259 M€ .

Распределение инвестиций во французское кино

 

 2002

 2003

 2004

 2005

 2006

 2007

2008

Французские инвестиции

 678 M€

 789 M€

 819 M€

 917 M€

 834 M€

 952 M€

1224 M€

Иностранные инвестиции

 183 M€

 364 M€

 229 M€

 369 M€

 314 M€

 249 M€

267 M€

ВСЕГО

 861 M€

 1 153 M€

 1 048 M€

 1 286 M€

 1 148 M€

 1 201 M€

1490 M€


Величина французских инвестиций достигла в 2008 г. нового исторического рекорда. Этот рост коснулся в основном французских инвестиций в фильмы с преобладанием французского капитала (+29,4%). Однако отмечено легкое падение иностранных инвестиций в фильмы с преобладанием французского капитала (-11,6%). Стоит также отметить явное снижение иностранных инвестиций в фильмы с преобладанием иностранного капитала.

Финансирование фильмов с преобладанием французского капитала

 

 2003

 2004

 2005

 2006

 2007

2008

Доля французских продюсеров

 22,7%

 25,6%

 26,7%

 31,9%

 25,8%

26,7%

Доля SOFICA

 4,5%

 3,1%

 3,1%

 3,5%

 3,9%

2,8%

Автоматическая поддержка

 8,7%

 7,9%

 7,9%

 7,9%

 6,3%

5,5%

Избирательные виды поддержки

 3,5%

 3,5%

 2,9%

 2,6%

 2,6%

2,1%

Региональные субсидии

 1,1%

 1,2%

 1,3%

 1,5%

 1,6%

1,8%

Совместное производство с телеканалами

 3,8%

 4,3%

 3,8%

 3,3%

 3,8%

3,2%

Предоплата телеканалов

 26,3%

 28,3%

 25,7%

 25,4%

 26,7%

24,6%

Предоплата французских дистрибуторов

 6,8%

 6,0%

 9,8%

 7,4%

 9,5%

12,1%

Предоплата французских издателей видеопродукции.

 2,0%

 2%

 3,1%

 2,2%

 2,1%

1,7%

Права на экспорт фильмов

 5,6%

 6,5%

 5,3%

 4,2%

 8,2%

12,8%

Вклад иностр. капитала

 14,9%

 11,6%

 10,3%

 10,2%

 9,6%

6,8%

ВСЕГО

 100%

 100%

 100%

 100%

 100%

100%


Вклад французских продюсеров
Собственные средства (в денежном или натуральном эквиваленте), которые вносят продюсеры фильмов, остаются первым источником финансирования фильмов с преобладанием французского капитала (составляющем более четверти финансирования производства фильма). В 2008г. французские продюсеры вложили около 336 M€ в финансирование фильмов с преобладанием французского капитала, то есть 26,7%. Доля участия французских продюсеров в общем финансировании фильмов с преобладанием французского капитала уменьшилась относительно показателя 2006 года, когда она представляла больше 32% общих инвестиций.

Предоплата телеканалов

Большая часть предварительной оплаты прав на показ фильмов на французских телеканалах оговорена регламентом и/или профессиональными соглашениями. В таких случаях говорят об инвестиционных обязательствах. В 2008 г. предоплаты телеканалов составляли более четверти общего финансирования кинопродукции с преобладанием французского капитала (26,7%), против трети в начале 2000-х годов.

предоплата Canal+: телеканал кодированного доступа должен направлять 21% своего совокупного годового бюджета (без НДС) на закупку прав на показ кинематографических произведений, из них 12% - на европейскую кинопродукцию и 9% - на фильмы, созданные на французском языке. Эти инвестиции должны осуществляться на 80% в форме предоплаты. В рамках профессионального соглашения от 16 мая 2004 г. телеканал обязался тратить гарантированный минимум в 3,12€ без НДС в месяц с одного абонемента на предоплату европейских фильмов, из них не меньше 2,36€ - на предоплату произведений на французском языке. В обмен на это условие канал может показывать такие фильмы через 12 месяцев после их выхода в прокат, для других каналов этот срок составляет 36 месяцев.
В 2008 г., Canal+ таким образом внес 173,96 M€, в виде предоплаты фильмов с преобладанием французского капитала, они пошли на производство 142 различных фильмов, что слегка превышает показатели предыдущего года. Средние инвестиции по фильмам с преобладанием французского капитала достаточно сильно возросли, достигнув в 2008 году 1,34 M€ против 1,22 M€ в 2007г. и 1,18M€ в 2006г.

предоплата TPS Cinéma: TPS Cinéma предполагает обязательное приобретение прав на показ европейских фильмов и фильмов, созданных на французском языке, размер выплаты определяется количеством платных пользователей и характером каналов.
В результате слияния с концерном Canal+ эти обязательства были изменены и теперь касаются только TPS Star. В соответствие с новой конвенцией, подписанной с CSA, TPS STAR должна направлять 26% своих средств на приобретение прав на показ европейских кинематографических произведений, из них 22% - на фильмы на французском языке, и не менее 60% - на предоплату.
Гарантированный минимум установлен на отметке не ниже 2,01€ без НДС в месяц с одного абонемента – на европейские фильмы, из них не меньше 1,70€ - на франкоязычные фильмы.
После падения суммы инвестиций, явившейся результатом слияния с Canal+, инвестиции начали заново возрастать с 2007 года: +46,1% в 2007, +8,9 в 2008 году. В 2008 году TPS Star участвовала в 53 различных фильмах, из которых 46 – фильмы французской инициативы, что является самым высоким числом фильмов с предоплатой за последние десять лет. Что касается фильмов французской инициативы, объем инвестиций канала в среднем находился на уровне в среднем 0,44 M€ на фильм.

Предоплата CinéCinéma: в 2008 году CinéCinéma направил инвестиции в размере 16, 79 M€ на 97 фильмов из которых 77 фильмов французской инициативы. В целом, как и по количеству фильмов, вклад этого канала находится в четком состоянии роста по сравнению c предыдущим годом (+12 фильмов; +21,8%)
Средняя инвестированная сумма канала достигает 182 100€.

Предоплата Orange: Orange Cinéma приобрел 3 фильма французской инициативы в 2008 году на сумму около 4,9 M€. Он потратил 4,5 M€ на право первого платного показа одного из этих трех фильмов и 430 000 € на право второго показа двух остальных.

Предоплата бесплатных эфирных каналов: TF1 (частный канал), M6 (частный канал), France 2 (общественный канал) и France 3 (общественный канал) должны направлять на финансирование европейской кинопродукции не менее 3,2% чистого товарооборота предыдущего года (правила аналогичны для частных и общественных каналов), из них по крайней мере 2,5% - на франкоязычные произведения. Эти инвестиции частично выплачиваются в виде предоплаты и частично в форме совместного производства (см. ниже). Канал Arte, который не относится к французской юрисдикции, не облагается никакими обязательствами по поддержке кинопроизводства, но соблюдает их в добровольном порядке.
71,1% инвестиций бесплатных каналов состоят из предоплаты права показа. В 2008 году отмечен рост суммы инвестиций на 20,7%, в 2008 году он достигает 102,61 M€ (44,5 M€ - TF1; 25 M€ - France 2; 14,8 M€ - France 3; 16,6 M€ - M6 и 1,69M€ - Arte) на слегка уменьшающееся количество фильмов. Средний вклад TF1 и M6 достигает 2 M€ на фильм; вклад France 2 и France 3 – около 1 M€, Arte участвует в размере 0,31 M€ на фильм.

Совместное производство с телеканалами
Бесплатные телеканалы имеют право осуществлять часть обязательных инвестиций (см. выше) в форме ко-продукций, не занимая при этом должность ответственного продюсера. Эта доля в зависимости от года достигает от 3 до 5% общей суммы инвестиций в фильмы, созданные по инициативе Франции. В 2008 г. пять бесплатных каналов вложили в совместное производство фильмов на 9,6% больше, чем в 2007 г. – 41,6 M€. Доля этих вкладов слегка уменьшилась, что в целом объясняется растущей долей других источников доходов от эксплуатации в общем финансировании фильмов французской инициативы (прокат в кинозалах, выпуск записи, зарубежные продажи).
Зато Canal+ и Orange не связаны никакими обязательствами в этой области: инвестиции в совместное производство через StudioCanal и Studio 37 осуществляются на добровольной основе. В 2008 г. Studio 37 тратит 7,72 M€ на производство 10 фильмов, из них 9 – с преобладанием французского финансирования.

Предоплата французских дистрибуторов
Долгое время довольно слабая, предоплата дистрибуторов обрела значимое место в финансировании. В 2007 г. гарантированный дистрибутором минимум за прокат в кинотеатрах одного фильма пережил резкий рост почти в 50% по сравнению с 2006 г., и достиг доли в 9,5% от финансирования фильмов французской инициативы, или 95 M€ (против 64M€, то есть доли в 7,4% финансирования фильмов французской инициативы в 2006 г.). Он снова вырос в 2008 году и составил 12,5% общего финансирования фильмов французской инициативы.

Предоплата французских издателей видеопродукции
Долгое время практически несущественные, взносы издателей видеопродукции начинают занимать определенно место в финансировании кино. Так, в 2008 г. издатели видеопродукции вложили в производство фильмов 21,8 M€, что составляет 1,7% от общей суммы инвестиций. Эта доля кажется достаточно стабильной, за исключением 2005 года, когда она пережила исключительный рост.

Предоплата экспортеров
Предоплата экспортеров в основном затрагивает коммерческое использование фильмов на рынках вне стран – совместных производительниц фильма. Всего та затронуло в 2008 г. 131 фильм. Но ряд фильмов отобрал большую часть сумм, инвестированных зарубежными структурами. В 2008 году четыре фильма получают отдельное финансирование, величина которого достигает или превосходит 20 M€. Все они произведены EuropaCorp: «Артур и война двух миров» и «Артур и месть Мальтазара» Люка Бессона, «Из Парижа с любовью» Пьера Мореля и «Перевозчик 3» Оливье Мегатона, - и входят в число самых дорогих фильмов года.

Автоматическая инвестиционная дотация
Каждый фильм, получивший одобрение Национального центра кинематографии CNC, с начала проката в кинозалах приносит своему продюсеру доход в размере нескольких десятков сантимов с каждого проданного билета. Показ по телевидению и продажи видеоверсии также приносят автоматические отчисления. Эти суммы начисляются на определенный счет в CNC в пользу продюсера, который может вновь инвестировать эти средства в производство других французских фильмов в будущем. Оставаясь три года на стабильной отметке в 7,9% инвестиций, эта так называемая автоматическая поддержка снизилась до уровня в 6,3% инвестиций в 2007 г., затем в 2008 г. до 5,5% от общего финансирования фильмов французской инициативы.
Эти средства возникают из счета поддержки, который складывается из пошлины телевещателей, то есть 5,5% доходов от рекламы), от госпошлины на телевидение и от проданных абонементов платных телевещателей (377,4 M€), из TSA (пошлины в 10,72%, которая взимается с каждого проданного билета в кино, независимо от страны-производительницы фильма) и составляет 120 M€ сборов в 2008г., и, наконец, из пошлины издателей видеопродукции, которая соответствует 2% товарооборота продаж (30 M€ в 2008г.).

Выборочная поддержка

Выборочная поддержка производства полнометражных фильмов, которую обычно называют «аванс в счет доходов» - главное средство выборочной поддержки производства со стороны CNC. Она дополняется другими видами поддержки, которыми также распоряжается СNС (написание сценария, переработка, разработка материала).
В 2008 г. она составляет 2,1% общего финансирования фильма французской инициативы. Речь идет о финансовой помощи, которая выдается после изучения сценария в зависимости от художественной ценности проекта, после анализа, производимого сначала отборочным комитетом, а затем одной из экспертных комиссий (одна комиссия рассматривает первые фильмы, другая – все остальные).
В 2008 г., 46 фильмов получили поддержку на общую сумму в 17,69 M€ (величина выданного аванса колебалась от 120 000 до 500 000 евро).
Существует также аванс в счет доходов после съемок фильма, - меньший по размеру, но распределяемый по тем же принципам оценки качества, после просмотра уже законченного фильма третьей комиссией.

Региональные виды финансирования
В связи с традиционной централизованностью структуры французского государства, территориальная поддержка (со стороны регионов, департаментов и городов) долгое время имела относительно небольшой удельный вес в общем финансировании французского кинематографа. Однако в последние годы эти виды поддержки, носящие выборочный характер и поступающие в основном из региональных фондов, переживают стабильный рост.
Для того, чтобы стимулировать территориальные единицы для дальнейшего продвижения в этом направлении, государство создало в 2004 г. национальный фонд, призванный поддерживать региональные инициативы в рамках трехгодичных соглашений. Если регион принимает решение выделить не менее 100 000 евро на создание фонда поддержки кинопроизводства, то CNC вкладывает 50% от суммы, выделенной регионом, в пределах 1 миллиона евро на одну территориальную единицу (эту меру еще называют “1 евро за 2”). Эта мера широко способствовала усилению доли регионального финансирования. В 2008 г. соглашения между Государством и территориальной единицей были подписаны 24 региональными советами, 7 генеральными советами департаментов, одним городом и одним городским сообществом, что в целом составляет 33 территориальные единицы. Вклад Национального центра кинематографии (CNC) представляет собой 14,5 M€, выделяемых на написание, производство кинематографических и аудиовизуальных произведений, что представляет 26% дотаций этих 33 территориальных фондов.
В 2008 году 41 территориальное сообщество вложило 55 M€ в качестве политики поддержки кинематографического и аудиовизуального производства. Общие затраты выросли на 5% по сравнению с 2007 годом. Последние два года выделенные суммы продолжают возрастать, но в более умеренном темпе.

Пятнадцать важнейших территориальных фондов (без различия жанров фильмов: полнометражные, короткометражные, документальные, анимационные, мультимедийные.)

 

Территориальная единица

Отпущенные

средства в 2008 г.

Интернет-сайт

1. Регион Иль-де-Франс 

14,6 M€

www.iledefrance-film.com

2. Рон-Альп Синема

3,7 M€

www.rhone-alpes-cinema.fr

3. Регион Север-Па-де-Кале

2,7 M€

www.crrav.com

4. Регион Прованс-Альпы-Лазурн.берег

2,6 M€

www.laregie-paca.com

5. Департамент Шаранта

2,2 M€

www.cg16.fr/

6. Регион Центр

2,2 M€

 www.centreimages.fr

7. Корсика

2,1 M€

 

8. Регион Бретань

2,1 M€

 www.filmsenbretagne.com

9. Регион Пуату-Шаранта

2,1 M€

www.cinema.poitou-charentes.fr

10. Регин Рона-Альпы

2 M€

www.comfilm-rhone-alpes.fr

11. Регион Аквитания

1,8 M€

www.aquitaine-image-cinema.fr

12. Регион Юг-Пиренеи

1,3 M€

 

13. Регион Лангедок-Русийон

1,3 M€

www.languedoc-roussillon-cinema.fr

14. Регион Пеи де ла Луар

1,2 M€

 

15. Лимузен

1, 1 M€

www.guindoucinema.org

Источник: Centre Images, Guide “Soutiens à la production cinématographique et audiovisuelle 2008 ”

В 2008 г. 16 территориальных единиц имели фонд поддержки, превышающий 1 M€. Только 7 территориальных единиц достигали этого уровня в 2003 г., 27 единиц из 41 увеличили свои дотации в 2007 г. Общая сумма выплаченных регионами Франции дотаций остается по-прежнему ниже бюджета каждого из трех главных региональных фондов Германии.

Первая пятерка по жанрам – суммы средств, выделенных в 2008 г.:

Полнометражные

 

Регион Иль-де-Франс

11,6 M€

Рона-Альпы Cinéma

3,8 M€

Регион Прованс-Альпы-Лазурный берег

1,3 M€

Регион Центр

1 M€

Север-Па-де-Кале

0,9€

Документальные

 

Корсика

1,3 M€

Регион Иль-де-Франс

0,9 M€

Регион Бретань

0,6 M€

Регион Рона-Альпы

0,6 M€

Аквитания

0,4 M€

Анимация

 

Департамент Шаранта

1,1 M€

Регион Пуату-Шаранта

0,6 M€

Регион Иль-де-Франс

0,5 M€

Регион Рона-Альпы

0,5 M€

Департамент Верхняя Савойя

0,2 M€

Источник: Centre Images, Guide «Soutiens à la production cinématographique et audiovisuelle 2007»

SOFICA
Долго бывшие единственным механизмом, действующим по принципу налоговой льготы, Sofica (инвестиционные компании для сбора средств исключительно на финансирование производства кино- и аудиовизуальной продукции) представляют собой в 2008 г. около 3% общего финансирования фильмов с преобладанием французского капитала. У частных лиц, которые принимают участие в Sofica, снижается величина налогооблагаемой базы доходов, акционерные общества получают исключительные льготы. Эти компании были созданы 11 июля 1985 года, по уставу срок существования Sofica – 10 лет.
В пределах 20% своего ежегодного бюджета эти компании могут финансировать европейские фильмы, остальная часть должна направляться на создание произведений на французском языке. В обмен на инвестиции компаниям Sofica предоставляется право на получение доходов от будущей эксплуатации произведений.
В 2008  г. SOFICA вложила средства в 97 фильмов, что на 9 фильмов больше, чем в 2007 г. Общее финансирование в размере 38,3 M€ свидетельствует о понижении на 5,6 % . Компании SOFICA инвестировали в фильмы с бюджетом, сильно превышающим средний (8,25 M€ в 2008). Средние инвестиции SOFICA в фильм – в размере 395 200 € против 461 300 € в 2007 и 420 300 € в 2006. Они в среднем покрывают 4,8% сметы рассматриваемых фильмов против 7,2% в 2007 году и 6,7% в 2006. Этот показатель является самым слабым за последнее десятилетие.
В 2008 активными являются 13 компаний Sofica (Banque Postale, Soficinéma, Banque Populaire Images, EuropaCorp, Ugc, Cinemage, Cofinova, Uni Etoile, Valor, Sgam Ai Cinema, Coficup, Cofimage, Carrimages).

Налоговый кредит
Это новая налоговая мера, введенная в 2004 году, позволяет продюсеру получить снижение налогов на расходы по производству фильма. Его целью является поощрение продюсеров снимать фильмы на территории Франции. Величина этого кредита может доходить до 20% соответствующих затрат в пределах 1 M€.
В 2008 году 124 фильма с преобладанием французского капитала из 185 произведенных направили запрос на временное предоставление налоговых кредитов. Эта цифра доказывает интерес продюсеров к этой новой мере.

Иностранный вклад

Как и в 2007 году, в 2008 году 95 фильмов стали объектом совместного производства с как минимум одним иностранным партнером. Основными партнеры по производству в 2008 году были Бельгия, Италия и Германия с 22, 13 и 8 фильмами соответственно. За ними следуют Швейцария и Люксембург, выпустившие в совместном производстве с Францией по 7 фильмов. Стоит отметить, что ни один фильм не был создан в совместном производстве между Францией и Великобританией.
В 2008 году общий вклад иностранных ко-продюсеров достиг 266,69 M€: 85,1 M€ в фильмы с преобладанием французского капитала и 181,6 M€ (против 153,09 M€ в 2007) в фильмы с преобладанием иностранного капитала.

Международный налоговый кредит

В декабре 2008 года Французский парламент принял закон, утверждающий новый налоговый кредит на иностранные киносъемки на территории Франции. Целью закона является поощрение киносъемок и послесъемочных работ (пост-продакшн), содержание которых включает «элементы, касающиеся культуры, культурного наследия или территории Франции», как говорится в тексте закона.
Налоговая льгота коснется 20% профессиональных расходов на территории Франции при верхнем ограничении в 4 миллиона евро. Предусмотренные законы включают авторские права (французский контракт), зарплаты техникам, актерам и переводчикам (ограниченные по установлению коллективного соглашения), технические расходы (аренда и покупка), аренда декораций, транспортные расходы, питание и все социальные обязательства.
В 2009 году только те фильмы, которые начали сниматься до установления официальной процедуры и подходящие под закон после его принятия, смогут использовать налоговую льготу на все расходы с 1 января 2009 года.

Дистрибуция и кинопрокат
 
Положение кинопроката во Франции
Посещаемость кинозалов
Количество зрителей и сборы

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Зрителей, млн.

184,2

174,1

194,8

174,2

188,7

177,5

189,71

Сборы, M€

1 027,8

1 027,8

1 134,2

1 023,2

1 120,4

1056,5

1140,2

Средняя цена билета

5,6€

5,6€

5,8€

5,9€

5,9€

5,9€

6,01€


С тех пор, как в 1997 году посещаемость кинозалов достигла 150 миллионов, она никогда не спускалась ниже этой отметки и колеблется на высоком уровне от 150 до 190 миллионов зрителей – то есть намного превышает показатели начала 90-х годов. Изменения посещаемости не соответствуют кривой роста числа кинозалов, поэтому данные колебания можно объяснить только различиями в ежегодном репертуаре фильмов.
В 2008 г. зрители распределялись по следующим группам:
 6-14 лет: 11,9 %
15-24 лет: 13,3 %
25-34 лет: 13,3 %
35-49 лет: 22,4 %
50-59 лет: 14,4 %
+60 лет: 24,7 %

Посещаемость фильмов по странам-производительницам (доли рынка проката)

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Франция

35,1%

34,9 %

38,5%

36,8 %

44,7 %

36,6%

45,4%

США

49,8 %

52,2 %

47,7 %

46,1 %

44,2 %

49,2%

44%

Великобритания

5,0 %

3,5 %

7,6 %

13,3 %

6,0 %

9,5%

4,8%

Испания

2,0 %

0,3 %

0,7 %

0,2 %

1,7 %

0,2%

1,7%

Германия

0,8 %

1,0 %

0,9 %

1,0 %

0,6 %

1,3%

0,7%

Италия

0,3 %

0,3 %

0,2 %

0,4 %

0,3 %

0,1%

0,6%

Прочие

6,8 %

7,5 %

4 %

1,8 %

2,2 %

1,9%

1,9%


Неудивительно, что фильм «Bienvenus chez les Ch’tis» («Добро пожаловать в Ж») занимает первое место по кассовым сборам с 20,36 M€, это самый большой успех французского кино с 1945 года. За ним следует другой французский фильм «Astérix aux Jeux Olympiques» («Астерикс на Олимпийских играх»). Картину десяти наибольших кассовых сборов года дополняют 7 американский фильмов и один британский. 2008 год начался с большого успеха: посещаемость кинотеатров в первый квартал увеличилась на 18,9%. Во втором и третьем квартале посещаемость падает на 6,2% и 9% соответственно относительно показателей 2007 года. Возросшая посещаемость в сентябре и октябре подстегнет общую посещаемость в конце года (+23,4% в октябре; +39,8%). Несмотря на менее динамичный декабрь, третий триместр 2008 года свидетельствует о росте на 19,6 % по сравнению с 2007 г.

Десять лидеров проката 2008 г.

Фильм

Зрителей, млн.

Добро пожаловать в Ж

20,4

Астерикс на Олимпийских играх

6,8

Мадагаскар 2

4,2

Индиана Джонс

3,9

Квант милосердия

3,7

Валл-и

3,2

Кун-фу Панда

3,2

Хроники Нарнии 2

3,1

Хенкок

3,1

The Dark Knight

2,2


Техническое оснащение
Номенклатура кинотеатров во Франции

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Количество экранов

5 264

5 299

5 347

5 302

5 362

5 398

5 418

Количество кинотеатров

2 153

2 136

2 160

2 143

2 133

2 122

2076

Количество мультиплексов

106

117

127

140

146

153

164

Количество мест (млн.)

1, 07

1, 08

1, 07

1, 07

1, 06

1, 06

1,07


5418 залов действуют в 2008 г., что на 86 залов, чем в 2007 году. Ритм открытия новых кинотеатров увеличился: 16 в месяц против 11 в месяц в 2007 году. Это объясняется во многом бурным развитием мультиплексов (52,6% новых экранов установлены по большей части в кинотеатрах такого типа). Создание мультиплексов стало причиной закрытия некоторых кинотеатров. В целом мы видим, что в 2008 году во Франции открыто 19 дополнительных кинотеатров, и посещаемость увеличилась на 5% по сравнению с 2007 годом.
136 действующих кинотеатров располагают как минимум одним цифровым проектором 2К. Рост, наблюдаемый в 2008 году, объясняется группой CGR. 8,2% активных кинотеатров в 2008 году имеют оборудование для цифрового проецирования.

Номенклатура кинотеатров в Париже

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Количество экранов

368

381

378

383

379

376

363

Количество кинотеатров

91

90

89

89

88

87

85

Количество мест (тыс.)

72,6

74,6

74

75,2

74,1

73

70,6


Количество залов достигает в 2008 году наиболее слабой отметки за последние десять лет: на 10 лет пропускная способность парижских кинотеатров упала на 5,6%. Четыре учреждения закрыли свои двери, но открылись два дополнительных моноэкранных зала.

Прокат
Количество новых фильмов, выпущенных в прокат

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Французские фильмы

200

219

239

236

242

262

240

Американские фильмы

151

160

168

152

177

176

156

Прочие

137

134

153

162

170

135

159

Всего новых фильмов

488

513

560

550

589

573

555

 
В 2008 году, с 555 фильмами, вышедшими в первый прокат, мы возвращаемся к уровню 2004 и 2005 гг. Количество французских (-22) и американских фильмов (-19) фильмов, вышедших в прокат, уменьшается, тогда как предложение новых европейских или иностранных фильмов демонстрирует отчетливый рост.

В 2008 году среднее число копий фильма – 140. Это увеличение количества копий в равной степени затрагивает французские фильмы, в среднем выпускающиеся на 138 копиях. 57 фильмов частично или полностью эксплуатировались в цифровом формате. 4 фильма эксплуатировались в прокате в формате 3D.

Поддержка проката
Основная доля различных субсидий проходит через CNC.
Автоматическая поддержка дистрибуции
Полнометражные французские фильмы или фильмы, выпущенные в совместном производстве с иностранным продюсером, могут после получения одобрения CNC стать источником финансовой субсидии для дистрибутора при соблюдении некоторых условий, которые оговариваются при подписании договора о дистрибуции между продюсером (-ами) и дистрибутором.

Выборочные виды поддержки
- репертуарная поддержка рассчитана на выпуск ежегодного репертуара фильмов, независимо от их страны-производительницы
- структурная поддержка, которая может дополнять репертуарную поддержку
- выборочная поддержка отдельных фильмов независимо от их страны-производительницы.
При CNC также существуют отдельная поддержка первых фильмов, получающих аванс в счет доходов, поддержка малопрокатного кинематографа и поддержка фильмов для детей. Согласно заключенным профессиональным соглашениям, телевещательные компании, особенно Canal+, также оказывают финансовую поддержку кинопрокату. Эта поддержка может покрывать до 40% расходов на печать фильма, выходящего впервые. Эта поддержка не должна превышать 122 000 евро, она касается только фильмов, которые вышли количеством не более 200 копий и в которых французская доля составляет не менее 30% производства.
Примечание: телевизионная реклама кинофильмов во Франции запрещена.

Доли проката различных дистрибуторов в 2007г.

Дистрибутор

ДП

Зрителей, млн.

Кол-во фильмов

1- Pathé Distribution

Прокатное отделение киноконцерна Pathé (& производство, использование, международные продажи)

Фильм-лидер: «Добро пожаловать в Ж»

19,74%

18,7

14

2- Paramount Pictures - Франция

Филиал американской компании

Фильм-лидер: «Мадагаскар 2»

9,8%

18,8

23

3- Warner Bros

Филиал американской компании

Фильм-лидер: «The Dark Knight»

7,2%

13,8

15

4- Walt Disney Studios Motion Pictures France

Филиал американской компании

Фильм-лидер: «Валл-и»

7,1%

13,6

12

5- Twentieth Century Fox

Филиал американской компании

Фильм-лидер: «Horton»

6,53%

12,4

21

6- Studio Canal

Прокатный филиал группы TV Canal+

Фильм-лидер: «Disco»

5,70%

10,6

15

14- Sony Pictures Releasing (Франция)

Филиал американской компании

Фильм-лидер: «Квант милосердия»

5,15%

9,9

15

8- Metropolitan Filmexport

Независимый французский дистрибутор (и продюсер), выпускает до 2008 года фильмы New Line

Фильм-лидер: «Voyage au centre de la terre»

4,50%

8,6

31

9- SND

Филиал концерна TV M6 (телевидение).

Фильм-лидер: «Les Chimpanzés de l’espace»

4,14%

 

7,9

16

10- EuropaCorp Distribution

Прокатное отделение Europa Corp, компании Люка Бессонна (& кинопроизводство, международные продажи).

Фильм-лидер: «Le Transporteur 3»

3,03%

5,8

13

11- TFM Distribution

Совместный филиал TF1 и Miramax, созданный в 2003.

Фильм-лидер: «Cash»

2,85%

5,5

25

12 - Gaumont

Филиал киноконцерна Gaumont

Фильм-лидер: «Любить по-французски»

2,81%

5,4

8

13- Universal Pictures France

Филиал американской компании

Фильм-лидер: «La Momie: la tombe de l’empereur…»

2,80%

5,4

6

14- Mars Distribution

Независимый французский дистрибутор

Фильм-лидер: «Париж»

2,60%

5

13

15- Wild Bunch Distribution

Независимый французский экспортер и дистрибутор, в частности, фильмов Pan-Européenne Production.

Фильм-лидер: «Largo Winch»

2,18%

4,2

15

16- Bac Films

После ухода от StudioCanal, Bac Films присоединился к концерну Millimages, который в конце 2007 г. приобрел Bac Films

Фильм-лидер: «Survivre avec les loups»

1,45%

2,8

16

17- Diaphana Distribution

Независимый французский дистрибутор (и продюсер)

Фильм-лидер: «L’empreinte de l’ange»

1,42%

2,7

13

18- Haut et Court

Назависимый французский дистрибутор (и продюсер)

Фильм-лидер: «Класс»

1,06%

2

9

19- UGC Distribution:

Прокатный филиал кинематографического концерна UGC (& кинопроизводство, прокат, международные продажи.

Фильм-лидер: «Le grand alibi»

1,04%

2

7

20- MK2 Diffusion

Прокатный филиал группы MK2

Фильм-лидер: «Lheure d’été»

0,94%

1,8

8

21- Gebeka Films

Независимый французский дистрибутор, специализирующийся на анимации для детей

Фильм-лидер: «Mia et le Migou»

0,70%

1,3

3

22- Le Pacte

Независимый французский дистрибутор

Фильм-лидер: «Гоморра»

0,63%

1,2

5

23- Pyramide

Независимый французский дистрибутор (& продюсер, экспортер)

Фильм-лидер: «48 heures par jour»

0,60%

1,2

14

24- ARP Sélection

Независимый французский дистрибутор (& продюсер)

Фильм-лидер: «Aide-toi, le ciel t’aidera»

0,52%

1

10

25 - Océan Films

Независимый французский дистрибутор

Фильм-лидер: «Les Citronniers»

0,45%

0,9

8

ПРОЧИЕ

5%

9,6

 

 
Результаты по фильмам в 2008 г.
Из 660 фильмов, находившихся в прокате (555 из них - новые) :
- 1 фильм собрал более 20 миллионов зрителей (1 французский)
- 1 фильм собрал более 6 миллионов зрителей (1 французский)
- 12 фильмов собрали от 2 до 4,9 миллионов зрителей (из них 2 - французских)
- 31 фильм собрал от 1 до 1,9 миллионов зрителей (из них 13 - французских)
- 45 фильмов собрали более 500 000 зрителей (из них 18 французских)
- 19 фильмов собрали более 400 000 зрителей (из них 9 французских)
- 20 фильмов собрали более 300 000 зрителей (из них 7 французских)
- 31 фильм собрал более 200 000 зрителей (из них 17 французских)
- 49 фильмов собрали более 100 000 зрителей (из них 24 французских)
- 67 фильмов собрали более 50 000 зрителей (из них 32 французских)

Французские экспортеры
На сегодняшний день Франция располагает динамичной и разнообразной сетью организаций, занимающихся заграничными продажами, начиная от маленьких независимых компаний и заканчивая большими концернами СМИ.
 
Независимые экспортеры    
Alfama Films (www.alfamafilms.com)
Artedis (www.artedisfilms.com)
Bac Films (www.bacfilmsintl.com)
Celluloid Dreams (www.celluloid-dreams.com)
Cinexport (www.cinexport.visualnet.com)
Coach 14 ( www.coach14.com)
Doc & Film International (www.docandfilm.com)
Elle Driver (www.europacorp.com)
Eurociné (www.eurocine.net)
EuropaCorp (www.europacorp.com)
Films Distribution (www.filmsdistribution.com)
France Télévision Distribution (www.francetv.com/vf/home.asp)
Funny Balloons (www.funny-balloons.com)
Futurikon (www.futurikon.com)
Groupe 1    
IDPL (www.idplproductions.com)
Le Pacte    
Le Petit Bureau    
Les Films du Losange (www.filmsdulosange.fr)
Memento Films International (www.memento-films.com)
Pyramide International (www.pyramidefilms.com)
Rezo (www.rezofilms.com)
Rendez-vous Pictures (www.rendezvouspictures.com)
Orly Films    
Roissy Films (www.roissyfilms.com)
The Coproduction Office (www.thecopro.de)
Umedia (www.umedia.fr/)
Wide Management (www.widemanagement.com)
Wild Bunch (www.wildbunch.biz)

Экспортеры в рамках киноконцерна    
MK2 (www.mk2-catalogue.com)
Gaumont (www.gaumont.fr)
Pathé Distribution (www.patheinternational.com)
UGC Distribution (www.ugc.fr)

Экспортеры в рамках телеконцерна    

M6 DA/SND (www.m6da.com)
StudioCanal (www.studiocanal.com)
TF1 International (www.tf1international.com)
 
Основные компании по продаже объединены в ADEF, ассоциации по экспорту фильмов: www.adef.fr
Реклама