Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 октября 2012 15:41

Стратегия развития отечественной кино- и телеиндустрии

Стратегия развития отечественной кино- и телеиндустрии

Ассоциация продюсеров кино и телевидения подготовила сборник статей и информационных материалов о современном состоянии отрасли теле- и кинопроизводства в России «Панорама российской киноиндустрии». Издатели сборника попытались собрать воедино и проанализировать существующие проблемы, направления развития и тенденции, которые создают современный облик российской теле- и киноотрасли. Продолжаем публиковать избранные статьи из сборника и предлагаем вашему вниманию экспертную статью члена правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, продюсера, генерального директора кинокомпании «Всемирные Русские Студии» Юрия Сапронова, посвященную стратегии развития отечественной кино- и телеиндустрии.

Стратегия развития отечественной кино- и телеиндустрии

Российский теле- и кинорынок стремительно развивается, подчиняясь общемировым экономическим законам и процессам. Наиболее заметная тенденция, действующая сегодня в отрасли и определяющая ее состояние в обозримом будущем, – растущая глобализация, усиление международного сотрудничества в сфере кинематографии и телевидения. В Азии, Европе, Америке осуществляются крупные партнерские проекты, создаются совместные фонды для производства копродукции, эволюционируют и усложняются творческие, финансовые и маркетинговые киномеханизмы.

Второй важнейший процесс, также приобретающий в наши дни глобальное измерение, – усиление борьбы с медиапиратством. Российской киноотрасли предстоит найти и ввести в действие эффективные способы противодействия этому злу. Весь мир борется с пиратами, и довольно успешно. Это только кажется, что побороть это безобразное явление невозможно, что всяческие юридические механизмы слишком громоздки и неповоротливы. Но если государство проявит настоящее желание и волю, оно может сильно сократить путь к легальному использованию контента. Во всем мире так делается.

Нашей отрасли нужна умная правовая и экономическая база. Мы должны отслеживать передовой зарубежный опыт и одновременно активнее защищать свои национальные «киноинтересы». Я склоняюсь к мнению, что нынешняя модель государственной поддержки отечественного кинематографа не вполне соответствует современным требованиям. Необходимо ввести эффективную программу защиты национального кино, как это уже сделали в некоторых европейских и азиатских странах, создать условия, при которых стало бы выгодно вкладывать деньги в наше кинопроизводство. Тогда отечественное коммерческое кино станет действительно коммерческим и начнет стабильно приносить прибыль. Пока же кинематограф остается у нас уделом энтузиастов, в этот бизнес идут не ради больших денег, а по другим причинам – ради возможности заниматься творчеством, ради искусства, самореализации, может быть, за славой, но только не за богатством.

В последнее время много говорят о поддержке и защите российского кино посредством квотирования. Приводят примеры использования протекционистских мер в поддержку национального кино за рубежом, например в Западной Европе, которая пытается ограничить американскую киноэкспансию. Я против квотирования. Я за создание экономических условий, при которых мейджорам, привозящим в Россию фильмы, было бы выгодно много зарабатывать и много оставлять, вкладывать деньги в российский кинорынок, а не вывозить их из страны. Государству следует создать эффективную экономическую модель, условия для ведения честного и успешного бизнеса, а не еще одну административную надстройку, которая будет квотировать, лимитировать, ограничивать, запрещать, собирать и распределять деньги. Пусть собственник сам решает, выгодно ему вывозить деньги из России или гораздо интереснее вкладывать их в российскую киноиндустрию. Очевидно, что российскому студийному бизнесу нелегко существовать в условиях мировой конкуренции. В Праге, например, иностранным продюсерам, осуществляющим съемки на территории Чехии, возмещают 20% инвестиций. К тому же там нет НДС. Такие условия весьма существенно стимулируют интерес западных кинопроизводителей. Мы тоже обязательно должны выработать собственные механизмы, чтобы зарубежным партнерам стало выгодно работать на наших студиях.

Необходимо пересмотреть существующую сегодня парадигму взаимоотношений производителей и телеканалов. По сложившейся практике большинство телеканалов стараются оставить у себя все права на контент, формируя за счет продакшн-компаний собственные контент-библиотеки.

Таким образом, продюсер де-факто превращается в исполнительного продюсера, который может заработать только на производстве. Этого заработка недостаточно для того, чтобы идти вперед, инвестировать в девелопмент, в новые проекты, в новые сценарии. Одним из главных источников формирования фонда развития продюсерской компании являются поступления от прав на контент, который она производит. Именно так обстоят дела в Соединенных Штатах, Великобритании, где были приняты поправки в законы об авторских правах, защищающие продюсеров. Основной смысл этих поправок заключается в ясном разделении функций: продюсер – это продюсер, а телеканал – это вещатель, и вещателю запрещено забирать права на произведения, поскольку это создает прямую угрозу для рынка. Именно такие партнерские отношения у нас сложились с некоторыми каналами, главным образом с Первым и «Россией». Другие каналы предпочитают диктовать продюсерам свои условия.

Изменение сложившейся в России практики лишения продюсера прав на его продукцию входит в число задач нашей Ассоциации. Мы убеждены, что применение в нашей стране международной практики партнерства продюсерских компаний и вещателей, возможность формирования производителями собственной контент-библиотеки откроют качественно новый этап развития отечественной киноотрасли. Процесс монетизации библиотеки прав может стать реальным инструментом медиабизнеса. Используя свою библиотеку, продакшн-компании смогут привлекать дополнительные средства, вкладывать их в производство, серьезно заняться повышением качества продукции. Первый опыт использования в России такой бизнес-модели, получившей широкое распространение во всем мире, принадлежит «Всемирным Русским Студиям». Мы создали прецедент, получив банковский кредит на реализацию будущих творческих проектов под залог собственной контент-библиотеки, которую банк таким образом признал полноценным бизнес-активом компании. Российский кинорынок получил ясный и очень положительный сигнал: сделан первый шаг на пути превращения контент-библиотеки в часть капитала продюсерской фирмы.

Сохранив за собой права на контент и, следовательно, заработав больше денег, производитель сможет больше инвестировать в развитие, в контент, получит серьезный шанс стать успешным, популярным, привлекательным для зрителя. Ему не придется заниматься сразу двумя десятками проектов, можно будет сосредоточить финансовые, интеллектуальные, творческие ресурсы на двух-трех по-настоящему качественных и перспективных. Сегодня ни одна продюсерская компания, не исключая самые крупные, не может позволить себе такой роскоши.

К 2013 году «Всемирные Русские Студии» предполагают в несколько раз увеличить производство контента и сформировать одну из крупнейших в России библиотек фильмов и сериалов, а через 3 года библиотека контента RWS составит не менее 2 500 часов. Не сомневаюсь, что с развитием настоящего партнерства производителей и вещателей этим же путем пойдут десятки других телеканалов, продюсеров и в выигрыше окажутся все заинтересованные стороны, в первую очередь наши зрители.

Внимание зрителей всегда было и всегда будет главным, если не единственным критерием состояния национальной киноотрасли, в том числе рынка телесериалов. Сегодня сохраняется устойчивый интерес телезрителей к российским сериалам как к основному премьерному продукту, представленному крупнейшими эфирными ТВ-каналами. Успешные сериальные проекты российского производства способны в короткие сроки существенно увеличить долю аудитории и рейтинг канала. Совершенно очевидно, что зарубежные сериалы в настоящее время практически отсутствуют на федеральных каналах, зрительский интерес к ним значительно ниже, чем к отечественной продукции.

Отечественный зритель предпочитает смотреть оригинальные истории «про себя» в узнаваемой обстановке. Доля форматных проектов в эфире сейчас тоже невелика. Да, одно время был определенный всплеск форматной продукции, когда удачно прошли «Моя прекрасная няня» и «Не родись красивой». Но потом эта тенденция изменилась, так как на рынке существует не так много свободных и интересных форматов. Покупать формат имеет смысл тогда, когда проект успешно прошел не в одной, а в нескольких странах. Лишь в этом случае можно с большой долей вероятности прогнозировать высокий интерес нашей зрительской аудитории. Есть еще одно обстоятельство: многие компании не хотят продавать новые форматы, а к тому моменту, когда их беспрепятственно можно купить, проекты морально устаревают и перестают пользоваться спросом.

Относительное благополучие на рынке отечественных телесериалов, их высокая конкурентоспособность не повод расслабляться, ситуация может измениться очень быстро. Главная сложность в работе на российском рынке заключается в способности угадать, какая история будет успешной, а какая нет. Кино- и телепроизводство во многом подобно игре в рулетку: никогда нельзя точно просчитать и учесть абсолютно все, всегда остается элемент случайности, везения или невезения, удачи или неудачи. Нельзя забывать и о растущем давлении со стороны зарубежных сериалов. Российская продукция уже заметно отступает, особенно в текущем году. Еще 7 лет назад ее доля на федеральных каналах достигала 50%, а сейчас едва держится в рамках 12–13%. Есть еще одна причина падения интереса к сериалам: зрители пресытились этим жанром. И возродить его можно только за счет резкого улучшения качества, целенаправленного развития креативной, творческой составляющей и, значит, вложения больших денег. Иными словами, чтобы велосипед двигался вперед и не падал, нужно все время крутить педали.
Автор:
генеральный директор кинокомпании «Всемирные Русские Студии» Юрий Сапронов
Реклама