Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
31 Января 2020 13:52

Индекс ПрофиСинема 2019: минорные итоги года и пессимистический взгляд в будущее

Индекс ПрофиСинема 2019: минорные итоги года и пессимистический взгляд в будущее

Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии за 2019 год, с одной стороны, оставался на уровне среднегодовых показателей прошлых лет, с другой стороны, несколько месяцев года обновили худшие значения за всю историю наблюдений. Особенно сильны негативные настроения в дистрибьюции. Эксперты не ожидают значительных улучшений в 2020 году.

Большую часть 2019 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии, учитывающий настроения в кинопоказе, кинопрокате и кинопроизводстве был ниже многолетних средних показателей, а в марте, апреле, июне и ноябре побиты минимальные значения за последние несколько лет. Важно, что столь низкие показатели продемонстрированы в год, когда российская экономика в целом росла, пусть и невысокими темпами, в том числе и покупательная способность – важнейший фактор для киноотрасли.

Сводный индекс ПрофиСинема

Итоги 2019 года
Кинопрокатчики последовательно понижают свои оценки начиная с 2016 года. Однако, если в 2017 только 4 месяца из 12 провалились ниже многолетних средних, то в 2018 – 9 месяцев.  В 2019 году эксперты ниже средних оценили 11 месяцев, а 4 оказались худшими за всю историю наблюдений. Отметим, что начало снижения оценок дистрибьюторами по времени практически совпало с активным государственным вмешательством в сферу кинопроката.

Индекс ПрофиСинема в кинопрокате

Минкульт, устанавливая весьма специфические правила игры – возрастные ограничения, по-разному применяемые к отечественным и зарубежным проектам; изменение правил выдачи прокатных удостоверений; очистка дат под российские релизы – нарушил баланс сил на рынке, сделал его менее конкурентным.

Нерыночные меры осложнили работу малых и средних дистрибьюторов с иностранными релизами, сделали их бизнес неустойчивым, а график релизов непредсказуемым. Кинотеатры в такой ситуации предпочитают работать вдолгую с крупными проектами больших дистрибьюторов или напрямую с производителями. Все это привело к расслоению рынка. На долю небольших компаний остались лишь релизы фестивальных картин, да немногочисленные российские и иностранные релизы класса B, количество и доля в сборах которых сокращается. Несколько средних и мелких дистрибьюционных компаний были вынуждены уйти с рынка за последние несколько лет.

Интересно, что при столь мощной государственной поддержке, в 2019 году доля кассовых сборов российских фильмов упала по сравнению с 2018. 

Индекс ПрофиСинема в кинопоказе

Кинопоказчики в 2019 были несколько оптимистичнее, чем дистрибьюторы. С одной стороны, Индекс предпринимательских настроений в кинопоказе на протяжении семи месяцев оставался выше средних многолетних значений, с другой стороны, дважды – в марте и ноябре пробиты многолетние минимумы, а максимумы остались непревзойденными. Отметим, что по оценкам экспертов 2019 год был богат на крупные голливудские франшизы, благодаря которым кинотеатрам удалось поддерживать заполняемость залов на протяжении долгого периода времени.

Рынок кинопоказа также значительно изменился за последние несколько лет. Покупательная способность населения, падавшая после 2014 года, чуть подросла в 2019, но остается на очень низком уровне, что не дает возможности увеличивать цены на билеты даже на уровень инфляции. При стоящих на месте ценах и стагнирующем спросе операционные издержки растут. Кинотеатры оказались в условиях, режущих рентабельность «ценовых ножниц». Несетевым кинотеатрам все сложнее выжить в этих условиях. Средний срок окупаемости кинотеатров увеличился с 3–5 лет до 10–20 лет, что в российских условиях означает «никогда». Как и на рынке дистрибьюции, мы видим здесь процессы укрупнения и увеличения доли кинотеатральных сетей. 

Индекс ПрофиСинема в кинопроизводстве

Лучше выглядит график Индекса предпринимательских настроений в кинопроизводстве: в 2019 году он оказался выше многолетних среднегодовых значений. Однако, абсолютные показатели индекса большую часть года не поднималось выше важной психологической отметки в 5 баллов. Это свидетельствует, что системные проблемы отечественного кинопроизводства остались неразрешенными.

