Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 Марта 2015 13:36

Февральский индекс «ПрофиСинема» 2015: И феврали бывают удачные

Февральский индекс «ПрофиСинема» 2015: И феврали бывают удачные

В феврале 2015 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии «ПрофиСинема» на полбалла ниже, чем в предыдущем месяце, но выше, чем в феврале 2014 года. Второй год подряд февраль не оправдывает репутацию самого провального месяца, а показывает совсем неплохие результаты. Март, по прогнозам дистрибьюторов и кинопоказчиков, будет не многим хуже. А вот продюсеры продолжают снижать оценки и весной не ждут улучшения ситуации.
 
Значение индекса в феврале в дистрибьюции — 8,21, в кинопоказе — 7,4
Значение индекса в январе в дистрибьюции — 8,68, в кинопоказе — 8,4

Индекс ПрофиСинема (дистрибьюция)

Цифры прогноза на февраль у кинопоказчиков и дистрибьюторов хоть и были ниже январских оценок, но все равно отражали высокие ожидания наших респондентов. По факту оценки оказались еще выше. Большинство экспертов отмечают, что месяц прошел лучше, чем они прогнозировали. Почти все релизы отработали выше ожиданий, но были и разочарования.

В феврале 2015 года высокие кассовые показатели кинопоказчики в первую очередь связывали с тремя крупными проектами.

Лидером февраля стала мелодрама «Пятьдесят оттенков серого» от UPI по бестселлеру британской писательницы Э. Л. Джеймс, выпущенному в 2011 году. Эксперты сравнивали потенциал фильма с «Сумеречной» франшизой. ТВ-спот, настойчиво приглашающий целевую аудиторию в кино на День Святого Валентина, сделал свое дело. Представители кинотеатров говорили, что за 2 недели до релиза наблюдался ажиотаж. Многие открыли предварительные продажи. Некоторые эксперты выражали восхищение маркетингу дистрибьютора и говорили, что нужно побольше таких подходов к PR-кампании фильма - при абсолютной слабости картины, сборы в первый уикенд были потрясающие. Действительно, на первом уикенде картина собрала в России более 705,2 млн. руб., став абсолютным лидером бокс-офиса. На долю фильма пришлось более 50% кассовых сборов ТОП-10. Кроме того, лента поставила сразу несколько рекордов: лучший 2D старт за всю историю, лучший старт среди фильмов с рейтингом «16+» или «18+», лучший результат одного дня – в субботу сборы составили более 260 млн. руб. Только за первый уикенд фильм посмотрели 2,6 млн. зрителей.
Правда, на втором уикенде проект «сдулся», как выразились некоторые представители кинопоказа. Очевидно, сарафан оказался не слишком хорошим, падение кассовых сборов второго уикенда составило 79%. Но, тем не менее, на сегодняшний день лента, показавшая пятый лучший старт за всю историю российского проката, является чемпионом года. По итогам трех недель, практически не потеряв в копиях, оставаясь на 6 месте российского бокс-офиса, фильм собрал 1'076'551'954 рублей.

Надо отметить, что «Пятьдесят оттенков серого» вышла на одной дате с криминальной комедией «Kingsman: Секретная служба» от Фокса, с Колином Фертом (Colin Firth) в главной роли. Дистрибьютор верил, что лента станет бесспорным блокбастером февраля и выпустил на 1770 экранах. На старте картине было трудно тягаться с «Пятьюдесятью оттенками серого» и она заняла третье место. Но уже на второй неделе ситуация изменилась и фильмы поменялись местами. Эксперты обращают внимание, что картина хорошо работает, от выходных к выходным прокатывается довольно ровно и продолжает собирать кассу - по итогам трех недель проката, существенно снизив количество копий до 1069, остается на третьей позиции и собрала 597'166'148 рублей.

А вот фантастический экшн «Восхождение Юпитер» от Каро, снятый Энди и Ланой Вачовски (Lana Wachowski) с Ченнингом Татумом (Channing Tatum), Милой Кунис (Mila Kunis) в главных ролях, конечно, не зря вызывал определенные опасения у экспертов. Ни имена Вачовски, ни студии-мейджора Warner Bros. не повлияли на сборы проекта, который выбыл из десятки лидеров поле трех недель проката с результатом 576'090'678 рублей.

В феврале удачными релизами стали, по мнению экспертов, еще две картины. Анимационная семейная «Губка Боб» от ЦПШ, собрала после трех недель проката 523'812'537 рублей и остается на 4 месте российского бокс-офиса. И криминальная комедия «Фокус» от Каро, стартовавшая с первого места ТОП-10 с результатом 232'637'296 рублей.

Особо эксперты выделили интерес аудитории к оскаровским проектам. После трех недель в ТОП-10 драму «Бёрдмэн» от Фокса (кассовые сборы $1'358'626) сменила драма «Игра в имитацию» от ЦПШ с Бенедиктом Камбербэтчем (Benedict Cumberbatch) и Кирой Найтли (Keira Knightley) в главных ролях, которая также продержалась в десятке лидеров 3 недели c результатом $2'215'248. А следом вышла биографическая драма «Вселенная Стивена Хокинга» от UPI, собравшая за одну неделю $255'004.

Что касается российских релизов, то, из десяти, единственный российский фильм, с которым кинопоказчики связывали свои ожидания – была историческая драма «Батальонъ» Дмитрия Месхиева от WDSSPR. И они оправдались, за две недели проката на 1550 копиях фильм собрал 379'560'904 рублей, стартовав со второго места и оставаясь на нем 2 недели подряд.

Необходимо отметить феноменальные результаты драмы «Левиафан» Андрея Звягинцева от Фокса / A Company. Если учесть, что дата релиза существенно сдвигалась (изначально планировался выпуск 13 ноября 2014 года, а вышла картина 5 февраля 2015), а перед церемонией Оскар фильм можно было свободно посмотреть в интернете, то роспись 638 кинотеатральных копий, что почти в 2 раза больше планируемых, казалась фантастикой. Но умело созданный информационный шум, возникший в связи с получением Золотого глобуса и номинацией на премию Оскар в категории Лучший фильм на иностранном языке, поднял волну интереса к ленте, что вылилось в 85'900'607 рублей кассовых сборов.

Большего ждали кинопоказчики от иронической комедии «Овечка Долли была злая и рано умерла» Алексея Пиманова от Фокса. Несмотря на все заверения Вадима Смирнова на презентации на Кинорынке, что фильм имеет большой потенциал, свеж и интересен для зрителей, он неминуемо выбывает из десятки лидеров после двух недель проката с совсем не впечатляющими результатами - 44'063'826 рублей.

На две недели задержалась в ТОП-10 комедия «Невидимки», собрав 23'026'491 рублей. Сказка «12 месяцев. Новая сказка» от Люксор выбыла из десятки лидеров после первой недели с результатом 21'246'455 рублей. Триллер «Кровавая леди Батори» от Enjoy Movies и ЦПШ за одну неделю проката имеет бокс-офис 37'100'230 рублей.

В самом конце января стартовала очередная часть франшизы от Базелевса «Елки лохматые». Их кассовыми сборами в феврале киопоказчики тоже остались не особенно довольны. Продержавшись три недели в прокате фильм собрал 136'210'382 рублей.

От февраля 2015 года эксперты в области кинопоказа и дистрибьюции ждали большего, чем от прошлого февраля. В целом все остались довольны результатами. Февраль состоялся и релизами и сборами.

Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,95, в кинопоказе — 7,45
Прогнозный индекс января на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,47, в кинопоказе — 6,9

Индекс ПрофиСинема (кинопоказ)

Цифры прогноза на март у кинопоказчиков и дистрибьюторов разнятся на полбалла. Прогнозные значения у дистрибьюторов свидетельствуют о большем оптимизме, чем у представителей кинопоказа. Нашим экспертам представляется, что март будет по крайней мере не хуже февраля. Много хороших, интересных релизов. Мартовские праздники могут изменить ситуацию в лучшую сторону. Кроме того в марте школьные каникулы.
 
В связи с этим дистрибьюторы постарались разнообразить мартовский репертуар для детей и подростков. У кинопоказчиков большие ставки на «Золушку» от WDSSPR. Известная каждому с детства история про Золушку впервые была рассказана триста лет назад сказочником Шарлем Перро. Новый игровой фильм Disney «Золушка» с невиданным прежде размахом расскажет в очередной раз самую знаменитую историю любви с первого взгляда. И что интересно, зритель в очередной раз сделает ей кассу. Эксперты прогнозируют потенциальный миллиард.

Также большие ожидания кинопоказчиков связаны с фантастическими триллерами «Робот по имени Чаппи» от WDSSPR и «Дивергент, глава 2: Инсургент» от ЦПШ, продолжением молодежной франшизы, первый фильм которой - «Дивергент» в апреле-мае 2014 года заработал $6,79 млн. И конечно, анимационным «Домом» от Фокса, выходящим на 2000 экранах.

Что касается российских релизов, то в марте их выходит 9. Все средним или широким прокатом. Фестивальные фильмы последнего года: трагикомедия «Ч/Б» от Вольги и драмы «Да и да» Валерии Гай Германики от ЦПШ, «Пациенты» от Парадиза выпускаются тиражом от 200 до 500 копий. Осилит ли такое количество показов зритель? 
Также на 500 копиях стартуют еще два фильма: экспериментальный проект Disney «Счастье – это…», объединивший усилия мэтров отечественного кино и начинающих кинематографистов. И новый продюсерский проект Павла Санаева - комедия «Полное превращение» от Каро. Санаев клянется, что будет смешно.

Широким прокатом Фокс выпускает боевик «Неуловимые» от молодой и амбициозной продюсерской компании Ultra Production, Наше кино - комедийную фантастику «Призрак» Александра Войтинского с Федором Бондарчуком в главной роли, Каро - анимационный «Тайна Сухаревой башни. Чародей равновесия» от Мастерфильма. Это первый фильм большой франшизы «Тайна Сухаревой башни», снятый в жанре исторического фэнтези.
 
Но самым, самым, самым ожидаемым фильмом месяца у кинопоказчиков стала драма «Духless 2» режиссера Романа Прыгунова от UPI с Данилой Козловским в главной роли. Первая часть «Духless» вышла в прокат 4 октября 2012 года. На фильм пришло почти 2 миллиона зрителей (кассовые сборы по итогам 5 недель проката в начале ноября 2012 года составили $13 059 937). Высокопрофессиональная команда Юниверсала, раскручивающая проект, уже полюбившийся зрителям бренд, включающий тему, название, актеров и т.д., а также множество хороших отзывов в прессе после премьеры, создающих положительный сарафан, позволяют ожидать блокбастерные кассовые сборы.

От марта 2015 года эксперты в области кинопоказа и дистрибьюции ждут результатов не меньших, чем в феврале. Март ожидается «очень приятный во всех отношениях»: и в коммерческом, и в творческом. Много хороших, интересных релизов. Несмотря на общее положение в стране и весьма пессимистические прогнозы относительно материального положения потенциальных зрителей, эксперты надеются на лучшее.

Значение рейтинга февраля в кинопроизводстве — 4,71
Значение рейтинга января в кинопроизводстве — 5

Индекс ПрофиСинема (кинопроизводство)

Продюсеры продолжают снижать значение Индекса потому, что какие-либо позитивные изменения в отрасли не предвидятся в ближайшее время и даже наоборот, сужается объем инвестиций и ничего не меняется к лучшему ни в протекционистских мерах, ни в законодательном обеспечении совершенствования функционирования отечественной киноотрасли.
И хотя политики считают прогнозы оптимистичными, большинство продюсеров с этим не согласятся. Ни в производстве, ни в прокате ничего хорошего ожидать не стоит. Бюджета на фильмы фактически нет. Инвесторы деньги не хотят давать, и государство тоже.

В сегодняшних политических реалиях нашего общества уровень и качество экономического, смыслового и идеологического состояния отечественного кинематографа уже недостаточны! В идеологической и информационной войне с Западом наш кинематограф - "не боец". Мы крупно проигрываем на этом поле. Нет большого НАЦИОНАЛЬНОГО кино! Есть антипатриотические фестивальные артхаусные проекты для "самовыражения" режиссеров и маленькие бизнес проекты для "кассы". И их - раз-два и....

Однако, стоит отметить, что производство снижается в зимние месяцы, а период до конца апреля-мая можно назвать «периодом ожидания» (кинокомпании ждут объявления конкурсов в Министерстве культуры и результатов в Фонде кино). Вероятно, что к началу мая индекс возрастет. 

Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,71
Прогнозный индекс января на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,83

Сфера деятельности

Индекс
января

Прогноз на
1-3 месяца

Индекс
февраля

Прогноз на
1-3 месяца

Кинопроизводство

5

4,83

4,71

4,71

Дистрибьюция

8,68

7,47

8,21

7,95

Кинопоказ

8,4

6,9

7,4

7,45

Индекс ПрофиСинема
(предпринимательских настроений в киноиндустрии)

7,23

6,31

6,72

6,65


Индекс ПрофиСинема в феврале — 6,72
Индекс ПрофиСинема в январе — 7,23

Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в феврале 2015 ниже, чем в январе, на полбалла, и составляет 6,72 (почти «Хорошо» по десятибалльной шкале). Продюсеры оценили месяц ниже, чем прогнозировали. А дистрибьюторы и кинопоказчики подняли оценки относительно прогноза.

Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в феврале — 6,65
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в январе — 6,31

Индекс ПрофиСинема
 
Прогнозное значение на март у продюсеров совпадает с текущим значением. У дистрибьюторов ниже, а у кинопоказчиков чуть выше. Продюсеры обеспокоены сокращением бюджетов на картины и с тревогой ожидают объявления конкурса в Министерстве культуры и результатов в Фонде кино. Дистрибьюторы уже начали ощущать проблемы с зарубежным контентом (одна ситуация с последней частью «Голодных игр» чего стоит). А кинопоказчики пока надеются, что в ближайшее время зритель не уйдет из кинотеатров.

Интересно, значение Индекса «ПрофиСинема» в феврале 2014 года было несколько ниже текущего значения и составляло 6,49 балла. Несмотря на то, что цифры прогноза на февраль у дистрибьюторов и кинопоказчиков разнились почти на балл, оценили месяц эксперты обоих направлений практически одинаково. Причем представители кинопоказа в прогнозе были более осторожны, но посчитали, что по факту февраль оказался лучше. А дистрибьюторы оценили месяц примерно так, как и прогнозировали.
В целом февраль порадовал экспертов, не оправдав на этот раз звание самого слабого месяца в году. Причиной тому явились, во-первых, очень хороший старт «Вия 3D». Во-вторых, «Волк с Уолл-стрит», ставший самым кассовым фильмом Мартина Скорсезе. В-третьих, во второй половине февраля стартовали «Робокоп» и «Помпеи», которые показали рекордные результаты по сборам среди февральских уикендов за всю историю российского кинопроката, что неплохо для февраля - месяца, от которого обычно никто ничего не ждёт.
Что касается российских фильмов, то из четырех фильмов ограниченного проката
только лента «Трудно быть богом» Алексея Германа от Люксора могла похвастать результатами: за один день проката на 150 копиях собрала 3 219 107 рублей и 12 300 зрителей.
Из пяти широких релизов только два: комедия «В спорте только девушки» от ЦПШ и анимация «Белка и Стрелка: Лунные приключения» от КАРО, вышедшие 6 февраля оправдали широкую роспись, они продержались в ТОП-10 российского бокс-офиса три недели и собрали $6 262 928 и $5 441 037, соответственно.
Февраль 2014 года – месяц нашей Олимпиады, по факту оказался не так уж и плох, относительно прошлых лет. Во многом это произошло благодаря российскому блокбастеру в 3D – «Вию». Это лишний раз доказывает, что зрители делят кино только на хорошее и плохое, а не по национальной принадлежности. И готовы смотреть в кинотеатрах российское кино, соответствующего качества.

Значение Индекса «ПрофиСинема» февраля 2013 года было ниже текущего значения больше, чем на балл и составляло 5,6 балла. Февраль 2013 оказался еще слабее, чем предполагали эксперты, которые в один голос отмечали, что практически все релизы не достигли планируемых сборов. При этом надо отметить, что за всю историю наблюдений (6 лет) самый низкий показатель в дистрибьюции и кинопоказе был в феврале 2011 года.
В феврале 2013 года вышло много релизов, но крупных не было. Даже единственный блокбастер февраля «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» от Фокса не оправдал ожиданий кинопоказчиков (кассовые сборы по итогам 3 недель проката в начале марта составили $11'729'577).
Вера в оскаровские картины некоторых экспертов оказалась напрасной. Из вышедших в феврале номинантов престижной американской кинопремии можно было выделить только одного - «Отверженные» Тома Хупера от UPI, собравшего по итогам 3 недель проката в конце февраля $3'367'598 на почти 500 экранах.
 Что касается российских фильмов, то бесспорным лидером месяца стало «Метро» от ПРОФИТА и Нашего кино, занявшее на старте первую строчку российского бокс-офиса, но ненадолго. Эксперты говорили, что хотя фильм неплохой, все же не дотянул до ожидаемых результатов.
Вообще, в сетке релизов февраля отечественных фильмов было мало. Однако стоит отметить нечасто встречающуюся ситуацию в российском бокс-офисе: вышедшие 28 февраля картины «Тайна перевала Дятлова» от A Company и Фокса, копродукция с США, где с российской стороны картину продюсировал Александр Роднянский, и «Что творят мужчины!» от Enjoy Movies и Каро, вместе с «Метро» заняли три первых строчки.
В целом февраль 2013 года оставил удручающее впечатление.

Значение Индекса «ПрофиСинема» февраля 2012 ниже значения этого года почти на балл и составляло 5,92 балла. Февраль – один из самых слабых месяцев года по сборам, и поэтому дистрибьюторы и кинопоказчики не питали особых иллюзий. Прогноз и текущая оценка почти совпали, что говорит об адекватном отношении экспертов к релизам. По сравнению с февралем 2011 года ситуация несколько лучше. Начало месяца было слабое, только со второй половины аудитория снова потянулась в кинотеатры. Несмотря на то, что в феврале было выпущено немало фильмов, явных фаворитов не наблюдалось. Тем не менее, две ленты, названные экспертами как потенциальные хиты, оправдали ожидания: ««Призрачный гонщик 2» и «Путешествие 2: Таинственный остров». Фильм «Значит, Война» от Фокса, немного «пободавшись» с отечественной «Zолушкой» от ЦПШ, все-таки обошел ее по сборам в два раза. Что касается остального российского кино, то оно по преимуществу вышло в ограниченный прокат, такие фильмы как «Дом на обочине» или «4 дня в мае» особой погоды в кинотеатрах не сделали. Единственный отечественный блокбастер – «Август. Восьмого» от продюсера и режиссера Джаника Файзиева хоть и был выпущен максимально широким на сегодняшний день тиражом (более 1500 копий) и имел поддержку Первого канала, что позволяло экспертам в прошлом месяце делать оптимистический прогноз по поводу картины, тем не менее, после второй недели проката собрал почти $9 млн., что меньше бюджета. Поэтому говорить о прибыльности этого социально-значимого проекта уже не приходится.

Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.

Наши эксперты:

Игорь Толстунов (Профит), Тимур Вайнштейн (ВайтМедиа), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников(РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд «Кино и театр»), Александр Котелевский (Ленфильм), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Наталья Иванова (Хорошо продакшен), Артем Васильев (Metrafilms), Екатерина Филиппова (Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Александр Роднянский (Non-Stop production), Сергей Мелькумов (Non-Stop production), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Георгий Малков (Enjoy Movies), Светлана Кучмаева (Валдай); 

Елена Мирончик (Базелевс), Марина Бодягина (20 Век ФОКС), Сергей Сорочкин (Люксор), Андрей Терешок (Dream Team), Влада Ефремова (Кинография), Алексей Рязанцев (КАРО), Елена Стрельцова (КАРО), Антон Сиренко (WDSSPR), Инна Слаповская (West), Павел Бартяев (West), Ольга Баронина (Наше кино), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Екатерина Морозова (A Company), Наталья Шпилькина (Top Film Distribution), Ольга Скрипачева (Top Film Distribution), Вера Кутергина (Bazelevs), Татьяна Разуваева (студия Рок), Ксения Елкина (RWV), Мила Розанова (группа компаний Кармен), Павел Леонов (независимый эксперт), Игорь Попов (независимый эксперт), Владимир Бузов (Каскад), Сергей Некрасов (Вольга);

Петр Беседин (сеть кинотеатров Матрица), Александр Прохоров (кинотеатр «Дом кино», Екатеринбург; кинотеатр «Ретро», Лесной), Елена Полянская (Кинотеатр «Олимп», Будденовск), Олеся Тараканова (Киноформат), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Юлия Шевченко (сеть кинотеатров Люксор), Мирза Алиев (Леноблкиновидео), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Елена Чепурных (Кинотеатр «Родина», Казань), Анна Шелудченко (Ставрополь Фильм), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Павел Корчагин (ГУК Тульской области «Киновидеофонд»), Борис Собко (киноцентр «Вавилон», Омск), Денис Джинджолиа (сеть кинотеатров Стар Синема), Ирина Скибина (кинокомплекс «Новый рубеж», Санкт-Петербург), Владислав Козлов (кинотеатр «People’s Cinema», Улан-Удэ), Ольга Фитенко (кинотеатр «Победа», Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Анастасия Никонова (сеть Very Velly, 3 кинотеатра Пермь-Ижевск), Сергей Федяков (кинотеатр «Салют», г. Екатеринбург), Сергей Малютин(Курскоблкиновидеофонд) и другие.
Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Кинобизнес

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама