Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
4 августа 2021 13:28

Тренды европейского кино: развитие кинотеатральной инфраструктуры до пандемии

Тренды европейского кино: развитие кинотеатральной инфраструктуры до пандемии

ПрофиСинема продолжает публиковать результаты исследования ключевых трендов медиа- и кинорынка, проведенного Европейской аудиовизуальной обсерваторией / European Audiovisual Observatory. В одиннадцатом материале речь пойдет о динамике показателей кинотеатральной инфраструктуры Европы: темпах цифровизации площадок, открытии новых кинотеатров и числе проданных билетов.

Число кинотеатров в Европе увеличивалось в преддверии пандемии

В 2019 году, до того, как по сектору ударила пандемия COVID, кинотеатральная инфраструктура ЕС продолжала расти: согласно уточненным данным, добавилось 860 новых экранов их общее число достигло 34 181. Таким образом, рост составил 2,6% по сравнению в предыдущим годом и 7,6% по сравнению с 2015 годом. После замедления в 2018 году, в 2019 году темпы роста в большинстве стран ЕС вновь увеличились, в первую очередь на крупных западноевропейских рынках: в Италии (+180 экранов), Великобритании (+140), Франции (+131), Германии (+112) и Испании (+106). Кинотеатральная инфраструктура продолжила расти и в ряде восточноевропейских и Балтийских стран, в том числе в Чехии (+63 экрана), Румынии (+28), Болгарии (+23) и Латвии (+15).

В 2019 году в Европе открылось 1106 экранов. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

На общеевропейском уровне (страны ЕС плюс Босния и Герцеговина, Швейцария, Грузия, Исландия, Лихтенштейн, Черногория, Северная Македония, Норвегия, Россия и Турция) в 2019 было введено 1106 новых экранов, и, таким образом, их общее число достигло 43 871 (+2,6% по сравнению с 2018 годом; +11,8% по сравнению с 2015 годом). Интересно, что почти четверть новых европейских экранов приходится на Россию, где годовой прирост экранов составил 4,8% (+256 экранов).
Число кинотеатров в Европе в 2019 году увеличилось на 3,8%, причем между странами наблюдались значительные различия. Особенно выраженным подъем был в России (+203 площадки), Чехии (+68) и Германии (+62).

В Европе больше всего экранов во Франции, в России и в Италии. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

Уровень плотности экранов в Европе, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории и EUROSTAT, в 2019 году вырос на 2,3% по сравнению с 2018 годом (+10,3% по сравнению с 2015 годом), и составил в среднем в 5,7 экранов на 100 000 человек (6,7 в ЕС). В ряде Балтийских и восточноевропейских стран в 2019 году наблюдался резкий рост плотности экранов (Латвия +23,6%, Эстония +11,6%, Болгария +11,3%), что свидетельствует о том, что у местной кинотеатральной инфраструктуры по-прежнему есть потенциал для роста.

Принимая во внимание, что в 2019 году наблюдались признаки роста и укрепления европейской кинотеатральной инфраструктуры, пока что еще рано судить о том, насколько сильно локдауны, вводившиеся в 2020 году из-за пандемии коронавируса, повлияют на сектор в долгосрочной перспективе.

Переход на цифровое оборудование в Европе практически завершен

К концу 2019 года европейские кинотеатры были практически полностью оцифрованы: общий уровень проникновения цифровых технологий, по данным Media Salles, составил 97,4% (что составляет незначительный рост по сравнению с 2018 годом). Из 34 стран (страны ЕС плюс Швейцария, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Россия и Турция), по которым имеются данные, в 16 цифровой переход был полностью завершен, а еще в 15 уровень цифровизации превысил 90%. Показатели Греции, Словакии и Чехии, где оцифровка экранов еще только идет, пока что остаются ниже этого порога.

В 2019 году посещаемость кинотеатров в ЕС выросла на 5,3% Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

Американское кино обгоняет европейское

В 2019 году доля европейского кино на рынке снизилась на 26,2%, в то время как доля США значительно возросла
В отличие от 2017 и 2018 годов рост посещаемости кинотеатров в ЕС в 2019 году был практически полностью обусловлен американскими блокбастерами.  Суммарная посещаемость американских фильмов подскочила в 2019 году на 88 млн, а европейских фильмов и фильмов, созданных в Европе с привлечением инвестиций из США, снизилась на 16 и 28 млн соответственно.
На фоне общего роста посещаемости кинотеатров в ЕС, составившего в 2019 году 5,3%, рыночная доля американских фильмов повысилась с 62,6% до 68,2% — это самый высокий уровень, зафиксированный с 2013 года. В то же время доля рынка европейских фильмов в Европейском Союзе снизилась с 29,3% до 26,2%, то есть до самой низкой отметки с 2010 года. Рыночная доля фильмов, созданных в Европе с привлечением инвестиций из США, снизилась с 6,1% до 3,0%, а доля фильмов из других частей света выросла с 2,0% до 2,6%.

Посещаемость показов европейских фильмов падает

По оценке Европейской аудиовизуальной обсерватории, в 2019 году около 6 400 европейских полнометражных фильмов были выпущены по меньшей мере на одном рынке ЕС, а общее число проданных на них билетов составило 257 млн. Около 72% этих билетов (186 млн по сравнению 190 млн в 2018 году) были проданы на национальных рынках стран производства, в то время как на ненациональных рынках в ЕС европейские фильмы привлекли 71 млн посетителей против 84 млн в 2018 году. Если посещаемость европейских фильмов местного производства в странах Европейского Союза снизилась всего на 2,4% по сравнению с предыдущим годом, то на ненациональных рынках она упала на 16%.

Самыми успешными экспортными европейскими фильмами в ЕС, представленными по меньшей мере на 23 рынках Европейского Союза, стали «Самая безумная свадьба» (9,6 млн билетов) и ряд британских фильмов, в том числе «Аббатство Даунтон» (8,0 млн), «Фаворитка» (5,4 млн) и «Вчера» (5,4 млн).

В ЕС рынками с наибольшей долей национального кино в 2019 году были Великобритания и Ирландия, Франция и Польша. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

В то же время многие фильмы, созданные в ЕС, показали очень хорошие результаты в странах производства и внесли значительный вклад в достижение высокой доли национального рынка. Например, Франция - 34.8%; самый кассовый фильм — «Самая безумная свадьба» (6,7 млн), Великобритания - 47,2%, в том числе фильмы, созданные с привлечением зарубежных инвестиций; самый кассовый фильм — «Мстители: Финал» (12,3 млн), Польша - 27,1%; самый кассовый фильм — «Всякая всячина, или Гоголь-моголь 3» (2,4 млн), Дания - 26,7%; самый кассовый фильм — «Клетчатый ниндзя» (0,6 млн), Чехия - 26,5%; самый кассовый фильм — «Женщины на бегу» (1,5 млн), Эстония - 23,0%; самый кассовый фильм — «Правда и справедливость» (0,3 млн), Германия -21,5%; самый кассовый фильм — «Идеальный секрет» (4,6 млн), Италия - 21,2%; самый кассовый фильм — «Первое Рождество» (2,1 млн) и Латвия - 20,2%; самый кассовый фильм — «Души в снежном вихре» (0,2 млн).

В 2019 году бокс-офис ЕС вырос на 6,3% до 7,2 млрд евро. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

В 2019 году в Европейском Союзе было продано более 1 млрд билетов

Прямо перед обвалом из-за пандемии коронавируса в 2020 году европейские кинотеатральные рынки показывали самые высокие результаты более чем за десятилетие. По оценке Европейской аудиовизуальной обсерватории, после двух лет спада суммарная посещаемость в Европейском Союзе выросла на 5,3% и преодолела миллиардный барьер, достигнув показателя в 1,005 млрд. Это на 50,6 млн выше посещаемости 2018 года и лучший результат, зафиксированный в ЕС с 2004 года.
Если в 2018 году суммарные валовые кассовые сборы в странах Европейского Союза впервые за четыре года не смогли преодолеть отметку в 7 млрд евро, то теперь они восстановились и выросли на 6,3% до 7,20 млрд евро, что на 427 млн больше, чем в 2018 году. Это второй по величине показатель суммарных валовых кассовых сборов с 2015 года. В то время как средняя цена билета выросла всего на 1,0% до 7,16 евро.
В отличие от 2017 и 2018 годов рост посещаемости и сборов в 2019 году был сравнительно однородным: посещаемость кинотеатров выросла на девятнадцати и немного снизилась всего на семи из 28 рынков ЕС, а еще на двух осталась относительно неизменной. Рост 2019 года был обусловлен в первую очередь уверенным восстановлением показателей в Германии (+13,3 млн, +12,6%), Италии (+12,8 млн, +13,9%), Франции (+11,8 млн, +5,9% — второй по успешности год с 1966) и Испании (+6.0 млн, +6.1%).

В 2019 году самая большая доля европейского кино была на рынках Великобритании и Ирландии, Польши и Эстонии. Источник - Европейская аудиовизуальная обсерватория

Рынок рос за счет американских фильмов

Подъем посещаемости в ЕС был практически полностью обусловлен показателями американских блокбастеров, занявших все позиции в двадцатке самых кассовых фильмов. В отличие от 2018 года, когда только на один из фильмов было продано более 30 млн билетов, в 2019 году этот барьер преодолели четыре киноленты. Лидером стал ремейк «Короля Льва» от Disney, на который было продано 51,6 млн билетов на 26 рынках ЕС, где были доступны данные о посещаемости отдельных картин. За ним идет экшен «Мстители: финал», на который в Европейском Союзе было продано более 43,8 млн билетов. В числе других успешных лент «Джокер» (37,1 млн), «Холодное сердце 2» (34,7 млн), «Звездные войны: Скайуокер. Восход» (24,0 млн), «История игрушек 4» (23,6 млн), и «Аладдин» (21,1 млн). Как и в предыдущие годы, в 2019 году значительную часть кассовых фильмов составили франшизы — 18 картин из Топ-20 представляют собой сиквелы, приквелы, спин-оффы или перезапуски. В двадцатку лидеров вошли шесть семейных анимационных фильмов против четырех в 2018, шести в 2017 и восьми в 2016 году.
На 21 месте расположилась французская комедия «Самая безумная свадьба» (сиквел «Безумной свадьбы»), ставшая самым успешным европейским фильмом года в Европейском Союзе: на нее было продано 9,6 млн билетов. За ней следуют байопик «Богемская рапсодия» (снятый с привлечением инвестиций от американской студии, на который было продано 8,1 млн билетов), «Аббатство Даунтон» (8 млн) и байопик «Рокетмен» (6,7 млн).

Другие публикации о ключевых трендах медиа- и кинорынка, выявленных Европейской аудиовизуальной обсерваторией (исследование 2021 года):

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Реклама