Выстроенная государством поддержка производства ориентирована исключительно на крупные проекты, да и те далеко не всегда собирают кассу, и оставляет за бортом средние и малые релизы.

Помимо кассовых сборов в киноиндустрии есть еще не менее важные показатели, такие как окупаемость проекта. В 2019 году из почти ста пятидесяти картин коммерчески успешными оказались только 9. Чем больше бюджет фильма, тем сложнее его отбить в прокате. Небольшим производящим компаниям хронически не хватает денег на маркетинг и рекламу.

Эксперты отмечают, что в области кино нужна внятная стратегия, которая бы затрагивала не только производство, но и продвижение. А вместо этого в официальных отчетах подчеркиваются успехи отдельных картин, которые собирают кассу. 

Прогноз на 2020
В 2020 году значительно меньше потенциальных блокбастеров, как отечественных, так и зарубежных. Это может привести к общему падению посещаемости и кассы российских кинотеатров. Что, кстати говоря, будет вполне соответствовать мировым трендам: в 2019 году аудитория кинотеатров в Северной Америке стала меньше на 5%, и на 2020 год прогнозируется дальнейшее снижение. На снижение количества кинозрителей в мире вообще, и в России в частности, продолжит влиять бурный рост онлайн-платформ, предлагающих большой выбор премиального контента. Кроме этого, у нас на посещаемость продолжат влиять еще два фактора: низкая покупательная способность населения и старение (сокращение) кинотеатральной аудитории. 

Киноиндустрия в целом в значительной степени будет зависеть от того, какую стратегию изберет государство и Минкульт, как суперрегулятор. С середины января 2020 года в России новый глава Минкультуры. Если политика по созданию нерыночных преференций для российского кино продолжится, то это также может не лучшим образом сказаться на посещаемости кинотеатров. Если обещанная экс-министром Мединским расчистка дат на майские праздники будет реализована, то российские кинопоказчики будут искусственно посажены на голодный паек – заявленные на эти даты отечественные релизы по оценкам экспертов не способны привести в кинотеатры достаточную для поддержания рентабельности аудиторию. 

В кинопрокате, вероятнее всего, мы увидим продолжение процессов предыдущих лет, то есть дальнейшее увеличение доли крупных дистрибьюторов, сокращение доли малых и средних релизов. 

Эксперты указывают на проблему, которая уже оказывает эффект на кинопроизводство и будет продолжать влиять в следующем 2021 году. Активный рост российских сервисов, производящих свой контент, приводит к усилению конкуренции за персонал, участвующий в создании контента. Возник дефицит персонала второго эшелона, а за ведущих режиссеров, сценаристов, операторов развернулась настоящая борьба. Это приводит к увеличению затрат на оплату труда и соответственно бюджетов, особенно средних и малых картин. Этот фактор негативно отразится как на количестве отечественных релизов (но, скорее всего, уже в 2021 году), так и на их качестве. 

* * *

2019 год ознаменовался низкими показателями Индекса предпринимательских настроений в киноиндустрии, показав в некоторых месяцах худшие значения за всю историю наблюдений. Дистрибьюторы год за годом снижают свои оценки, и в прошлом году они были особенно пессимистичны, что во многом связано с активным государственным вмешательством в сферу кинопроката.

Системные проблемы отечественного кинопроизводства в прошлом году также остались неразрешенными, что подтверждает необходимость комплексного подхода к их решению, включая продвижение.

Налицо классическая картина стагнации.

Прогнозы экспертов на 2020 год неутешительны и связаны с многочисленными факторами, включая отсутствие в прокате большого количества крупных блокбастеров, возможным регулированием дат релизов, увеличением бюджетов кинопроектов и многим другим.

В 2020 году мы продолжим знакомить читателей с настроениями в отечественной кинематографии в ежемесячной рубрике Индекс ПрофиСинема.



Подписывайтесь на наш Instagram и узнавайте первыми о главном в сфере кинобизнеса

 



Автор:
Нина Ромодановская
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама