Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 декабря 2010 13:51

ПрофиСинема подводит итоги десятилетия

ПрофиСинема подводит итоги десятилетия

Завершается первое десятилетие XXI века, во многом ставшее знаковым для российской киноиндустрии. Коллектив авторов Интернет-портала «Профисинема проанализировал произошедшие в данной сфере изменения и подвел итоги в разных областях российского кинобизнеса. Предлагаем вашему вниманию обзорную статью, которая позволит освежить в памяти события уходящего кинодесятилетия в сфере продюсирования, производства, проката, кинопоказа. Также представляем персон, оставивших след в отечественном кино и повлиявших на его дальнейшее развитие, и акцентируем внимание на особенностях взаимодействия кино и Интернета.

Есть такая профессия – продюсер

Не будет преувеличением сказать, что профессия «кинопродюсер» начала формироваться в России в двухтысячные. Конечно же, всплеск интереса к кинобизнесу и, как следствие, появление большого числа доморощенных продюсеров нужно отнести к середине 90-х, когда государство разработало ряд механизмов для финансирования кино, предусматривающих налоговые льготы и субсидии. В частности, летом 1996 г. Госкино пролоббировало в Госдуме федеральный закон N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", освобождавший от налога на добавленную стоимость "услуги по производству, тиражированию и прокату кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма".

К этому времени относится и учреждение некоммерческого партнерства "Гильдия продюсеров России" (1996 год). В 2004 году руководство Гильдии приняло решение об изменении Устава. Членами Гильдии могли теперь стать не только физические лица, но и юридические – российские киностудии и кинокомпании. Александр Литвинов, стоявший у истоков создания Гильдии, рассказал о том, как это происходило: «Я был одним из ее основателей вместе с Владимиром Досталем, Игорем Толстуновым, Александром Атанесяном, Александром Михайловым и другими. В середине 90-х существовало не так много продюсеров, тем более действующих. Нас было человек 30. Мы защищали общие, корпоративные интересы. Определенное время до начала 2000-х годов (где-то до 2003 года) Гильдия была достаточно активна. Вопросы, связанные с авторским правом, ценообразования и оплаты труда – все решалось сообща, и большинство этими решениями руководствовалось». Сейчас, в конце 2010 года членами Гильдии является 101 человек и 11 организаций.

За последнее десятилетие роль продюсера в отечественном кинематографе значительно возросла, сложилось понимание профессии и практически ни у кого уже нет сомнений в ее необходимости. Совершенно очевидно, что поиск денег на производство лишь одна из функций продюсера, наряду с девелопментом проекта и продвижением готового фильма к зрителям. Продюсер становится главной движущей силой проекта, формируя идею, реализуя креативный замысел при помощи сценариста, режиссера, оператора, актеров и других творцов, таким образом, все более приближаясь к классическому пониманию деятельности продюсера, сформированному в Голливуде. 31 мая 2006 г Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития России) выпустило приказ «Об утверждении квалификационной характеристики должности «Продюсер телевизионных и кинофильмов»».

В 2000-е продюсерские компании Сергея Сельянова «СТВ», Игоря Толстунова «Профит», Студия "ТриТэ" Никиты Михалкова уже успешно в течение нескольких лет производили кино и теле продукцию. С 2002 года компания «Централ Партнершип» начала самостоятельное производство полнометражных фильмов. Рубен Дишдишян, будучи уже опытным дистрибьютором, заметил, что на отечественном рынке всегда востребован национальный продукт. В 2003 году появилось производственное подразделение группы компаний "ПАРАДИЗ", первыми лентами, которой стали лирическая комедия «Нечаянная радость» и романтическая комедия «Слушатель». В 2002 году компания Art Pictures начинает заниматься кинопроизводством, создав совместно со студиями «Слово» и Non Stop Production «В движении» Филиппа Янковского, «Гололед» Михаила Брашинского и «Дневник камикадзе» Дмитрия Месхиева В 2003 году была основана кинокомпания «КОКТЕБЕЛЬ», заявившая о себе одноименной картиной Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского. В течение 10-ти последних лет сформировалось порядка 100 продюсерских центров и кинокомпаний разного калибра, специализирующихся в основном на телеконтенте и рекламе и время от времени производящих игровое кино.

Существенные изменения за предшествующее десятилетие происходят в кинообразовании. В 2002 году, разработав образовательный стандарт и став базовым ВУЗом, ВГИК осуществил в следующем году набор студентов по специальности «Продюсерство». В 2008 году первое поколение выпускников в дипломе в графе специальность имело запись – «Продюсер». В 2006 году открылась кафедра «Продюсерство» Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, существовавшая ранее в течение трех лет в рамках кафедры режиссуры. Есть полярные мнения о том, можно ли научить достаточно молодых людей такой сложной профессии или нет и нужно ли это делать. Одни убеждены, что нельзя и не нужно, потому что предпринимательством могут заниматься всего 7% населения, а уж генерировать творческие идеи и реализовывать их, осваивая большие денежные объемы в короткие сроки и того меньше. И научить этому нельзя. Либо человек имеет таковые способности, либо нет. Мы знаем немало примеров успешных продюсеров без специального образования. Но есть также и противники этой точки зрения. Потому что, конечно же, самородки есть в любой профессии, даже в творческой, такой как, например, режиссер. Но для того, чтобы формировать индустрию с массовым производством фильмов, необходимы подготовленные кадры, имеющие базовое системное образование, которое получают студенты во ВГИКе и СПБУКиТе. Сергей Сельянов считает, что продюсеров, также как и режиссеров, актеров, и других кинематографических специалистов должно в стране выпускаться в десятки раз больше, чем сейчас, потому что киноиндустрия требует совсем другого количества профессионально подготовленных кадров. Кроме того, необходимо расширять продюсерскую «линейку» и готовить также аналитиков в области кино, креативных продюсеров и линейных продюсеров.

На сегодняшний день в образовательном стандарте нового поколения, разработанном во ВГИКе, предусмотрено пять специализаций: продюсер кино и телевидения, линейный продюсер, продюсер телевизионных и радиопрограмм, продюсер мультимедиа, продюсер исполнительских искусств.

Плавное и достаточно равномерное развитие индустрии с пусть и не очень большим, но постоянным приростом количества отечественных картин и увеличения доли кассовых сборов прервал кризис. Сложные кризисные годы на самом деле вскрыли много накопившихся проблем отрасли (раздутые штаты, неоправданно высокие зарплаты и.д.) и проверили на прочность многие продюсерские центры и кинокомпании. И не все эту проверку прошли. Поскольку подавляющее число продюсеров зависит от господдержки, производя в основном продукт несамоокупаемый, то, оказавшись в условиях реорганизации Минкульта и прекращения финансирования, а также оттока инвестиций из отрасли, были вынуждены свои проекты заморозить или закрыть. Поэтому по итогам 2010 года в прокат вышла только 61 отечественная картина (не считая ко-продукции).

Под конец десятилетия в кино наступили перемены, плоды которых мы будем пожинать в следующем. Формально, создание Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии произошло тоже в далеких 90-х, но мысль о его возрождении зрела в умах лучших кинематографистов последние несколько лет, пока не была закреплена Постановлением Правительства РФ 31 декабря 2009 года, утвердившего новую редакцию Устава Фонда, значительно расширившую круг его задач. Восемь компаний: «СТВ», «ПРОФИТ», «ТриТэ», Bazelevs, Art Pictures Studio, «Централ Партнершип», «Рекун синема», «Дирекция кино», получившие вместе с гордым наименованием мейджоры по 250 млн. рублей на реализацию своих амбициозных замыслов, подтвердят или опровергнут правильность рейтингов только в будущем. По словам Сергея Толстикова, главы Фонда осенью 2011 года будут подводиться промежуточные итоги. Кроме того, деньги из Фонда получили продюсеры 13 социально-значимых проектов. Хороша или плоха эта система финансирования отечественного кино и нужна ли она вообще, мы сможем оценить, пожалуй, только по прошествии следующего десятилетия, а пока продюсеры неустанно разрабатывают проекты, занимаются поисками финансирования на их реализацию и выстраивают стратегию продвижения, ведь именно это и есть продюсерство.

Кинопроизводство: жизнь вне «Мосфильма»

За прошедшее десятилетие производство кино- и телефильмов, с одной стороны, развилось стремительно. На съемочных площадках появилось больше разнообразной техники и машин: камер, тележек, кранов, гримвагенов… И даже облегченными рациями с гарнитурами снабжают все больше и больше членов съемочной группы. Но, с другой стороны, организация и качество работы съемочных площадок практически не изменились за это время. Почему? Потому что работа съемочной группы – это сначала люди, а уже потом техника, которой эти люди управляют; сначала организация, а уже потом творчество в грамотно организованном пространстве и времени. Но, как известно, целое поколение кинопрофессионалов навсегда ушло из кинематографа. Исчезало оно в два этапа: сначала с распадом Советского Союза, а затем в кризис 1998 года. Конечно, за это десятилетие у нас было несколько громких проектов с частичным привлечением зарубежных специалистов, но это исключение, которое только подтверждает правило. Факт нехватки специалистов среднего звена сегодня констатируют все участники кинопроцесса.

В период с 2000 по 2010 год в России появилось много кинопроизводственных структур, небольших частных кинокомпаний со штатом в 3-5 человек, разбросанных по разным концам страны и умещающихся в одной комнате. Один из парадоксов этого кинематографического десятилетия как раз в том и заключается: самые талантливые и заметные российские ленты этого периода снимались творческими силами таких крохотных «семейных» компаний.

Однако в сознании простых зрителей все фильмы по-прежнему снимаются на «Мосфильме». Всеобщее заблуждение на этот счет понятно. «Мосфильм» стал мощной технической базой, огромным рентал хаусом (прокат оборудования). Здесь сдаются в аренду офисы для съемочных групп, павильоны, просмотровые залы, кинотехнический транспорт, съемочное оборудование, не говоря уже о многочисленных мастерских, актерской картотеке и огромных складах реквизита и костюмов (последний костюмеры между собой ласково называют «желтым домом»). Таким образом, большинство съемочных групп физически обитает именно в стенах «Мосфильма». Снимать помещение здесь чаще всего выходит дороже, чем где-то на конечной станции метро (к тому же для этого нужно заключить договор об оказании услуг и завести регулярные пропуски для всех сотрудников и их машин), но для кинематографистов это вновь стало неким знаком престижа и качества: «Мы не кто-нибудь, мы сидим на «Мосфильме». В результате практически все фильмы российского производства сегодня снимаются по идее и инициативе какой-нибудь маленькой кинокомпании и «на технической базе киноконцерна «Мосфильм», как гласят финальные титры.

Возвращаясь к словосочетанию «рентал хаус», следует отметить увеличение их количества и даже расцвет в последнее десятилетие. Оборудование для стремительно развивающегося кинопроизводства нужно много и разного, спрос диктует предложение, и, как следствие, в киностолицах размножаются фирмы по прокату съемочного оборудования – свет, звук, камеры, железо, спецтранспорт. Не секрет, что до кризиса в разгар съемочного сезона (с апреля по октябрь) многие рентал хаусы работали через субаренду, выдавая чужое оборудование за свое, из-за чего стоимость этого оборудования для съемочных групп постоянно росла. Отчасти поэтому до кризиса считалось, что рентал хаусам живется лучше всех, поскольку их услуги востребованы не только группами кино- и телефильмов, но также производителями рекламы и музыкальных клипов. Все то же оборудование используется на массовых уличных мероприятиях и концертах, а дополнительный свет иногда дозаказывают для съемок телевизионных шоу программ.

И отдельной мафией в сфере проката оборудования кинематографисты считают «светиков», то есть осветителей. Этим труженикам царства света оплачиваются не только переработки (их смена, как и аренда оборудования, считается по часам), но и недосып: если на следующий день вызов на площадку назначен раньше чем через 8 часов после окончания предыдущей смены, идет оплата часов «недосыпа». С начала 2000-х и вплоть до кризиса 2008 года зарплата одного осветителя (а на площадке их всегда несколько) могла доходить до 5000 рублей, а бригадира до 10000 рублей за смену. Именно поэтому бюджетная статья «Свет» так раздражала и злила продюсеров. Но кризис 2008 года примирил противников – он ударил по всем участникам процесса, включая рентал хаусы в целом и осветителей в частности, заставив их снизить свои запросы и идти друг другу навстречу.

Также за это время наметились некоторые тенденции. Во-первых, в списке съемочных групп стало появляться много новых наименований и иностранных слов, известных далеко не всем отечественным кинематографистам (key grip, playback, script supervisor, location manager и др.). Во-вторых, многие должности в съемочной группе стали дробиться и разделять обязанности: второй режиссер (режиссер планирования) и второй второй (режиссер на площадке), ассистент по подбору актеров (кастинг директор или его помощник) и ассистент по актерам на площадке. От исполнительного продюсера, директора и администраторов фильма ушла обязанность находить объекты для съемок и договариваться с ними (во всех смыслах этого коварного слова). Теперь на многих проектах этим занимается отдельный человек, локейшн (location) менеджер, он же – менеджер по объектам.

Также на больших проектах все чаще стали использовать съемку несколькими камерами и вводить практику работы несколькими съемочными группами. Например, первая группа снимает диалоговые, актерские сцены, а вторая – трюковые, видовые или вообще уезжает снимать в другой город. Или первая работает только в павильоне, а вторая на натуре и в интерьерах. Особенно широко эта практика применяется на производстве долгоиграющих сериалов. И, конечно, революционную роль в этом деле сыграл сериал «Бедная Настя» (2003) – именно этому, первому в своем роде, телероману, в производстве которого принимали участие американские специалисты компании Columbia Tristar, съемочные группы обязаны появлением новой терминологии, а также многих должностей, техник, технологий и методов съемок.

Огромный технический прорыв совершил «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова (2004). Количество, а главное, качество визуальных эффектов в этом фильме потрясло воображение российской публики, не ожидавшей такого уровня от отечественного производителя. «Ночной дозор» практически вернул понятие зрелищности в русское кино. Теперь вся страна узнала, сколько всего мы, оказывается, можем, когда захотим (и/или найдем деньги).

Но, конечно, до уровня западного производства нам все равно еще далеко. И в первую очередь для грамотной организации процесса кинопроизводства нужно воспитать новое поколение профессиональных кадров того самого среднего звена. Из других особо важных заделов на будущее – возрождение и переоснащение региональных киностудий и общее развитие съемочной инфраструктуры России. Создание института кинокомиссий (Film Commission) для последующего привлечения на нашу территорию съемочных групп из других стран может дать мощный толчок в этом направлении. Поскольку создание кинокомиссий сродни Олимпиаде или Чемпионату мира по футболу, к проведению которых по городам и весям начинается глобальное строительство и всеобщая модернизация. С этими проблемами российское кинопроизводство вступает в 2011 год.

Комментирует Борис Левкович, второй режиссер, в кино с 1973 года («Солдаты свободы» Юрия Озерова, «Фортуна» Георгии Данелия, «Хочу в тюрьму!» Аллы Суриковой, «Романовы: Венценосная семья» Глеба Панфилова, «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева, «9 рота» и «Обитаемый остров» Федора Бондарчука и др.):
«Изменения в организации кинопроизводства начались с появлением продюсеров и продюсерского кино, которое пришло не в 2000 году, а чуть раньше. Это был серьезный переломный момент. Могу привести пример, как это происходило, когда все мы работали «по системе «Мосфильма». Я, как второй режиссер, занимался планированием, и когда получал готовый сценарий, перерабатывал его в режиссерский сценарий и календарный план, не ориентируясь ни на что. Конечно, приблизительный бюджет руководство уже держало в уме, потому что одно дело снимать современную камерную историю и совсем другое – историческое военное кино. Но меня это не касалось, я не оглядывался на сроки или деньги, а смотрел только в сценарий. Из него рождался съемочный план, в котором указывалось количество съемочных дней, объем павильонных площадей, декорации, экспедиции и все остальное. А после этого назначалась защита постановочного проекта – словосочетание, наверное, не очень знакомое современному поколению. Это как защищать диссертацию. В плановом отделе «Мосфильма» в присутствии руководства студии и начальников всех цехов мы делали доклад, обосновывая все важные организационные моменты. План не всегда утверждался сходу, его могли корректировать в зависимости от вопросов и замечаний членов комиссии. Но когда он был утвержден и подписан, именно от него отталкивались, чтобы понять сроки и бюджет производства. А сейчас все наоборот. Мне дают сценарий и говорят: «Нужно, чтобы это укладывалось в 50 съемочных дней». Меня очень изматывала такая постановка вопроса – как же так, если я еще не прочитал сценарий и даже не знаю, что там за история? О телесериалах вообще промолчу, там ситуация еще хуже.
Из технических достижений десятилетия я бы выделил запись синхронного звука – это колоссальный прорыв. Раньше ни о каком синхроне не могло быть и речи, потому что на площадке ревели генераторы, и все приходилось переозвучивать, а от любого переозвучания, даже очень качественного, многое теряется. Современная техника позволяет писать чистый звук, и это прекрасно.
Что же касается специалистов среднего звена, мне кажется, есть профессии, которые очень выросли за это время, а есть наоборот – те, что сильно сдали. Например, ассистенты режиссера по реквизиту, с моей точки зрения, стали гораздо сильнее. А вот найти хороших пиротехников сегодня крайне сложно – их нужно вылавливать, так как большая часть, например, мосфильмовских специалистов просто ушла из кино в другие области. Но в целом не могу сказать, что среднее звено находится в полном упадке. Хотя, возможно, это мне так везло».

Прокат: от «Титаника» до «Аватара»
 
После краха в начале 1990-х российский кинопрокат восстанавливался долго. По большому счету, он восстанавливается до сих пор. Но коренной перелом в лучшую сторону произошел как раз в начале 2000-х, когда кинотеатры резко оживились благодаря трагическому в реальности, но абсолютно победному в прокате плаванию «Титаника» (его сборы составили более 5 млн. долларов, что было невероятным рекордом, учитывая состояние кинотеатров на тот момент времени).
Теперь, на пороге нового десятилетия, давайте по годам вспомним самые заметные фильмы ушедшей декады, и попробуем понять, что же нам ждать от нашего кинобудущего в прокате с таким кинопрошлым.
Для удобства в тексте даны сокращения: ЗБ – зарубежные блокбастеры, ЗА – зарубежный артхаус (и независимые картины), РБ – российские блокбастеры, РА – российский артхаус. В скобках даны сборы фильма в млн. долларов.

2001: Этот год несет на себе самую сильную печать прошедшего «темного» прокатного периода. В месяц выходит всего 5-15 релизов (сейчас это показатель одной недели!). На рынке работают уже многие сегодняшние игроки: ЦПШ, Каро Премьер, Вест, Парадиз. Еще царствует Каскад, прокатывая фильмы студий Sony, Disney, Universal и др. Гемини отвечает за релизы мейджора 20 Век Фокс. В прокате, как и сейчас, блокбастеров и артхауса поровну. Но прокатчики выпускают и заметные ленты прошлых лет (ведь так дешевле, а у нас в стране их еще мало кто видел). Например, мультфильмы «Тарзан» (1999), «Геркулес» (1997), «Приключения Флика» (1998). Комедии «Большой папа», «Инспектор Гаджет» (оба 1999).
ЗБ: «Знакомство с родителями», «Лара Крофт – расхитительница гробниц», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Мумия возвращается», «Перл Харбор», «Дети шпионов», «Мулен Руж», «Планета обезьян», «Амели», «Шрэк».
ЗА: «Любовное настроение», «Сука-любовь», «Реквием по мечте».
РБ: пока еще не снимают!
РА: «Телец» (Александр Сокуров становится живым классиком)
Новогодняя битва (хотя так ее еще не называли!): «Другие», «Мушкетер», «Противостояние», «Тайна ордена», «Через тернии к звездам», «Что могло быть хуже?».
Наш победитель – «Другие» - Алехандро Аменабар так напугал всех под Новый Год, что до сих пор иногда кажется, что Николь Кидман и правда не из этого мира!

2002: Количество релизов стремительно растет, теперь каждый месяц их выходит не меньше 15-17. На рынке все еще уверенно чувствуют себя и гиганты видеосектора: Пирамида, Екатеринбург-Арт. В один год у нас выходит сразу два «Гарри Поттера».
ЗБ: «Властелин Колец: Братство кольца» (7,2), «Умри, но не сейчас» (4,5), «Гарри Поттер и философский камень» (5,5), «Человек-паук» (3,5), «Звездные войны. Эпизод 2: Атака клонов» (5,3), «Ледниковый период» (1,5).
ЗА: «Игры разума», «Малхолланд драйв», «8 женщин», «Голливудский финал».
РБ, РА (пока непонятно, кто есть кто!): «Война» Алексея Балабанова, «Займемся любовью» Дениса Евстигнеева, «Второстепенные люди» и «Чеховские мотивы» Киры Муратовой, «Кукушка» Александра Рогожкина, «Любовник» Валерия Тодоровского, «Звезда» Николая Лебедева.
Новогодняя битва: «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки, «Карлсон, который живет на крыше» (Норвегия), «Хуже не бывает», «Лило и Стич», «Правила секса».
Победитель: «Гарри Поттер и тайная комната» (8).

2003: Прокат набирает силу. Сетка релизов увеличивается до 20-25 в месяц. Возвращение франшиз «Терминатор» и «Матрица» устанавливает в России новые рекорды – сборы превышают планку в 10 млн. долларов за фильм! А российский артхаус громко заявляет о себе в мире.
ЗБ: «Поймай меня, если сможешь» (2,4), «Пираты Карибского моря. Проклятие черной жемчужины» (9), «Реальная любовь» (2), «Убить Билла» (3,1), «Терминатор 3: Восстание машин» (12,2), «Властелин Колец. Две крепости» (9,5), «Люди Х-2» (3,6), «Лара Крофт 2» (3), «Ангелы Чарли 2» (3,3), «Матрица: Перезагрузка» (11,5) и «Матрица: Революция» (11,9).
ЗА: «Необратимость» Гаспара Ноэ и «Кен Парк» Лари Кларка, «Паук» Дэвида Кроненберга, «Догвилль» Ларса фон Триера.
РБ: «Бумер» (1,6), «Карлик Нос» (0,6)
РА: «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова, «Прогулка» Алексея Учителя, «Возвращение» Андрея Звягинцева (0,55), «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского.
Новогодняя битва (все еще условная): «День хомячка», «Старухи» Геннадия Сидорова, «Невезучие», «Трудности перевода» (0,4), «Особняк с привидениями» (1,6), «Городские девчонки».
Победители: «Очень страшное кино 3» (3,7) и «В поисках Немо» (3,8),

2004: Каскад теряет часть лакомого пирога – Юниверсал теперь прокатывает новая компания UIP. Во всю силу работают и независимые дистрибьюторы: Люксор, Русский репортаж, Кино без границ. Третья часть эпопеи «Властелин колец» подбирается к 15 млн. долларов, а «Ночной дозор» разрывает прокат, становясь лидером года и символом возрождения русского кино.
ЗБ: «Александр» (8), «Шрек 2» (5,7), «Король Артур» (5,6), «Я, робот» (6), «Человек-паук 2» (9,3), «Убить Билла 2» (3), «Гарри Поттер и узник Азкабана» (7,8), «Послезавтра» (10), «Троя» (12,3), «Властелин Колец. Возвращения короля» (14,1), «Последний самурай» (4,7), «Страсти Христовы» (3,55), «Ван Хельсинг» (8,2).
ЗА: «Олдбой», «Слон», «Вечное сияние чистого разума», «Город Бога», «Затойчи».
РБ: «Ночной дозор» (16,3), «Водитель для Веры» (2), «72 метра» (2,7), «Даже не думай 2» (2,2), «Всадник по имени Смерть» (1,35).
РА: «Мой сводный брат Франкенштейн», «Папа», «Свои», «О любви», «Богиня: Как я полюбила».
Новогодняя битва: «Призрак оперы» (2,3), «Нью-йоркское такси» (1,5), «Лемони Сникет: 33 несчастья» (3,1), «Рождество с неудачниками» (0,75), «Алеша Попович и Тугарин Змей» (1,75), «Полярный экспресс» (1,5), «Суперсемейка» (3,8).
Победители: «Знакомство с Факерами» (5,6) и «Сокровище нации» (5,4).

2005: Российское кино торжествует! «9 рота» и «Турецкий гамбит» устанавливают, казалось бы, высочайший рубеж, но «Дневной дозор» - (первый «первый фильм года») с легкостью преодолевает его.
ЗБ: «Кинг-конг» (10), «Война миров» (10), «Мистер и миссис Смит» (8,65), «Бэтмен: Начало» (1,3), «Мадагаскар» (7,5), «Звездные войны: Эпизод 3 – Месть Ситхов» (8,3), «Царство небесное» (6), «Константин» (3,5).
ЗА: «Матч поинт», «Оправданная жестокость», «Столкновение», «Мандерлей», «Ходячий замок», «Море внутри».
РБ: «9 рота» (26), «Турецкий гамбит» (18,5), «Статский советник» (7,5), «Побег» (2,2), «От 180 и выше» (1,3), «Мужской сезон. Бархатная революция» (3), «Сматывай удочки», «Зеркальные войны: Отражение первое» (1,7).
РА: «4», «Первые на Луне», «Гарпастум», «Итальянец», «Пыль», «Космос как предчувствие», «Настройщик», «Солнце», «Русское».
Новогодняя битва: «Гарри Поттер и кубок огня» (7,8), «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф» (8,1), «Затура» (0,7).
Победитель: «Дневной дозор» (32)

2006: «Пираты Карибского Моря-2» - самый кассовый фильм года. Мэйджоры Голливуда впервые замечают в России высокий потенциал проката.
ЗБ: «Казино Рояль» (8,9), «Парфюмер» (9,3), «Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца» (27,5), «Посейдон» (4,7), «Лесная братва» (7), «Люди Х-3» (6), «Код да Винчи» (13,3), «Ледниковый период 2» (19,3), «Миссия: невыполнима 3» (6,3).
ЗА: «Наука сна», «Хроники обыкновенного безумия», «Горбатая гора», «Страна приливов».
РБ: «Ведьма» (4,9), «Меченосец» (4), «Охота на пиранью» (6,2), «Жесть» (1,8), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (3,5), «Князь Владимир» (5,4), «Сволочи» (9,7).
РА: «Свободное плавание», «Остров», «Эйфория», «Изображая жертву», «Мне не больно», «Вдох-выдох».
Новогодняя битва: «Жара» (15,7), «Ночь в Музее» (13)
Победитель: «Волкодав» (21)

2007: Эпоха Каскада кончилась. На рынке появляется компания BVSPR, занимающаяся фильмами концернов Сони и Дисней. Компания UIP превращается в UPI, и, прокатывая фильмы двух мейджоров (Universal и Paramount), становится лидером общих сборов за год. Дистрибьюторы начинают открытое, хоть и не официальное соревнование. Холдинг Каро создает отделение для проката российского кино – Каропрокат.
ЗБ: «Пираты Карибского моря. На краю света» (31), «Шрек Третий» (23,4), «Человек-паук 3» (14), «Гарри Поттер и орден Феникса» (16,3), «Трансформеры» (15,3), «Рататуй» (10,2), «Крепкий орешек 4» (8,7), «Золотой компас» (8,1), «Обитель зла 3» (8,2), «300 спартанцев» (10), «Такси 4» (12).
ЗА: «Через Вселенную», «4 месяца, 3 недели и 2 дня», «Внутренняя империя», «Вавилон».
РБ: «Любовь-Морковь» (11,65), «Параграф 78 Ф.1» (5), «Параграф 78 Ф.2» (2,75), «Слуга Государев» (5,3), «1612» (5,8), «Код апокалипсиса» (8), «Глянец» (4,7).
РА: «Изгнание», «Груз 200», «Простые вещи», «Мертвые дочери».
Новогодняя битва: «Илья Муромец и Соловей разбойник» (9,7), «18-14» (2,5), «Сокровище нации 2» (13,6).
Победитель: «Ирония судьбы. Продолжение» (49,9)

2008: UPI вновь – дистрибьютор года, более 200 млн. долларов валовых сборов. Сиквел мульта «Мадагаскар» собирает более 40 млн. долларов, Россия вновь бьет все рекорды. Но новогодняя битва оборачивается неудачей для всех участников.
ЗБ: «Мадагаскар 2» (40,7), «Мумия 3» (27,8), «Особо опасен» (26,4), «Хэнкок» (26), «Кунг-фу Панда» (20,88), «Квант милосердия» (18), «Индиана Джонс 4» (17), «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» (14,8), «Вольт» (12,2), «ВАЛЛ-И» (11,7), «Секс в большом городе» (9), «Железный человек» (9,5), «10 000 лет до н. э.» (8,8), «Монстро» (5,67), «Мама Миа!» (9,35), «Темный рыцарь» (8,6), «Я – легенда» (9,2).
ЗА: «Скафандр и бабочка», «Перемотка», «Джуно».
РБ: «Адмирал» (33,5), «Самый лучший фильм» (27,6), «Реальный папа» (1,87), «Индиго» (4,7), «Мы из будущего» (8,22), «Гитлер капут!» (9,7), «День Д».
РА: «Юрьев день», «Морфий», «Бумажный солдат», «Все умрут, а я останусь», «Пленный», «Шультес», «Нирвана», «Живи и помни».
Новогодняя битва: «Любовь-Морковь 2» (17,85), «Стиляги» (16,8), «Обитаемый остров» (21, 8), «Сказки на ночь» (8,6).
Победитель: проиграли все.

2009: Paramount уходит к ЦПШ (соглашение было заключено в конце 2008, но заявленные в пакете картины стартуют в 2009), но после выхода «Аватара» мир российского проката становится другим. Оказывается, и 100 миллионов долларов – не предел для нашей страны!
ЗБ: «Ледниковый период 3» (44,62), «2012» (36,6), «Трансформеры 2: Месть падших» (18,17), «Сумерки. Сага. Новолуние» (18,7), «Форсаж 4» (14,3), «Гарри Поттер и Принц-полукровка» (18,75), «Ангелы и демоны» (13,6), «Звездный путь» (4,1), «Люди Икс: Начало. Росомаха» (7,7), «Терминатор: Да придет спаситель» (14,5), «Вверх» (12), «Район №9» (9,4), «Пункт назначения 4» (14,16), «Ночь в музее 2» (11).
ЗА: «Антихрист», «Ушедшие».
РБ: «Каникулы строгого режима» (17,57), «Тарас Бульба» (17), «Самый лучший фильм 2» (12,85), «На игре» (3,7), «Царь» (5,3), «Книга мастеров» (10,8), «Возвращение мушкетеров» (2,53), «Лопухи» (4,1), «Горячие новости» (0,62), «Обитаемый остров. Схватка» (6,1), «Запрещенная реальность» (1,88).
РА: «Кислород», «Кошечка», «Бубен, барабан», «Волчок», «Сумасшедшая помощь», «Дикое поле», «Сказка про темноту».
Новогодняя битва: «Черная молния» (20), «Элвин и бурундуки 2» (5), «Шерлок Холмс» (16,5), «Принцесса и лягушка» (5,15).
Победитель всех и вся: «Аватар» (118).

2010: Долгожданный миллиард взят! Россия в почетном списке миллиардеров на 7 месте. Новые горизонты – новые фильмы.
ЗБ: «Хроники Нарнии: Покоритель зари» (16,2), «Рапунцель» (22), «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 1» (25,4), «Мегамозг» (22,1), «Обитель зла 4» (19,74), «Неудержимые» (14), «Солт» (10,7), «Начало» (21,52), «Ученик чародея» (13,8), «Гадкий я» (11,1), «Повелитель стихий» (18,3), «Сумерки. Сага. Затмение» (26,4), «Принц Персии: Пески времени» (21,5), «Шрэк навсегда» (51,4), «Робин Гуд» (11,8), «Железный человек 2» (14,7), «Битва титанов» (24,76), «Алиса в стране чудес» (42,1).
ЗА: «Господин Никто», «Белая лента», «Одинокий мужчина», «Повелитель бури».
РБ: «Ёлки», «Темный мир» (8,3), «Утомленные солнцем 2» (7,5), «О чем говорят мужчины» (12), «Любовь в большом городе 2» (10,2), «Кандагар» (14,8), «Наша Раша. Яйца судьбы» (22,2).
РА: «Овсянки», «Кочегар», «Перемирие», «Жить», «Как я провел этим летом», «Россия 88».
Новогодняя битва: «Трон: Наследие», «Знакомство с Факерами 2», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Медведь Йоги», «Турист», «Щелкунчик и Крысиный король», «Время ведьм», «Путешествия Гулливера».
Победитель: поживем – увидим.

Кинотеатральный бум

«Нулевые» стали десятилетием восстановления системы российского кинопоказа. Процессу возрождения кинотеатров в стране предшествовал окончательный распад системы государственного кинопоказа: кинотеатры были закрыты и перепрофилированы, в 1995 году существовало лишь 8 современных (с новым звуковым оборудованием, новыми киноэкраном и креслами) кинозалов, а к 1997 году посещаемость кинотеатров снизилась до минимального показателя – 0,25 посещения на одного жителя России в год. Однако в 1996 году в Москве открылись два первых кинотеатра «Кодак», а в 1997 году в Санкт-Петербурге бывший кинотеатр «Знамя» был реконструирован и превращен в современный «Кристалл Палас». С них и началась эпоха восстановления российского кинопоказа.

Начало «нулевых» было ознаменовано появлением в России кинотеатральных сетей. Первой киносетью в сентябре 2000 года становится компания «Империя кино». В 1998 году она начала свою деятельность с открытия кинотеатра «Стрела» (200 мест), который, чтобы хоть как-то конкурировать с 700-местным «Кодаком» и 2500-местным «Пушкинским», первым начал работать с артхаусом и проводить премьеры фильмов дистрибьютора «Кино без границ». «Стрела» стала одним из самых модных мест Москвы. Успех кинотеатра вдохновил его владельцев на открытие осенью 1999 года второй площадки – 500-местного «Горизонта» на Фрунзенской. Это был первый кинотеатр нового типа, открытый за пределами Садового кольца. Неожиданно он оказался весьма выгодным предприятием. В июле 2000 года в Москве открылись кинотеатр «Прага», а в сентябре – в один день – «Витязь» и «Мечта». В активах «Империи кино» с этого момента было пять работающих кинотеатров, планировалось появление еще двух.

Одновременно с «Империей кино» активно развивается холдинг «Каро-фильм», владеющий кинотеатром «Электрон» и самым крупной площадкой страны – «Пушкинским». В 2000 году «Каро-фильм» открывает четырехзальный кинотеатр «Каро 1» в торговом центре «Рамстор», и тут же спешит объявить себя «сетью». Быть кинотеатральной сетью выгодно из-за единого репертуарного планирования и рекламной политики. Дистрибьюторы получают возможность букировать залы сети «одним звонком», а зрители – оценить качество сетевого сервиса и одновременность выхода на экраны сети голливудских блокбастеров.

Между сетями «Империя кино» и «Каро-фильм» начинается серьезная конкуренция. Каждая из них хочет добиться эксклюзивных прав на демонстрацию крупных релизов. В итоге, в декабре 2002 года конкурирующие сети объединяются и создают единую управляющую компанию «Формула кино». В это время рынок кинопоказа активно развивается. И к 2005 году, когда у «Формулы» по стране было около 700 залов, в России возникло еще порядка пяти независимых кинотеатральных сетей. 1 сентября 2005 года было подписано соглашение о выходе «Каро-фильм» из сети «Формула кино». Бренд «Формула кино» остался за «Империей кино». Причиной разделения бизнеса стали разные взгляды руководителей «Каро-фильм» и «Империи кино» на развитие сети. «Каро» хотели в большей степени ориентироваться на региональный рынок, «Империю» по-прежнему интересовала Москва.

Еще одной значимой тенденцией «нулевых» стало открытие кинотеатров (причем, многозальных) в торгово-развлекательных центрах (ТРЦ). Первой «ласточкой», полетевшей в этом направлении, стал уже упомянутый кинотеатр «Каро 1», открывшийся в 2000 году. Он же был первым кинотеатром, построенным в России «с нуля». Первый российский мультиплекс – 9-зальный кинотеатр «Формулы кино» - открылся в 2002 году в торговом центре «Атриум» в Москве. Половина новых московских кинозалов из 64 открытых в 2003 году и в январе 2004 года расположены в ТРЦ. Владельцам кинотеатров это было выгодно, потому что, как правило, согласование документации по строительству и развитие инфраструктуры нового строительства ложится на плечи девелопера торгового центра. Многозальные кинотеатры в ТРЦ на конец 2007 года составили около 45% рынка современных киноэкранов: в 132 центрах действовало 676 кинозалов. В 2009 году в Москве, Санкт-Петербурге, а также в крупных региональных городах (Казань, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Волгоград, Краснодар, Тюмень и другие) уже до 70-80% залов располагаются на территории торгово-развлекательных центров. Однако в связи с кризисом в 2009 году многие проекты строительства ТРЦ были отложены или вовсе отменены, что привело к снижению темпов ввода в эксплуатацию новых кинозалов.
В ТРЦ разместился и первый кинотеатр IMAX, появившийся в России в 2003 году. Он открылся в миниплексе «Киносфера» и долго оставался единственным в стране. Постепенно такие кинозалы начали действовать еще в пяти кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга Перми и Уфы. Совсем недавно, 16 декабря 2010 года, зал IMAX открылся в московском кинотеатре «Октябрь». При этом летом 2010 года было объявлено сразу о нескольких крупных сделках компании IMAX в России: с киносетями «Монитор», «Формула кино», «Синема-парк» и «Rising Star Media». К концу 2012 года в нашей стране должно насчитываться около 25 залов IMAX. Но это дела будущей «десятилетки», фундамент которых, тем не менее, закладывался в «нулевые».

В середине 2000-х годов начал развиваться цифровой кинопоказ. Первый коммерческий цифровой кинозал, соответствующий требованиям DCI, был оборудован в России в октябре 2006 года. Он открылся в петербургском кинотеатре сети «Кронверк Синема» - «Заневский каскад». К концу 2006 года в стране действовало уже три цифровых кинозала: два в Санкт-Петербурге и один в Набережных Челнах. Первый показ художественного фильма на цифровых экранах состоялся в декабре 2006 года. Это была картина «Ночь в музее». До этого в «Заневском каскаде» цифровой экран был использован для организации шоу-турнира по компьютерной игре Counter Strike с участием зрителей. С 2007 по 2010 год число залов возросло в семнадцать раз и достигло, по данным на 1 июля 2010 года, 525 экранов, к ноябрю их стало 657. Цифровые проекторы установлены в 137 городах России. Практически все они оснащены системами для показа цифровых 3D-фильмов. Выпуск кинокартин в формате Digital 3D – главная мотивация для открытия цифровых кинозалов в России. «Двигателями» цифровой революции в 2009-2010 годах стали фильмы «Аватар» (к его выходу открылось более 100 новых цифровых залов) и «Шрэк навсегда» (способствовал появлению более 80 3D-экранов).

Как таковой политики государства в отношении развития кинотеатров в «нулевых» почти не было. Хотя восстановление системы кинопоказа было неразрывно связано с общей социально-экономической ситуацией в стране. Рост ВВП и доходов населения в 2003 году оказал положительное влияние на рост экранов. Кризис, разразившийся в 2008 году, затормозил развитие кинотеатров. В свое время Министерство культуры разрабатывало инициативы частно-государственного партнерства на рынке кинопоказа, а именно предлагало план организации электронного кинопоказа в малых и средних городах и продвигало идею создания системы учета кассовых сборов в кинотеатрах. В итоге первая инициатива пока никак не реализована, и кинопоказ в малых и средних городах остается практически не развитым, потому что инвестировать частные средства в это благое дело – невыгодно. Зато 22 октября 2010 года было принято Постановление Правительства о внедрении единой автоматизированной системе (ЕАИС), куда все кинотеатры обязаны предоставлять сведения о каждом проданном на сеанс билете. Принятию Постановления предшествовала подготовка Министерством культуры РФ в 2008 году соответствующих поправок в закон «О государственной поддержке кинематографии РФ» и принятие Госдумой в декабре 2009 года законопроекта о введении «единого электронного билета». Результаты этого нововведения станут очевидны уже в следующей «десятилетке».

По данным на 1 ноября 2010 года, всего в России 853 современных кинотеатра (из них 434 цифровых). Количество современных экранов достигло 2343 (из них 657 цифровых).

Источники: данные «Невафильм Research»,  Эдуард Пичугин «Кинопрокат в России. Взгляд в будущее», Энциклопедия отечественного кино

Кинорежиссеры. «Ненулевые» из нулевых

Если 10 лет назад мы говорили лишь об отдельных именах постсоветского кино, то, подводя итоги «волевых-нулевых», не будет преувеличением сказать о новых волнах и течениях в российской кинорежиссуре. Все это многообразие можно с определенной долей условности разделить на 5 групп по интересам, возрасту, целям и задачам.

Первая и, пожалуй, наиболее обласканная славой группа объединяет собой кинорежиссеров 35-45 лет, работающих над созданием авторского кино. В этом ряду завоевавшие международное признание Андрей Звягинцев, Алексей Герман-младший, Борис Хлебников и Алексей Попогребский, Кирилл Серебренников. Ровесники Александр Сокуров и Алексей Учитель, хоть принадлежат к более старшему поколению, фестивальную гонку также не покидают. Из молодых лишь Алексей Герман-младший может похвастаться режиссерским дипломом ВГИКа. Остальные прекрасно обошлись и без высшего режиссерского образования (если не считать киноведческий диплом Хлебникова), утратившего прежний уровень после распада СССР. Эти режиссеры прекрасно владеют рецептом создания эстетского кино, которое, как правило, приводит в восторг критиков и в уныние массового зрителя, воспитанного на динамичном заокеанском кинематографе, который не терпит сверхдлинных планов, негероических героев и бесконфликтных сюжетов.

К этой группе примыкают режиссеры – документалисты 40-50 лет, имена которых стали широко известны после того, как они успешно перешагнули в игровое кино. С многолетним документальным багажом за плечами Алексей Федорченко, Сергей Дворцевой и Сергей Лозница произвели настоящий фурор в сфере авторского фестивального кино, привнеся в него свежую документальность взгляда и еще более обострив социальную составляющую, столь востребованную Западом. Еще в 90-е тот же шаг сделал и Алексей Учитель, автор таких известных документальных картин, как «Рок» и «Последний герой». Увы, своим примером режиссеры, променявшие документ на фабулу показали, что документальное кино для большинства – лишь удачный трамплин к значительно более выгодному с точки зрения денег и славы игровому кино. Вопрос, вырастет ли от этого престиж документалистики как самостоятельного, а не придаточного вида кино, остается открытым.
Впрочем, известны примеры успешного сочетания режиссерами работы в игровом и неигровом кино. Так, Александр Сокуров является автором около 30-ти документальных фильмов. Его новую документальную картину «Читаем блокадную книгу» в 2010 году увидели и фестивальные телезрители.

Третью группу составляют режиссеры, усиленно работающие над пополнением фонда российского жанрового кино, презираемого критиками, но нередко востребованного зрителями. Среди ее лидеров Тимур Бекмамбетов, чьи фильмы не единожды с лихвой окупались в прокате, Федор Бондарчук, снявший «9 роту» - одного из лидеров российского проката нулевых, Валерий Тодоровский с фильмом-событием прошлого года «Стиляги». Нельзя не упомянуть также Андрея Кавуна – автора успешной картины в жанре драмы-триллера «Кандагар» и Дмитрия Месхиева, чей фильм «Свои» стал одним из наиболее сильных высказываний постсоветского поколения на тему Великой Отечественной войны. Благодаря этим людям надежда на то, что российскому жанровому кино быть, пока живет.
Особняком в этом ряду стоят режиссеры зрелищных кинокомедий, фамилии которых вспомнить трудно, а вот имена снявшихся в них актеров у всех на слуху. Речь идет о коллективных плодах творческих групп из шоу-бизнеса, таких как Камеди Клаб и Квартет «И». Фильмы «Наша Russia», «Самый лучший фильм», «День выборов», «День радио», «О чем говорят мужчины» дают основания говорить о формировании новой русской комедии, более или менее успешно использующей американские механизмы юмора на базе узнаваемой действительности российских нулевых.

Четвертая и вероятно, самая малочисленная группа объединяет тех режиссеров, которые были знамениты еще в советские годы, но и сегодня не уходят на заслуженный отдых. Здесь лидерство принадлежит Никите Сергеевичу Михалкову, за последние 10 лет выпустившему на экраны 2 картины – “12” и “Утомленные солнцем 2: Предстояние”. В жанре мелодрамы с переменным успехом, но завидной регулярностью работает Станислав Говорухин, в 2003 году выпустивший ностальгическую картину “Благословите женщину”. Продолжает кинематографические попытки встроиться в сегодняшний день и Сергей Соловьев, картины которого в последнее время преподносятся как эксклюзив, но до проката, даже ограниченного, увы, не доходят.
Из старой гвардии в 2008 году приятно удивил Петр Тодоровский, снявший неплохую военную картину "Риорита". А Алексей Герман продолжает трудиться над самым продолжительным в своей кинокарьере проектом – экранизацией повести братьев Стругацких "Трудно быть богом", которую, даст Бог, увидим в наступающем десятилетии. Остальные находят творческое выражение в актерстве (Владимир Меньшов), преподавательской деятельности (Александр Митта) и съемках телевизионных фильмов (Глеб Панфилов). В целом же, стоит отметить существенное сокращение пространства, занимаемого режиссерами – состоявшимися еще в СССР, как в российском кинопроцессе, так и в сознании зрителей.

И, наконец, пятая и самая прекрасная группа кинорежиссеров. Самая прекрасная, потому что – женская. Если 10 лет назад женщины-режиссеры еще ходили в исключениях из правил, то сегодня они полноправные носительницы этой традиционно мужской профессии, нередко оставляющие сильный пол далеко позади. В нулевых прочно утвердились на авансцене российского кино Вера Сторожева, Лариса Садилова, Анна Меликян, Валерия Гай Германика, Оксана Бычкова, Анна Фенченко, Екатерина Гроховская и другие. В своем творчестве женщины-режиссеры стремятся найти идеальный баланс между зрительским и авторским кино («Русалка», «С любовью, Лиля», «Питер FM», «Все умрут, а я останусь»), но в редких случаях этого результата удается достичь. Сложившееся в российском кинематографе деление кино на жанровое и фестивальное диктует свои правила.

Безусловно, в отечественном кино есть и фигуры, не укладывающиеся ни в какие группы-движения. К ним принадлежит, например, Алексей Балабанов, начавший свой творческий путь еще в 80-е и ставший символом кинематографа безумных 90-х. Каждая картина мастера радикального кино вызывает широкий резонанс как среди кинокритики, так и среди общественности, но не получает наиболее высокой оценки на международных кинофестивалях ввиду той же чрезмерной радикальности.

Итоги весьма обнадеживающие. За минувшие 10 лет заявило о себе поколение талантливых и амбициозных кинематографистов, поднявших престиж российского кино на международных кинофестивалях. Появились и те, кто пришел к осознанию того, что кино – это огромный и доходный бизнес, который может и должен окупать себя сам. Но такие по-прежнему в меньшинстве. Львиная доля ведущих российских кинорежиссеров по-прежнему занимается коллекционированием призов, полагая, что успешная касса – это забота исключительно продюсеров.

Интернет и кино. От хобби к серьезному бизнесу.

На прошедшее десятилетие пришелся период становления российского Интернета и постепенное превращение его из малопонятного развлечения для узкой группы людей до явления влияющего на все стороны современной жизни.

Первые сайты о кино появились на рубеже десятилетий в 2000 – Фильм.ру, 2002 - kino-govno.com, 2003 – КиноПоиск.ру. Вполне естественно, что эти ресурсы были рассчитаны на зрительскую аудиторию.

Во второй половине десятилетия в интернет выходят профессиональные издания о кинобизнесе, в основном это интернет варианты бумажных журналов, которые в силу своей специфики не отличались особой оперативностью в размещении информации. Наконец в 2007 году появился интернет портал ПрофиСинема, который год за годом набирал авторитет и сейчас превратился в крупнейшее профессиональное издание о кинобизнесе в Рунете.

Количество сайтов, пишущих о кино постоянно растет, в начале десятилетия их были единицы, к середине нулевых – уже около тысячи, к концу 2010го десятки тысяч. Значительно увеличилось за прошедшее десятилетие и количество посетителей таких ресурсов. На пороге десятилетия аудитория таких ресурсов едва ли превышала сотни посетителей в день, то к концу 2010 года суммарная посещаемость сайтов раздела «Кино» по данным LiveInternet превысила 4,6 миллиона посетителей день.

Киноиндустрия всегда была высокотехнологичной, однако изначально отношение к интернету было настороженное. Объяснялось это целым рядом факторов: небольшая аудитория пользователей, отсутствие понятной системы взаимодействия, инерция мышления. На протяжении всего десятилетия Интернет растет быстрыми темпами (почти десятикратное увеличение аудитории за 10 лет), значительная часть кинозрителей становится постоянной аудиторией Сети.

Это приводит к тому, что инструменты, которые предоставляет интернет в распоряжение киноиндустрии используются каждый раз более активно.

Если создание сайтов фильмов и размещение баннеров еще в 2003 году было необязательной статьей расхода в рекламном бюджете фильма, то в конце десятилетия это стало нормой.

С 2007 года доля интернет-рекламы на российском рекламном рынке увеличилась почти вдвое. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) оценивает долю интернет-рекламы в 10,7% от всех рекламных бюджетов, это 9,3−9,5 миллиардов рублей без учета НДС. Объем интернет-рекламы еще в 2008 году превысил объем рекламы на радио, который сейчас составляет 3,8−4,0 миллиардов рублей.

Единственный вид рекламы, объем которой не снизился в период кризиса – это интернет-реклама. По данным АКАР, в кризисный 2009 год весь рекламный рынок России сжался на 26%, и в то же время оборот интернет-рекламы, наоборот, вырос на 8%. В первом полугодии 2010 года рост еще выше, по сравнению с тем же периодом 2009 года оборот интернет-рекламы вырос на 33%.

Появляются первые полноценные онлайн компании по продвижению фильмов, которые помимо веб-сайта и рекламных баннеров используют поисковый маркетинг, социальные медиа, а также активно взаимодействуют с онлайн СМИ.

Видоизменяются не только способы взаимодействия, но и инструменты.

Они становятся все более интерактивными, позволяя максимально полно раскрыть возможности Интернета.

Поисковый маркетинг также может быть важной частью киномаркетинга, поскольку кинозрители в настоящее время проводят больше времени и ищут информацию о фильмах в Интернете. Одним из примеров поискового маркетинга стал голливудский фильм 2012 (2009), в трейлере которого вместо указания адреса официального сайта, было написано "Ищи в Google: 2012". Отличная идея, но плохая реализация, официальный сайт фильма не был в топ-10 Google, поэтому исполнение могло бы быть несколько лучше.

Одновременно с новыми возможностями Интернет принес и проблему «пиратства». Новые технологии сделали копирование и распространение фильмов быстрее, проще и дешевле. Это проблема не только России, но всего мира.

Есть несколько подходов к решению проблемы пиратства.

Во-первых, кинематографисты могут, а некоторые уже это пытаются делать, обращаться к аудитории прямо через Интернет. То есть монетизировать контент путем прямой продажи его потребителю или опосредовано через показ рекламы подобно ТВ. Аудитория у таких фильмов есть, например, это люди, которые по разным причинам не посещают кинотеатры, но смотрят кино. В настоящее время существует очень ограниченный круг ресурсов, на которых можно купить легальный контент, да и даты релизов фильмов на этих ресурсах сильно опаздывает по сравнению с датами кинотеатральных релизов.

Во-вторых, развитие новых технологий может способствовать удержанию аудитории в кинотеатрах, так как просмотр таких фильмов в домашних условиях по своим характеристикам не может приблизиться к кинотеатральному.

В-третьих, необходимо добиться соглашения с социальными сетями по поводу правомерности размещения в них контента, права на который принадлежат третьим лицам.

Интернет перестал быть хобби для ограниченной части общества, которым он являлся в середине 90х. Всемирная паутина изменила медиасреду, культуру общения людей, их привычки и пристрастия. Как следствие меняются и способы коммуникации бизнеса с потребителями.

Из трендов будущего 10 летия – развитее мобильного интернета. По оценкам экспертов к 2015 году мобильные устройства станут основными точками доступа в Сеть. А развертывание 4G сетей даст скорость соединения не уступающую стационарным компьютерам. Это ведет к изменению, как принимающих устройств, так и контента. Вещание станет принципиально другим. Эра Его Величества Телевидения с одной телебашней заканчивается. Открываются головокружительные возможности (в том числе и для киноиндустрии), но, наверное, будущее таит и множество опасностей. Что будет в ближайшие десять лет – читайте на ПрофиСинема.ру.

***
Заканчивается второе десятилетие развития России в новых экономических условиях. Не избежала этих новых условий и киноиндустрия. В отличие от 90-х годов (времени стихийного кинопроизводства и развала кинопоказа) в двухтысячные отечественная кинематография вырабатывала новые механизмы функционирования и развития. Достигнуты качественные скачки во многих областях. Профессия продюсера в нашем кино заняла подобающее ей место. Появились новые технические возможности в кинопроизводстве. Стал развиваться прокат: за десять последних лет сложилась дифференцированная, конкурентная, самоокупаемая система. Началось движение в сторону увеличения количества залов и модернизация имеющихся, произошел, по сути, революционный переход на цифру, в том числе и 3D. Интернет стал уже не только средством передачи информации, но и полноценным игроком кинобизнеса в сфере продвижения картин и, следовательно, эффективным инструментом маркетинга. За последнее десятилетие появилась целая плеяда новых талантливых режиссеров,  формирующих лицо современной отечественной кинематографии.
Создание Фонда кино с новой системой финансирования, консолидация усилий в борьбе с пиратством и, в частности, с Интернет-пиратством, изменение  и формирование общественных организаций (обновление Союза кинематографистов и создание альтернативного Киносоюза), появление новых программ развития  кинопоказа –  это лишь немногие мероприятия, развивающие, стабилизирующие и систематизирующие индустрию.
Хочется надеяться, что в следующем десятилетии киноиндустрия сможет преодолеть большую часть экономических  проблем и станет, наконец, самоокупаемой и самодостаточной отраслью.
Автор:
Нина Ромодановская, Наталия Осипова, Андрей Гаврилов, Мария Мухина, Ксения Сахарнова, Матвей Ромодановский
Реклама
Полный нокдаун
11