Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
6 мая 2020 13:28

Коронавирус и индустрия: кинопоказ vs онлайн, что будет с прокатными окнами после пандемии

Коронавирус и индустрия: кинопоказ vs онлайн, что будет с прокатными окнами после пандемии

После рекордных результатов апрельского онлайн релиза «Тролли. Мировой тур» в Северной Америке, все больше аналитиков сходится во мнении что после отмены коронавирусных ограничений и восстановления традиционного кинопоказа прокатные окна будут значительно сокращаться, а часть релизов и вовсе может выходить только онлайн.

О возможном сокращении прокатных окон говорили еще более 20 лет назад, когда речь шла о более раннем выпуске релизов на DVD и Blu-ray. Кинопоказчики всякий раз встречали подобные намерения студий в штыки, не без оснований полагая, что это негативным образом скажется на выручке. 

В середине марта глава NBCUniversal Джефф Шелл объявил об одновременном выпуске анимационного фильма «Тролли. Мировой тур» в прокат и на онлайн платформах, в формате PVOD (Premium Video on demand).  

Реклама Тролли. Мировой тур на одной из стриминговых площадок

Практически сразу после релиза традиционные кинотеатры были закрыты из-за пандемии. В США фильм доступен на условиях 48-часовой аренды за $19,99 на крупнейших стриминговых платформах Amazon Prime Video, iTunes, Google Play, Vudu, FandangoNow с совокупным числом подписчиков в США более 150 млн. За несколько недель выручка от онлайн просмотров превзошла $100 млн, или примерно 5 млн пользователей. По сложившейся практике онлайн-площадки отчисляют студии 80% от продаж.

Ранее Universal сообщала, что производственный бюджет фильма составил $90 млн, а маркетинговый $30 млн. Таким образом, чтобы достигнуть точки безубыточности студии необходимо получить через онлайн-сервисы $150 млн или 7,5 млн пользователей. Активные продажи продолжаются и цифра вполне достижима даже без учета международной реализации.

Реклама Тролли. Мировой тур на фестивале в Каннах

«Тролли. Мировой тур» может стать первым студийным релизом, окупившимся исключительно за счет онлайн показов. Это, без преувеличения, революционное событие. Совсем недавно окупить проект только за счет онлайн-продаж было невозможно. По этой причине производители практически всегда шли навстречу кинопоказчикам в их требованиях, касающихся разведения онлайн и офлайн релизов. Успешный для студии опыт с онлайн прокатом фильма «Тролли. Мировой тур» значительно ослабляет зависимость студий от кинотеатрального лобби.

«Тролли. Мировой тур» может стать первым студийным релизом, окупившимся исключительно за счет онлайн показов. Это, без преувеличения, революционное событие. Совсем недавно окупить проект только за счет онлайн-продаж было невозможно.

Скептики указывают, что столь блестящий результат был достигнут во многом благодаря уникальной ситуации, когда практически все население вынуждено проводить время дома, и потребление онлайн-контента значительно выросло во всех странах, затронутых эпидемией. Однако, рост числа активных пользователей стриминговых площадок, наблюдался и до пандемии, которая, безусловно, ускорила, процесс. Мотивы потребителей понятны и давно описаны: удобство (в любое время, в любом месте, где есть интернет, на любом удобном устройстве), относительная дешевизна такого просмотра по сравнению с кинотеатральным.

Студии заинтересованы в сокращении прокатных окон, а в некоторых случаях и вовсе готовы отказаться от кинотеатрального показа по целому ряду причин. Во-первых, отчисления интернет-площадок от продаж значительно выше, чем традиционная схема распределения выручки в кинопоказе. Во-вторых, ранний цифровой релиз значительно сокращает потери от пиратства, а они достаточно существенны – по некоторым оценкам голливудские студии из-за нелегального использования контента теряют несколько миллиардов долларов в год. В-третьих, интернет-площадки не имеют столь жестких ограничений по хронометражу, возрастным ограничениям, форматам.

После успешного опыта онлайн-релиза Джефф Шелл заявил, что студия и в дальнейшем будет продолжать практику одновременного выпуска фильмов как в традиционных кинотеатрах, так и онлайн и не исключает, для части релизов полный отказ от традиционного проката. Эти высказывания привели в ярость кинопоказчиков в США и сразу несколько сетей объявили об отказе выпуска будущих картин студии Universal в своих кинотеатрах.

Кинотеатры AMC

Кинопоказчики в США, и до коронавируса столкнувшиеся с сокращением продаж билетов, напротив заинтересованы в крупных релизах студий и, по мнению некоторых экспертов, не могут себе позволить начать долгосрочное противостояние с одним из мэйджоров. О том, что AMC близка к банкротству ПрофиСинема сообщал ранее. ScreenDaily со ссылкой на не названных инсайдеров, пишет, что публичный скандал, в условиях остановленного кинопоказа – не более чем хороший пиар ход, лишний повод напомнить о себе. После снятия коронавирусных ограничений кинотеатры столкнутся с дефицитом контента, и трезвый расчет заставит выпустить, как минимум, основные релизы студии.

Западные эксперты сходятся в том, что, вероятнее всего, в перспективе нескольких лет прокатные окна будут сокращаться до 30 – 60 дней, а в долгосрочной перспективе, возможно, и вовсе сойдут на нет, и термин станет анахронизмом. 

В России свой путь.
Пока возможность окупиться в онлайне появилась только у релизов крупных голливудских студий и независимых западных продюсеров, производящих недорогие проекты на английском языке.

Российский рынок онлайн-видео уступает североамериканскому по числу пользователей в 50 раз, а в денежном выражении более чем в 100 раз. По данным инсайдеров, в России пользователи предпочитают просмотр по подписке или рекламной модели, формат PVOD практически не востребован.

Да и сами площадки, похоже, не очень верят в потенциал российских картин. Например, фантастический «Спутник» от компании Водород, выход которого на онлайн-платформах вызвал возмущение в рядах отечественных кинопоказчиков, доступен по подписке от 1 рубля в месяц или даже бесплатно, если не полениться и поискать в интернете промокод. Хотя IVI и отчиталась о «самом успешном старте года», не называя, впрочем, конкретных цифр, очевидно, что даже если вся платящая аудитория сервиса его посмотрит (около 2 млн человек по данным на конец марта 2020), финансовый результат будет несопоставим с бюджетом фильма (200 млн рублей).

Реклама фильма "Спутник"

Для сравнения «Тролли. Мировой тур» можно легально посмотреть и в российских онлайн-кинотеатрах. Цена аренды колеблется от 400 до 600 рублей (исключение Кинопоиск.HD, предлагающий скидку в 90% на первые три покупки для действующих подписчиков по акционной цене 59 рублей). 

Реклама Тролли. Мировой тур на Кинопоиске.HD

Для того, чтобы продюсеры имели возможность получать доход от онлайн показа, сопоставимый с бюджетом и достаточный для воспроизводства контента, российский рынок должен вырасти по нашим оценкам примерно на порядок. На текущем этапе развития добиться окупаемости отечественных релизов, даже малобюджетных, только за счет онлайн невозможно, поэтому всерьез говорить о массовом выпуске российских картин на стриминговых платформах минуя традиционный кинопоказ не приходится. Что касается сокращения прокатных окон, то пока голливудский контент является ключевым для отечественных кинотеатров, мы будем следовать за общемировыми трендами.

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Яндекс.ДзенInstagramТелеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Автор:
Матвей Ромодановский

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Коронавирус и индустрия

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама