Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
30 декабря 2020 09:00

Зарубежное кино в прокате России и СНГ: подсчет выживших

Зарубежное кино в прокате России и СНГ: подсчет выживших

Близится к завершению неспокойный 2020 год. Индустрия оказалась перед лицом неожиданных испытаний — закрытие кинотеатров, остановка съемок, переносы релизов, вынужденный исход аудитории на онлайн-сервисы. Последствия этих процессов можно будет оценить лишь спустя какое-то время, а пока портал ПрофиСинема традиционно подводит текущие итоги года.

Мы уже вспомнили наиболее важные события в киноиндустрии, проанализировали положение онлайн-видеосервисов в условиях пандемии и выявили самые кассовые отечественные фильмы уходящего года. Сегодня речь пойдет о сборах зарубежного кино в прокате России и СНГ. Конечно, известные всем события смяли картину отечественного кинопоказа и нарушили наметившиеся тенденции. Например, самым кассовым иностранным фильмом уходящего года стала лента, выпущенная независимым дистрибьютором; больше половины позиций в рейтинге релизов по сборам заняли оригинальные истории, а не франшизы и продолжения; а показатели бокс-офиса значительно просели.

Всего с 26 декабря 2019 года по 24 декабря 2020 отечественные дистрибьюторы выпустили 309 иностранных фильмов без учета сборников короткометражных лент, балетных и театральных постановок, концертов, опер и проектов, единоразово представленных в кинотеатрах. В предыдущие годы мы подводили итоги, распределяя фильмы по группам: миллиардеры; ленты, почти дотянувшие до миллиарда; а также картины, собравшие от 500 до 900 млн. Сегодня подобная классификация непригодна — десять самых кассовых релизов зарубежного кино заработали в диапазоне от 326 млн до 1,3 млрд, причем всего одному из них удалось преодолеть заветную планку (против 13 фильмов в 2019).

Не случись пандемии, состав Топ-10 был бы иным: многие потенциальные хиты проката просто не вышли в этом году: например, 25 часть бондианы «Не время умирать», марвеловская «Черная вдова» или «Чудо-женщина: 1984» DC. А вышедшие после карантина ленты демонстрировались в кинозалах с ограниченной заполняемостью, что сдерживало рост их кассы.

Совершенно закономерно, что 7 строчек из 10 досталось фильмам, стартовавшим до закрытия кинотеатров: это «Джентльмены» от Вольги, «Плохие парни навсегда» от SPPR, «Соник в кино» от ЦПШ, «Удивительное путешествие доктора Дулиттла» от UPI, «Камуфляж и шпионаж» от WDS, «Хищные птицы» от Каро Премьер и «Вперед» от WDS. Еще трем картинам удалось пробиться в десятку несмотря на то, что они вышли в полупустых, открытых после карантина, залах: «Довод» от Каро Премьер, «Мулан» от WDS, а также «Ведьмы» Каро Премьер.

Топ-10 зарубежных фильмов по кассовым сборам в российском прокате

Фильм

Дистрибьютор

Жанр

К/т

Кассовые сборы

Кол-во зрителей

1

Джентльмены

Вольга

криминальный
боевик

1 098

1.319.202.647

4.427.212

2

Довод

Каро Премьер

боевик,
драма,
триллер

1 489

964 465 040

3 174 633

3

Плохие парни
навсегда

SPPR

экшен,
комедия

1 558

748 876 431

2 783 556

4

Соник в кино

ЦПШ

комедия,
приключения,
экшен

2 051

693 220 362

3 132 484

5

Удивительное путешествие
доктора Дулиттла

UPI

комедия,
фэнтези

1 802

598 733 643

2 370 206

6

Камуфляж и
шпионаж

WDS

анимация,
приключения

1 567

482 217 853

2 128 317

7

Хищные птицы:
Потрясающая история
Харли Квинн

Каро Премьер

боевик,
приключения

1 906

444 516 677

1 655 502

8

Мулан

WDS

драма,
приключения,
фэнтези

1 375

409 162 212

1 589 871

9

Вперед

WDS

анимация,
приключения

1 631

401 408 491

1 688 907

10

Ведьмы

Каро Премьер

приключения,
фэнтези

1 533

328 716 980

1 317 621

Не секрет, что крупные студии делают ставку в первую очередь на франшизы. Желая своим блокбастерам лучшей судьбы, они массово переносили свои наиболее ценные релизы подальше от неспокойного 2020 года. В результате рейтинг самых кассовых фильмов более чем наполовину состоит из проектов, основанных на оригинальных историях, в то время как за последние, минимум, три года свежие сюжеты тонули в море сиквелов, ремейков и продолжений.

Доселе незнакомые персонажи явились зрителям шести попавших в десятку картин: «Джентльмены», «Довод», «Удивительное путешествие доктора Дулиттла», «Камуфляж и шпионаж», «Вперед» и «Ведьмы». Справедливости ради стоит отметить, что «Дулиттл» является ремейком ленты 60-х годов, однако вряд ли современный зритель имел о ней представление. Также анимационный фильм «Вперед» своим названием отсылает к культовой ленте «Вверх» от той же студии Pixar и на первый взгляд может быть воспринят в качестве сиквела.

Совершенно нетипичный чемпион этого года— криминальный боевик «Джентльмены». Во-первых, ленту выпустила Вольга — компания, не имеющая непосредственного отношения к голливудским мейджорам. Напомним, в прошлом году лучшим результатом для независимого дистрибьютора была «Зеленая книга» от Капеллы, собравшая 569 млн рублей. Во-вторых, «Джентльмены» вышли с рейтингом 18+. Тем не менее, желание публики вновь увидеть старого доброго Гая Ричи, вернувшегося к истокам после голливудских проектов, позволило фильму преодолеть миллиардную планку и, в отсутствии этих самых голливудских проектов, возглавить рейтинг. Сказался и тот факт, что фильм вышел за семь недель до локдауна, что позволило ему собрать львиную долю кассы до закрытия кинотеатров.

Чтобы составить более детальную картину проката зарубежных фильмов в России и СНГ в условиях пандемии, мы сопоставили три рейтинга: самые кассовые ленты, лидеры по сборам в дебютный уикенд, а также картины, дольше всего продержавшиеся в еженедельном Топ-10.

Топ-10 зарубежных фильмов по кассовым сборам в первый уикенд

Название фильма

Дата релиза

Прокатчик

Место в Топ-10
по финальным
сборам

Первый уикенд

1

Плохие парни навсегда

23.01.2020

SPPR

3

316 589 876

2

Джентльмены

13.02.2020

Вольга

1

292 079 940

3

Удивительное путешествие
доктора Дулиттла

20.02.2020

UPI

5

268 679 679

4

Соник в кино

20.02.2020

ЦПШ

4

244 452 934

5

Хищные птицы:
Потрясающая история
Харли Квинн

06.02.2020

Каро Премьер

7

240 028 888

6

Камуфляж и шпионаж

09.01.2020

WDS

6

203 804 605

7

Довод

03.09.2020

Каро Премьер

2

200 089 632

8

Вперед

05.03.2020

WDS

9

197 436 110

9

Бладшот

12.03.2020

SPPR

182 707 646

10

После. Глава 2

17.09.2020

Вольга

143 995 220

В Топ-10 релизов по стартовым сборам попали, в основном, те же ленты, что и в рейтинг самых кассовых фильмов года. Не удалось закрепить изначальный успех двум картинам: фантастическому экшену «Бладшот» от SPPR и молодежной мелодраме «После. Глава 2» от Вольги. Первая вышла 12 марта — за две недели до карантина, вторая — в сентябре при ограниченной заполняемости залов и стремительно уступила аудиторию: на втором уикенде ее сборы упали на 70%.

Наиболее заметное расхождение позиций показал вышедший в сентябре боевик «Довод» Кристофера Нолана от Каро Премьер — ни одна зарубежная лента, вышедшая после локдауна не превзошла его по сборам в дебютный уикенд, однако в общем рейтинге ему досталось 7 место. Разумеется, в обычных условиях, он собрал бы на старте значительно большое. Тем не менее, новая работа культового режиссера стала рекордсменом года по продолжительности пребывания в еженедельных Топ-10 (см. ниже), что позволило ей занять второе место по годовым сборам иностранных фильмов.

Среди десяти рекордсменов по сборам в первые выходные 8 фильмов вышли до закрытия кинотеатров. Из них 2 в январе, 4 в феврале и 2 в марте.

Зарубежные фильмы, дольше всех продержавшиеся в еженедельном Топ-10 по сборам

Зарубежные фильмы, дольше всех продержавшиеся в еженедельном Топ-10 по сборам

В выборку попали 9 картин, продержавшихся в топе от пяти недель и выше. Из них 4 не вошли в список наиболее кассовых зарубежных фильмов: «Гренландия» от Megogo Distribution, «Еще по одной» от Капеллы, «Семейка Бигфутов» Вольги и «Тролли. Мировой тур» от UPI. Кроме последней, все вышли после карантина, а «Тролли» присутствовали в еженедельных топах с перерывом, о чем мы еще напишем.

Половина лент, продержавшихся дольше всего в Топ-10 по итогам уикендов, вышла после пандемии — «Довод», «Мулан», «Гренландия», «Еще по одной» и «Семейка Бигфутов». Последние три не попали в годовой Топ-10 по сборам, были созданы независимыми компаниями, а также вышли на фоне дефицита крупных голливудских блокбастеров.

Большая пятерка дистрибьюторов — лидеры и перестановки

Среди компаний-дистрибьюторов лидером по числу фильмов в Топ-10 и их совокупным сборам оказалась Каро Премьер — три ее релиза попали в десятку и заработали в совокупности 1,7 млрд рублей, причём больше половины этой суммы приходится на «Довод». За ней по количеству строчек в топе следует WDS, ее фильмам также принадлежит три позиции в рейтинге, однако их общий бокс-офис меньше — 1,2 млрд (единственный фильм Вольги в Топ-10 собрал 1,3 млрд).

В конце 2019-начале 2020 года состав прокатчиков-лидеров претерпел значительные изменения. FOX вошёл в состав WDSSPR, а затем от компании отделился SPPR.

Cкоро нас ждёт ещё одна «рокировка» — эксклюзивным прокатчиком WarnerBros. в России станет компания UPI.

Спасительный рассвет: на ком держалась касса после локдауна

Кинотеатры в 2020 году закрылись на 13 уикенде года. Точкой отсчета возобновления их деятельности принято считать 31 уикенд: именно в это время открыли свои двери площадки Москвы и Московской области. В четверг 1 августа на экраны вышло 10 картин, 8 из которых — иностранного производства.

Распределение позиций в еженедельных Топ-10

Десятка лидеров по итогам тех выходных включала в себя лишь один проект голливудского мейджора — анимационную ленту «Тролли. Мировой тур» от UPI. У картины продолжался прокат, прерванный в марте на третьей неделе. Весной «Тролли» успели собрать в России и СНГ 125 млн рублей, а после возвращения отрасли к работе, им удалось довести эту цифру до 147 млн. Послеокончаниякарантина фильм успел трижды побывать в Топ-10 — по итогам 31, 36 и 37 уикендов. Всего в 2020 году лента преодолела отметку в 100 тыс рублей по итогам 20 уикендов, установив, таким образом, рекорд по длительности пребывания в прокате.

Большинство вышедших под открытие кинотеатров картин представляли собой продукцию независимых западных кинокомпаний. Среди их прокатчиков наиболее активно проявила себя Megogo (включая подразделения Distribution и Studios). Именно релизы Megogo возглавили десятку 31 уикенда и 32 уикенда.

Первыми голливудскими блокбастерами, вышедшими после возвращения кинотеатров в работе стали «Довод» от Каро Премьер и «Новые мутанты» от WDS. На 36 уикенд, когда те появились в кинотеатрах, приходится значительный скачок суммарного бокс-офиса еженедельного Топ-10 — причем большая его часть обеспечена именно успехом «Довода».

Соотношение сборов российских, зарубежных независимых релизов и релизов мейджоров США

Соотношение сборов российских, зарубежных независимых релизов и релизов мейджоров США

Не Голливудом единым — мировое кино в отечественном прокате

Несмотря на то, что под влиянием пандемии годовой рейтинг самых кассовых иностранных фильмов оказался столь нетипичным, одна его характеристика осталась неизменна: Топ-10 составляют ленты американского производства. Тем не менее, в российских кинотеатрах демонстрируются также европейские, азиатские, а порой и африканские проекты. Среди всех зарубежных релизов, вышедших в отечественный прокат, около 57% созданы без участия производителей из США.

Из этих фильмов наибольшие сборы демонстрирует европейская продукция. В Топ-5 самых кассовых зарубежных неамериканских фильмов уходящего года вошли три анимационные ленты («Семейка Бигфутов», «Повелитель драконов» и «Союз зверей: Спасение двуногих»), один хоррор («Заклятье. Дом 32») и авторская драма («Еще по одной»).

Топ-5 европейских фильмов по сборам в Российском прокате в 2020 году

Фильм

Дистрибьютор

Страна

Сборы

1

Семейка Бигфутов

Вольга

Бельгия,
Франция

146 764 328

2

Заклятье. Дом 32

Экспонента

Испания

98 618 294

3

Еще по одной

Капелла

Дания, Швеция,
Нидерланды

92 762 870

4

Повелитель драконов

Вольга

Германия

82 694 307

5

Союз зверей: Спасение двуногих

Наше кино

Германия, Китай,
Великобритания

41 245 304

Из азиатских картин наибольшую кассу собрал южнокорейский зомби-экшен «Поезд в Пусан 2: Полуостров» от компании ПРОвзгляд — 36.4 млн рублей. В 2016 году первая часть постапокалиптическойкиновселенной собрала меньше — 8.4 млн. Сиквел оказался успешнее, несмотря на довольно неблагоприятную дату выхода — 20 августа, всего спустя три недели после открытия столичных кинотеатров.

За «Полуостровом» следуют южнокорейский фильм-концерт «BTS: Разбей Тишину: Фильм» от CoolConnections (27 млн, из которых 22 заработаны в первый уикенд) и китайский боевик с Джеки Чаном «Авангард: Арктические волки» от Megogo Distribution (24.5 млн).

До российского проката добрались и несколько африканских картин. Южноафриканский хоррор «Отдай свою душу» от Экспоненты заработал 8.4 млн рублей, созданный на острове Маврикий анимационный фильм «Зов джунглей» — 4 млн.

Повторный прокат

Еще в прошлом году портал ПрофиСинема обратил внимание на рост популярности повторного проката культовых фильмов. Тогда среди всех релизов года, около 5% составляла классика кинематографа. В 2020 из 309 картин, выходящих на большой экран 19 (6%) — проверены временем.

Некоторые из этих релизов обусловлены довольно очевидными поводами. Так Каро Премьер по инициативе WarnerBros., выпустила «Начало» Кристофера Нолана в честь десятилетия ленты и в преддверии «Довода» — аудиторию требовалось разогреть перед рискованным стартом. Схожими мотивами, видимо, руководствовалась и компания ПРОвзгляд, выпустившая культовый «Поезд в Пусан» за неделю до премьеры сиквела.

кадр из фильма Начало

Некоторые повторные релизы, наоборот, выходили вслед за успешной новинкой. Например, ленты режиссера Пон Чжун Хо: в 2019 году его «Паразиты» собрали в значительные для своего сегмента 92 млн рублей, а в 2020 ПРОвзгляд выпустила две предыдущие работы автора: криминальный триллер «Воспоминания об убийстве» 2003 года и фантастический боевик «Сквозь снег» 2013. Эти релизы собрали меньше — 116 тыс и 11 млн, последний собрал больше за счет известного актерского состава.

Среди прочих поводов — юбилеи и реставрации фильмов: так вышли «Курьер» Карена Шахназарова, «Восхождение» Ларисы Шепитько и корейский «Олдбой». Круглые даты отметили «Сияние» 1980 года, «Назад в будущее» 1935 и «Психо» 1960 — все от компании Иноекино. Лучшие результаты среди юбиляров показали 10-летнее «Начало» (15.8 млн) и 40-летнее «Сияние» (10.3 млн).

Повторному прокату способствуют и юбилеи режиссеров — в этом году исполнилось 100 лет Федерико Феллини, а в кинотеатрах вышли сразу три его ленты: «Маменькины сынки» от ПилотКино, «Сладкая жизнь» от компаний Иноекино и Престиж кино, а также «8 1/2» от Иноекино. Из них больше заработала «Сладкая жизнь» (5.7 млн).

кадр из фильма Сладкая жизнь

По сравнению с США российский рынок повторного проката достаточно инертен. На фоне пандемии американские кинотеатры обратились к старым популярным лентам, чтобы выжить в отсутствии свежих блокбастеров. Перевыпущенные картины регулярно попадали в еженедельные Топ-10 кассовых сборов США и Канады. Среди них — «Крепкий орешек», «Кошмар перед Рождеством», «Корпорация монстров», «История игрушек», эпизоды классической трилогии «Звездных войн». В России за последние полгода только «Начало» и «Назад в будущее» попадали в подобные топы.

Отметим, однако, что американский и российский рынок повторного проката продемонстрировали различную репертуарную стратегию. Классические фильмы, в североамериканских Топ-10, как правило, относятся к сегменту массового кино и нередко являются первыми частями существующих по сей день франшиз. В России же значительная доля повторно выпущенных картин относится, скорее, к сегменту авторского кино и обращена к меньшей аудитории.

***

Рейтинг самых кассовых зарубежных фильмов пандемийного года — это перечень «выживших». Тех, кому удалось заблаговременно выйти и собрать основную кассу до закрытия кинотеатров, либо тех, кому удалось пробиться в лидеры в полупустых залах. Не будь пандемии, кассовые сборы первых не претерпели бы значительных изменений: «Плохие парни навсегда», «Камуфляж и шпионаж», «Хищные птицы», «Соник в кино» успели покинуть еженедельные Топ-10 до прекращения работы отрасли. Переносы блокбастеров и введенные ограничения уже не оказали значительного влияния на их финальный бокс-офис, однако помогли им закрепиться выше в «общем зачете». Те немногие, кто покорили вершины после окончания локдауна, как правило смогли это сделать за счет бренда: имена Кристофера Нолана и Роберта Земекиса в титрах «Довода» и «Ведьм» поддержали эти картины в прокате.

Для некоторых компаний сложившиеся обстоятельства дали шанс проявить себя: Megogo и Вольга отважились выпустить свои фильмы в самое непростое время — во многом именно с их релизов началось оживление проката в стране.

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Автор:
Алексей Беззубиков

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Коронавирус и индустрия

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама