Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
7 Апреля 2015 11:59

Индекс «ПрофиСинема» 2015: Март проскочили, впереди апрель

Индекс «ПрофиСинема» 2015: Март проскочили, впереди апрель

В марте 2015 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии «ПрофиСинема» несколько ниже, чем в предыдущем месяце. Также его значение ниже показателя марта 2014 года. Но, тем не менее, с октября прошлого года кривая Индекса остается на стабильно высоких значениях, не опускаясь ниже 6 баллов. И в прогнозе эксперты по всем направлениям, постепенно повышая оценки, демонстрируют оптимизм.
 
Значение индекса в марте в дистрибьюции — 7,38, в кинопоказе — 7,13
Значение индекса в феврале в дистрибьюции — 8,21, в кинопоказе — 7,4

Индекс ПрофиСинема (дистрибьюция)

Цифры прогноза на март у кинопоказчиков и дистрибьюторов были достаточно высокими. Наши эксперты считали, что месяц пройдет по крайней мере не хуже февраля. И праздники и школьные каникулы обнадеживали. И хотя в целом март показал неплохие результаты, все же не до конца оправдал ожидания кинопоказчиков и дистрибьюторов.

Некоторые эксперты отмечали, что этому способствовал провал в начале месяца и что следовало бы поменять даты релизов «Золушки» и «Робота по имени Чаппи» от WDSSPR. На территории России с 6 марта «Золушку» зрители могли увидеть только в формате «превью». На первой неделе проката фильм занял первое место в таблице кассовых сборов отечественного проката, и сумма сборов первой недели с учетом превью составила 442,2 млн. рублей. Эксперты прогнозировали миллиард, но уже очевидно, что такой кассы не будет. По итогам трех недель проката картина опустилась на 6 место в ТОП-10 и собрала 597'688'531 рублей.

«Золушка» «сдулась», как считают эксперты, благодаря выходу на 2157 экранах анимационного «Дома» от Фокса, который на старте занял первую строчку российского бокс-офиса с результатом 318'630'293 рублей, и удержался на ней две недели подряд с падением в 31%, собрав 689'138'068 рублей.

Несмотря на «столкновение» с «Золушкой», кинопоказчики отнесли к успешным релизам фантастический триллер «Робот по имени Чаппи» от WDSSPR, который, тем не менее, оставался в десятке лидеров четыре недели и собрал 442'166'093 рублей.

А также фантастический триллер «Дивергент, глава 2: Инсургент» от ЦПШ - продолжение молодежной франшизы, первый фильм которой - «Дивергент» в апреле-мае 2014 года заработал $6,79 млн. (242 607 405 рублей). Менее чем через год второй фильм в очередной раз подтвердил, что франшиза – чрезвычайно выгодная маркетинговая модель в кино, собрав за 2 недели проката на 1570 экранах 419'513'472 рублей. Правда, случившиеся за этот период катаклизмы в нашей экономике практически свели на нет это преимущество, если пересчитать на доллары - $7'171'170.

Что касается российских релизов, то в марте самым ожидаемым фильмом месяца у кинопоказчиков была драма «Духless 2» режиссера Романа Прыгунова от UPI с Данилой Козловским в главной роли. Но она же стала и главным разочарованием месяца.
Первая часть «Духless» вышла в прокат 4 октября 2012 года. На фильм пришло почти 2 миллиона зрителей (кассовые сборы по итогам 5 недель проката в начале ноября 2012 года составили $13 059 937/311 331 млн. рублей). Сиквел, по итогам 4 недель в прокате, собрал $8'294'642/485'237 рублей и привел около 1 800 млн. зрителей, не охватив, таким образом, даже аудиторию первого фильма. А рост кассы обусловлен возросшей ценой на билеты.
Кинопоказчики переоценили интерес зрителя к бренду, включающий тему, название, актеров и т.д. Длительный перерыв после выхода первой части и, видимо, недостаточные в этих условиях ресурсы не позволили, к сожалению, высокопрофессиональной команде Юниверсала, раскручивающей проект, получить ожидаемые блокбастерные кассовые сборы.

Кинопоказчики отмечали отличный старт фантастической комедии «Призрак» Александра Войтинского с Федором Бондарчуком в главной роли от Нашего кино. Картине хоть и не удалось подвинуть с первого места в десятке лидеров «Дом», но ее сборы на 1400 экранах составили 187'057'253 рублей. Хотя некоторые эксперты с тревогой говорят о тенденции к спаду интереса аудитории. Вторая неделя должна показать потенциал фильма.

Из других российских фильмов, выпущенных дистрибьюторами широким прокатом в марте, только некоторые смогли попасть в ТОП-10 российского бокс-офиса на первом уикенде. Это боевик «Неуловимые» от молодой и амбициозной продюсерской компании Ultra Production, Фокс выпустил ленту на 938 экранах. На старте картина заняла седьмое место в ТОП-10 и собрала 23'984'936 рублей.
Трагикомедия «Ч/Б» от Вольги вышла на 561 экране, также заняла 7 строчку и собрала 21 999 519 рублей.
Новый продюсерский проект Павла Санаева - комедия «Полное превращение» от Каро. Последняя строчка - 430 экранов, 10 705 343 рублей и 48 200 зрителей.

Анимационный фильм «Тайна Сухаревой башни. Чародей равновесия» от Мастерфильма и Каро вышел 936 экранах. Но на старте оказался на 11 строчке российского бокс-офиса, собрав 9 505 221 рублей и 46 456 зрителей.

Остается открытым вопрос, чем обусловлено такое избыточное количество копий у большинства российских фильмов, не подкрепленное пониманием целевой аудитории и рекламными бюджетами.

Март 2015 года не преподнес нашим экспертам ни сюрпризов, ни больших разочарований. В целом прошел хуже, чем февраль, и слабее, чем они прогнозировали. Но не катастрофично. Без резких колебаний, что уже хорошо. Не все ожидания оправдались, не все проекты заработали, сколько планировали, но и оглушительных провалов не было.

Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,76, в кинопоказе — 8,17
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в дистрибьюции — 7,95, в кинопоказе — 7,45

Индекс ПрофиСинема (кинопоказ)
 
Цифры прогноза на апрель у кинопоказчиков и дистрибьюторов разнятся на полбалла. И теперь прогнозные значения у представителей кинопоказа свидетельствуют о большем оптимизме, чем у дистрибьюторов. Несмотря на то, что в апреле есть и средние фильмы, которые достаточно крепки, у экспертов большие сомнения на счет апреля. Многие проекты не доберут кассу. И в регионах, и в Москве буквально в последние недели пошел спад. Ожидалось, что предпродажи на апрель будут выше, к сожалению, зрительского наплыва в кино нет. Кроме того, даже с учетом апрельских блокбастеров, во второй половине месяца в нашей стране наступает настоящая весна, которая неизбежно уведет зрителей из кинотеатров.

Высокие цифры прогноза у наших респондентов в первую очередь связаны с двумя продолжениями блокбастерных франшиз апреля: боевиком «Форсаж 7» от UPI и фантастическим экшеном «Мстители: Эра Альтрона» от WDSSPR. Только на этих фильмах могут быть сборы в сумме около 2,5 млрд. Рынок реагирует на них с большими ожиданиями и надеждами. Кинопоказчики довольны тем, что «Форсаж 7» выходит еще и в 3D.

Также определенные ожидания представителей кинопоказа связаны с приключенческим боевиком «Последние рыцари» от ТОП-Фильма, триллером/боевиком «Ночной беглец» от Каро с Лиамом Нисоном (Liam Neeson) в главной роли, и анимационным «Пернатая банда» от ТОП-Фильма.

Что касается российских релизов, то в апреле их выходит 8. Большая часть широким прокатом.
Конечно, самый ожидаемый российский фильм апреля - военная драма «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого от кинокомпании «Новые люди» и Фокса. Но отношение к нему у кинопоказчиков сдержанно-оптимистичное. С одной стороны, всем очень хочется, чтобы зрителю фильм понравился. С другой, у профессионалов есть определенные опасения, потому что его выпуск сопровождается проблемами свойственными выпуску большинства российских фильмов: низкая информированность аудитории о проекте, недостаточный рекламный бюджет. В связи с этим эксперты полагают, что фильм не станет блокбастером, но будет не менее успешным, чем вышедший на 1550 копиях в феврале «Батальонъ» Дмитрия Месхиева от WDSSPR и собравший на конец марта 480 078 973 рублей и более 2 млн. зрителей.

Еще больше сомнений у экспертов по поводу другой военной драмы апреля «А зори здесь тихие» режиссера и продюсера Рената Давлетьярова от Нашего кино. Несмотря на самую широкую роспись и дату, отвоеванную у «Мстителей», потенциал картины не внушает оптимизма кинопоказчикам.

Не верят представители кинопоказа и в кассовый потенциал драмы «Территория» от Вольги, несмотря на приличный для нашей отрасли бюджет в $14 млн., звездный состав и размах съемок. А также в комедию «Приличные люди» от Фокса с Сергеем Шнуровым в главной роли.

А вот, говоря о комедии «Женщины против мужчин» от компании Enjoy Movies и Каро, некоторые респонденты отмечали повышенный интерес к фильму еще до релиза и активное бронирование билетов.
В ограниченный прокат в апреле выйдут три картины. Две драмы: «Косухи» 2013 года и «Дорога без конца» 2014 года от Мастер Синема, а также «Мама дарагая» от Парадиза.

От апреля 2015 года эксперты в области кинопоказа и дистрибьюции ждут стабильных результатов. Американские блокбастеры и крупные российские релизы, конечно, несколько обнадеживают, но все же обычный для середины весны спад, уже дает о себе знать.

Значение рейтинга марта в кинопроизводстве — 4,87
Значение рейтинга февраля в кинопроизводстве — 4,71

Индекс ПрофиСинема (кинопроизводство) 

Продюсеры, неуклонно снижавшие значение индекса с ноября прошлого года, впервые повысили оценки в прогнозе. Весна дает много поводов для оптимизма. Это связано прежде всего с тем, что сейчас проходят конкурсы в Фонде кино и Министерстве культуры, по итогам которых будет запущено в производство много новых фильмов. В апреле выходит несколько крупных российских релизов.

Но, к сожалению, как отмечают наши эксперты-продюсеры, в последнее время стала отчетливо проявляться негативная тенденция. Ура-патриотическое кино устраивает всех, от кого зависит выживание этого «нашего безнадежного дела». С одной стороны, логика вроде бы правильная - государство дает деньги на фильмы, и хочет получать соответствующий продукт, но так как нет единого идеологического понимания и единой стратегии, то в результате начинает процветать конъюнктура, в самом худшем понимании этого слова.
А всем, кто готов развивать кино как кино, придется повременить с активностью... Стало сложнее работать. Нет инвесторов.

Прогнозный индекс марта на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 5,13
Прогнозный индекс февраля на 1-3 месяца в кинопроизводстве — 4,71

Сфера деятельности

Индекс
февраля

Прогноз на
1-3 месяца

Индекс
марта

Прогноз на
1-3 месяца

Кинопроизводство

4,71

4,71

4,87

5,13

Дистрибьюция

8,21

7,95

7,38

7,76

Кинопоказ

7,4

7,45

7,13

8,17

Индекс ПрофиСинема
(предпринимательских настроений в киноиндустрии)

6,72

6,65

6,43

7


Индекс ПрофиСинема в марте — 6,43
Индекс ПрофиСинема в феврале — 6,72

Индекс ПрофиСинема

Индекс ПрофиСинема (Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии), отражающий оценку во всех областях киноиндустрии, в марте 2015 несколько ниже, чем в феврале, и составляет 6,43 (между «Удовлетворительно» и «Хорошо» по десятибалльной шкале). Продюсеры оценили месяц выше, чем прогнозировали. А дистрибьюторы и кинопоказчики опустили оценки относительно прогноза.

Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в марте — 7,00
Прогноз Индекса ПрофиСинема на 1-3 месяца в феврале — 6,65

Прогнозное значение на апрель выше текущего значения у экспертов по всем направлениям. Продюсеры обнадежены конкурсами в Министерстве культуры и Фонде кино. Дистрибьюторы и кинопоказчики верят, что в ближайшее время качество контента сумеет удержать зрителя в кинотеатрах.

Интересно, значение Индекса «ПрофиСинема» в марте 2014 года было несколько выше текущего значения и составляло 6,85 балла. Цифры прогноза на март у дистрибьюторов и кинопоказчиков были высокими, причем кинопоказчики надеялись на март больше, чем дистрибьюторы.
Далеко не все релизы оправдали ожидания. Первая половина месяца особенно удручала кинопоказчиков. Наблюдался серьезный провал, связанный со скачком валют и политической обстановкой. Зрители в кино ходили плохо. Единственный успешный день – 8 марта. Каникулы ненадолго вернули кинопрокату весеннее дыхание.
Основные ожидания наших респондентов в марте в первую очередь были связаны с четырьмя проектами – главными блокбастерами мартовских уикендов. Кинопоказчики и дистрибьюторы называли боевик «300 спартанцев: Расцвет империи» от Каро и «Need for Speed: Жажда скорости» от WDSSPR. А также «Рио 2» от Фокса и «Ной» от ЦПШ.
Что касается российских фильмов, то первые релизы марта: драма «Дубровский» по одноименной повести А.С.Пушкина с Данилой Козловским от Dream Team и комедия «C 8 марта, мужчины!» от Вольги, имевшие широкую роспись в кинотеатрах, пробыли в десятке лидеров проката по 2 недели, собрав 60 млн. рублей и 92 млн. рублей соответственно.
Представители кинопоказа считали, что на посещаемость первой половины месяца сильно повлияли общественно-политические события в стране. И только каникулы как-то выровняли ситуацию.
В марте 2014 продюсеры повысили значение индекса на полбалла, и остались практически на таком же уровне в прогнозе. И этот оптимизм в первую очередь связан с конкурсами в Минкульте и ожиданием объявления конкурса в Фонде кино.
В комментариях эксперты отмечали, что оснований для улучшения ситуации нет, в ближайшее время существенных изменений не произойдет. Громких российских релизов не ожидалось.
Финансовые прогнозы были крайне пессимистичны. Рост курса валют, возможное существенное сокращение государственного финансирования картин способно заморозить запуск высокобюджетных фильмов.
Кроме того, в связи с событиями в Украине был риск потери достаточно большой доли доходов от реализации телепродукции, до 25-30%.

Значение Индекса «ПрофиСинема» марта 2013 года было равно текущему значению и составляло 6,4 балла. Месяц оказался немного хуже, чем предполагали кинопоказчики и дистрибьюторы. В результате оценки оказались на полбалла ниже прогнозных и у тех и у других.
И хотя кинопоказчики в основном были довольны результатами проката, все-таки считали, что некоторые крупные проекты не дотянули до уровня 100% блокбастера. Лидерами проката марта 2013 стали три картины. Среди них «Оз: великий и ужасный» от WDSSPR. Анимационная комедия от Фокса «Семейка Крудс» и фэнтези «Джек - покоритель великанов» от КАРО.
Что касается российских картин, то в широкий прокат в последний день февраля вышла комедия Сарика Андреасяна «Что творят мужчины!» от Enjoy Movies и Каро (на первом мартовском уикенде она уже заняла лидирующую позицию, вытеснив оттуда «Метро»). По итогам трех недель проката в середине марта в копилке картины было $9'446'792.
В целом в марте 2013 года ситуация несколько улучшилась по сравнению с февралем и наблюдался устойчивый рост кассы, но не настолько, как предполагали эксперты.
Продюсеры оценили март ниже, чем февраль, а также ниже, чем прогнозировали.

Значение Индекса «ПрофиСинема» марта 2012 года несколько выше текущего значения и составляет 6,95 балла. Тогда эксперты оценили месяц практически также как и прогнозировали. Ленты, названные как потенциальные хиты, оправдали ожидания: «Джон Картер», «Лоракс», «Белоснежка», «Гнев Титанов», - и получили хорошие отзывы. А вот «Голодные игры», показав отличные результаты на старте, «сдулись» на второй неделе, в отличие от заокеанского проката. Культовая американская история оказалась не близка нашей молодежи. Выше ожиданий сработал диснеевский «Король Лев» в 3D. Продюсеры тогда были более оптимистичны, чем сейчас.

В марте 2011 года оценки наших экспертов были ниже, чем теперь – 6 баллов. Из всех релизов месяца только романтическая комедия «Притворись моей женой» с Дженнифер Энистон и Адамом Сэндлером в главных ролях порадовала показчиков своими результатами – фильм прошел даже лучше, чем от него ожидали. «Служебный роман. Наше время» публика принимала не ровно – показатели по этой картине были очень разные. А анимационный фильм «Ранго», на который возлагались большие надежды, прошел крайне неудачно даже во время школьных каникул – многие кинотеатры отмечали, что детям не понравились мрачноватые и странные герои.

Следите за Индексом ПрофиСинема (предпринимательских настроений в киноиндустрии) и всегда будете в курсе ситуации. Это поможет вам вовремя ориентироваться и принимать верные взвешенные решения в непростой экономической обстановке нашего времени.

Наши эксперты:
Игорь Толстунов (Профит), Тимур Вайнштейн (ВайтМедиа), Юрий Грымов (Студия ЮГ), Юрий Сапронов (RWS), Роман Борисевич (Коктебель), Виталий Сидоренко (Ракурс), Владимир Алеников (РЦСДФ), Анна Качко (Тандем продакшен), Станислав Ершов (Фонд Кино и театр), Александр Котелевский (Ленфильм), Арсен Готлиб (Метрономфильм), Федор Попов (Стелла), Наталья Мокрицкая (Новые люди), Наталья Иванова (Хорошо продакшен), Артем Васильев (Metrafilms), Екатерина Филиппова (Атлантик), Александр Литвинов (продюсерская компания Александра Литвинова), Ульяна Ковалева (Зори Фильм), Юрий Бобров (Парамир), Михаил Зильберман (Студия 217), Юлия Мишкинене (Vita Activa), Александр Роднянский (Non-Stop production), Дмитрий Воробьев (29 февраля), Рубен Дишдишян (Марс Медиа), Георгий Малков (Enjoy Movies), Гевонд Андреасян (Enjoy Movies), Лиза Антонова (Пассажир), Григорий Подземельный (Интерфест);

Дарья Бирюлина (Ракета Релизинг), Марина Бодягина (20 Век ФОКС), Сергей Сорочкин (Люксор), Андрей Терешок (Dream Team), Влада Ефремова (Кинография), Алексей Рязанцев (КАРО), Елена Стрельцова (КАРО), Антон Сиренко (WDSSPR), Инна Слаповская (West), Павел Бартяев (West), Ольга Баронина (Наше кино), Андрей Иванов (Панорама кино), Светлана Данилова (Парадиз), Екатерина Морозова (A Company), Наталья Шпилькина (Top Film Distribution), Ольга Скрипачева (Top Film Distribution), Вера Кутергина (Bazelevs), Ксения Елкина (RWV), Сергей Рыбиков (Москино), Павел Леонов (независимый эксперт), Павел Верещагин (ЦПШ), Армен Дишдишян (ЦПШ), Владимир Бузов (Каскад), Павел Потапов (UPI), Сергей Некрасов (Вольга), Валерий Мелешков (Синема Престиж);

Петр Беседин (сеть кинотеатров Матрица), Александр Прохоров (кинотеатр «Дом кино», Екатеринбург; кинотеатр «Ретро», Лесной), Елена Полянская (Кинотеатр «Олимп», Будденовск), Андрей Карасев (независимый эксперт), Диана Блохина (Аннико Филмс), Юлия Cолдатова (сеть кинотеатров Киноплекс), Юлия Шевченко (сеть кинотеатров Люксор), Владимир Жуков (Волгоградская кинокомпания дистрибьюции и менеджмента, Волгоград), Нинель Усова (кинотеатр «Победа», Новосибирск), Анна Шелудченко (Ставрополь Фильм), Владимир Петелин (сеть кинотеатров Премьер-зал, Екатеринбург), Валерий Яготин (Геолекс, Краснодар), Павел Корчагин (ГУК Тульской области «Киновидеофонд»), Борис Собко (киноцентр «Вавилон», Омск), Денис Джинджолиа (сеть кинотеатров Стар Синема), Ирина Скибина (кинокомплекс «Новый рубеж», Санкт-Петербург), Ольга Фитенко (кинотеатр «Победа», Москва), Ирина Прокофьева (Синема Стар), Анастасия Никонова (сеть Very Velly, 3 кинотеатра Пермь-Ижевск), Сергей Федяков (кинотеатр «Салют», г. Екатеринбург), Сергей Малютин (Курскоблкиновидеофонд), Валентина Гурдюмова (кинотеатры Дружба и Октябрь, Киров), Елена Хажинская (Оптима кино), Светлана Ястребова (кинотеатры Бумеранг и Родина) и другие.
Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Кинобизнес

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама