Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
2 марта 2015 13:33

За мир во всем мире: В прокат выходит «Снайпер» Клинта Иствуда

За мир во всем мире: В прокат выходит «Снайпер» Клинта Иствуда

5 марта 2015 года в российский прокат выходит «Снайпер» Клинта Иствуда (дистрибьютор – компания Каро Премьер). В оригинале он именуется American Sniper, и это «американский» очень важно в контексте всей его истории. «Снайпер» пользовался феноменальным успехом в национальном прокате, из шести заработанных оскаровских номинаций выиграл лишь одну, не самую значительную, а также заслужил репутацию «республиканской пропаганды» и едва ли не самого спорного фильма в карьере 84-летнего Иствуда.

кадр из фильма "Снайпер"

Прототип

Ковбой из Техаса, стопроцентный американец, увидев как-то по телевизору кадры взрыва посольств США в Африке, решил посвятить себя военной службе. В 2001 году уже «морской котик», он видит по ТВ кадры терактов 11 сентября в Нью-Йорке и решает отправиться в Ирак защищать Америку, или даже мир во всем мире. По итогам четырех заездов в Ирак Кайл стал самым результативным американским снайпером. Он сумел выжить, вернулся домой, сражался со своими психологическими проблемами, затем стал помогать другим иракским ветеранам справиться с посттравматическим стрессовым расстройством. И в результате погиб от рук одного из тех, кому пытался помочь.

Никакого секрета из сюжета создатели не делали, его герой – реальный человек, чья история известна всей Америке. Это уроженец техасского города Одесса Крис Кайл, иракский ветеран, впервые взявший в руки огнестрельное оружие еще в возрасте 8 лет - папа-священнослужитель считал, что мальчику необходимо уметь хорошо стрелять. На его счету в ходе четырех командировок в Ирак 160 подтвержденных убийств противника (то есть результативных выстрелов, сделанных при свидетелях), а вместе с неподтвержденными их 255. В армии США Кайла прозвали «Легендой», противнику он был известен как «Дьявол Рамади».

Из армии Кайла проводили с почестями, у него множество наград, в том числе две Серебряные и пять Бронзовых звезд. Дома он работал в собственной фирме по подготовке военных и телохранителей, а также занимался общественной деятельностью – собирал средства для реабилитации ветеранов-инвалидов. В 2012 году вышла в свет его автобиография, ставшая бестселлером. Вскоре были проданы и права на киноадаптацию книги. А в феврале 2013 года Кайл был застрелен 25-летним ветераном морской пехоты США. Буквально на днях убийцу Кайла приговорили к пожизненному заключению.

Книга наделала много шума. Однако героизм главного героя с общечеловеческой точки зрения кажется несколько сомнительным. Кроме того, вызывает вопросы и правдивость самой истории. Экс-губернатор Миннесоты Джесси Вентура даже обратился с иском о клевете в суд, и судебные разбирательства продолжаются до сих пор. Но, так или иначе, на родине снайпер считается героем. Губернатор штата Техас Грег Эбботт объявил 2 февраля днем Криса Кайла.

кадр из фильма "Снайпер"

Фильм

Премьера «Снайпера» состоялась в США в конце декабря, а в широкий прокат он вышел 16 января. Фильм с небольшим по голливудским меркам производственным бюджетом 58,8 млн. долларов на данный момент собрал в мировом прокате почти 470,2 млн. В США в первый уикенд широкого проката он заработал почти 90 млн., а в целом домашние сборы пока составляют 331,1 млн. В рейтинге самых кассовых фильмов, вышедших в прокат в 2014 году, «Снайпер» идет третьим. Впереди «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1» и «Стражи Галактики», от лидеров его отделяют соответственно 5,6 млн. и 2 млн. Он стал самым кассовым в Северной Америке фильмом о войне (правда, с учетом инфляции он занимает по этому показателю второе место, уступая «Спасти рядового Райана»). А также является вторым самым кассовым фильмом с рейтингом R после «Страстей Христовых». Наконец, «Снайпер» заработал столько же, сколько все остальные претенденты на «Оскар» в номинации «фильм года» вместе взятые.

Ну и для 84-летнего Иствуда это кино стало самым финансово успешным за всю его карьеру. И в некотором смысле тут повторилась ситуация с «Гран Торино» - истории, кстати, тоже о ветеране, пусть и другой войны, другого возраста, да и вообще другого. Снятый за 33 млн. долларов, «Гран Торино» собрал в американском прокате около 148 млн. (а в мировом почти 270 млн.), получил отличную критику, но не попал даже в номинации премии Киноакадемии. «Снайпер» получил сразу шесть номинаций на «Оскар», в том числе и некоторые основные – лучший фильм и лучшая мужская роль, но в итоге ограничился лишь статуэткой за монтаж звука.

Попутно «Снайпер» стал еще и едва ли не самым спорным в карьере Иствуда. Не отрицая художественных достоинств ленты, критики много и со вкусом говорили о ее идеологии. «Хотя имя Джорджа Буша ни разу не звучит, «Снайпера» можно рассматривать как ностальгию по его манихейскому подходу к внешней политике» (The New York Times). «Это республиканская киноплатформа» (The New York Magazine). «Из кинобиографии, качество которой мы могли бы обсуждать, он превратился в повод для идеологической войны» (The Chicago Tribune).

кадр из фильма "Снайпер"

Создатель

Прежде чем говорить о том, что именно сделал Иствуд с биографией снайпера, стоит вспомнить о его собственных политических пристрастиях. На выборах он чаще всего поддерживает республиканцев. Но он носитель таких взглядов, от которых среднестатистического республиканца обычно коробило. Иствуд выступает за разрешение однополых браков, за контроль над оружием, за право женщин самим решать, делать ли им аборты, да и в целом за права женщин. Американские феминистки даже хвалили его за способность сделать женщину героиней классической мужской истории. Он не верит в бога и публично в этом признается еще с начала 70-х. Претензии есть у него и к республиканцам, и к демократам, а поддерживать он любит тех, кого знает лично. Потому, например, на президентских выборах 2008 года он поддержал республиканца Маккейна, с которым знаком более сорока лет. После победы Обамы Иствуд пожелал ему удачи и назвал «хорошим парнем». Что не помешало ему затем в «хорошем парне» разочароваться и на конгрессе республиканцев в 2012 году вступить в диалог с вынесенным на сцену и символизировавшим Обаму пустым стулом, что шокировало присутствующих. Сам себя он еще в 1997 году в своем знаменитом интервью журналу Playboy назвал либертарианцем.

Warner Bros. купила права на киноадаптацию биографии Кайла, предполагая, что именно Брэдли Купер сыграет в ней главную роль. К режиссерскому креслу проявлял интерес Дэвид О. Расселл, снимавший Купера в «Мой парень – псих». Затем на горизонте появился Стивен Спилберг, но в итоге из-за ограниченного бюджета отказался от проекта. После чего режиссером, наконец, был объявлен Иствуд.

В итоге мы имеем с виду прямолинейную историю, в которой нет критического взгляда на американские кампании в Ираке, урезаны все неоднозначные моменты биографии Кайла. Достаточно неоднозначности самого его героизма. К тому же сохранены расистские замечания персонажа касательно иракских «дикарей», убийства женщины, взгляд через оптический прицел на ребенка. Режиссер говорил, что в Кайле он видел того, кого огромная часть нации считает героем именно за его снайперские таланты, так что стоило принять философию героя, если хотелось рассказать честную историю о нем. И воспоминания Кайла о детстве, когда отец учил его стрелять и объяснял, что люди делятся на овец, волков и овчарок, которые охраняют стадо. И дальнейший, порой совсем уж сентиментальный рассказ о его семье. Все это – среда, в которой он рос и которая давала ему силу. Но даже такой сильный духом (а вернее, просто не склонный много думать) персонаж, попав на войну, ощущает окружающий его хаос. Виртуозно снятая сцена песчаной бури – лучшая сцена в «Снайпере» именно в силу того, что отлично демонстрирует этот хаос. В конце своей четвертой «ходки» убежденная овчарка Кайл рвется домой, потому что война ломает даже его. Эта удивительная авторская честность Иствуда, не скованного демократическими или республиканскими рамками, лишенного политических фильтров, позволяет зрителю видеть в «Снайпере» то, что они захотят видеть. Историю о настоящем американском герое. Или шовинистскую пропаганду. Или мощный антивоенный фильм, не о войне в Ираке, а о войне в целом, как о среде, где солдаты сражаются просто за то, чтобы выжить.

кадр из фильма "Снайпер"
Автор:
Марина Латышева

Все новости о фильме

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама