Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
28 июля 2008 13:43

Анна Гудкова: "Продюсерский питчинг, в отличие от сценарного, требует не идеи, а готового проекта"

Анна Гудкова: "Продюсерский питчинг, в отличие от сценарного, требует не идеи, а готового проекта"

Мы продолжаем публиковать материалы касаемые событий прошедших на "Кинотавре". Наш корреспондент ЕЛЕНА ЯНКОВСКАЯ побеседовала с АННОЙ ГУДКОВОЙ - организатором продюсерского питчинга на "Кинотавре".

Корреспондент:
Как появилась идея проведения питчинга в рамках «Кинотавра» и как разрабатывалась его концепция?

Анна Гудкова:
В первый раз это был сценарный питчинг, идея проведения которого принадлежала программному директору фестиваля «Кинотавр» Ситоре Алиевой. Он делался буквально «с колёс». Его проведение очень много дало, но никакой концепции и чётко выраженного регламента тогда не было. Первый сценарный питчинг я вела только в качестве модератора, а вот продюсерский – делала полностью самостоятельно. В течение года ездила по всем европейским фестивалям, где проводятся аналогичные мероприятия, от Роттердама до Берлина, наблюдала и за формой проведения, и за тем, что потом происходит с проектами, которые были представлены, и за тем, какие именно вопросы задавали участникам. На основе этой информации и был создан регламент продюсерского питчинга на Кинотавре – уже скорректированный с учетом российских реалий.

Регламенты проведения питчинга имеют много отличий на разных фестивалях, но практически везде в Европе присутствует денежный приз для победителя. У нас же основной приз питчинга – это само участие в нём: вряд ли хоть какому-то независимому российскому продюсеру удастся собрать вместе в одном месте и в одно время такое количество «монстров» киноиндустрии, как это удаётся «Кинотавру». У нас в этом году были в жюри «три кита» отечественной киноиндустрии: Сергей Сельянов, Рубен Дишдишян и Игорь Толстунов: просто посадить их всех в одну комнату и заставить слушать участников – это большое достижение.

Размер приза в Европе обычно - от тысячи до десяти тысяч евро. Но порой на таких фестивалях люди должны приехать и аккредитоваться за свой счёт. А аккредитация на Берлинский фестиваль стоит порядка 450 евро, не говоря уж о размещении и всём прочем. У нас это всё для участников бесплатно, и, получается, где-то тысячи три евро они на этом экономят.

Конечно, пока проведение питчинга по-прежнему сопряжено с определенными трудностями. У нас киноиндустрия до сих пор укоренена в советских временах с системой господдержки, государственным заказом и неокупаемостью фильмов в прокате. Питчинг как новый инструмент пока несколько опережает реальное состояние кинобизнеса.


Корреспондент:
Проекты с прошлогоднего питчинга были представлены в конкурсной программе этого года. Означает ли это, что на стадии отбора проектов отдаётся предпочтение фестивальному кино и помогает ли участие в питчинге попасть в конкурс?

Анна Гудкова:
Преимущества у чисто фестивальных проектов нет. Выбирая проекты, мы стараемся, чтобы картина индустрии была представлена наиболее полно. Хочется, чтобы было один-два блокбастера, три-четыре арт-хаусных проекта (их всегда бывает больше, так как питчинг ориентирован на участие маленьких независимых компаний, а они не затевают крупнобюджетные проекты) и один-два совсем новых и экспериментальных фильма, представляющих «свежие» лица. В этом году таким стал яркий проект «Тетрис»: его представили люди, которых мы до этого питчинга не знали, но их все запомнили и возможно, что их ждёт большое будущее.

Корреспондент:
Почему в рамках «Кинотавра» проводится именно продюсерский питчинг, а не конкурс сценариев?

Анна Гудкова:
От сценарного питчинга никто не отказывался. В этом году он был объявлен, и в прошлом тоже. Однако дело в том, что в прошлом году я получила около 150 заявок, и, кроме десяти проектов, это был чистой воды спам. Какие-то домохозяйки, сумасшедшие самодеятельные писатели, дебютанты в 63 года - уровень ужасный. При этом понятно, что хорошие сценаристы куплены на корню студиями. Если даже в случайном разговоре с продюсером озвучивается какая-то идея, её тут же покупают. В прошлом году сценарный питчинг пришлось закрыть, потому что тратить на это полтора часа времени крупных продюсеров было просто невозможно.

В этом году было по-другому. Проект должен был быть представлен либо в виде законченного сценария, либо – подробно разработанного тритмента. Было отобрано восемь по-настоящему качественных вещей (при этом ещё одна особенность питчинга по-русски в том, что всё это приходит буквально в последний день или даже позже, и очень трудно людей переучить). После этого их авторам было отослано информационное письмо с сообщением, что проекты прошли в финал, и с просьбой прислать сценарий или тритмент. Часть людей нашла в себе силы честно признаться, что присланные 15 строк – это всё, что у них есть, и ни тритмента, ни сценария они не написали. Я была к этому абсолютно морально готова и дала время дописать, если есть хоть что-то. Но часть авторов было представлено сценарным агентством, и вот эти тритменты, будучи все же присланными, были настолько низкого качества, что их просто нельзя было представлять – в особенности по сравнению с яркими и интересными идеями, по которым эти тритменты писались. Забавно, что уже на фестивале ко мне подходили люди из этого агентства и спрашивали: «Почему вы не проводите сценарный питчинг, мы же прислали так много заявок?». Причём если к отдельным сценаристам нет никаких претензий, то агентства должны отвечать за свой продукт и дорабатывать его, прежде, чем предлагать нам. Я считаю, это «болезнь роста» индустрии, и это пройдёт. Либо эти агентства научатся отвечать за свой продукт, либо просто не выживут.


Корреспондент:
Как проходил отбор проектов для питчинга? Каковы были критерии?

Анна Гудкова:
Продюсерский питчинг, в отличие от сценарного, требует не идеи, а готового проекта. У каждого, кто приходит, должен быть готовый сценарий, они должны знать, кто у них режиссёр, какие актёры заняты, и обязательно иметь уже собранную часть бюджета. То есть, хотя бы часть денег должна у участника УЖЕ быть, потому что если средств совсем нет, и ты не знаешь, где их брать – ты тогда директор, может быть, администратор, но не продюсер. Более или менее скомпонованных проектов было 25, из них отобрали восемь, а на питчинге было представлено семь. Главный критерий отбора, как я уже сказала, - создание хоть и маленькой, но все же панорамы современного российского кино. Кроме того, хочется, чтобы в проектах был и художественный, и зрительский потенциал. В те проекты, которые были отобраны, я абсолютно искренне верю, и за каждый из них болею. Я думаю, каждый из них имеет свою аудиторию и сможет её найти.

Корреспондент:
Как вы оцениваете разницу между результатами первого и второго питчинга? Изменился ли уровень проектов? Возросла ли популярность мероприятия?

Анна Гудкова:
Для меня эта разница огромна. В этот раз потрясли участники: тот уровень культуры, уважения к коллегам, дисциплины и подготовленности, который был в этом году – это, конечно, что-то выдающееся. Уровень проектов не возрос, потому что уже в прошлом году были представлены очень хорошие проекты, но уровень подготовленности возрос в несколько раз. Европейский тренер, который у нас был, очень высоко оценил всех конкурсантов. Для меня важным показателем было то, что каждому участнику было отведено на встречу 45 минут, и они шли подряд в течение шести часов. Ни один человек не опоздал ни на минуту, всё точно, как по часам. Я такое видела в Европе, но у нас не смела на это даже надеяться.
Готовя первый питчинг, я преодолевала некое «сопротивление среды», так как мне все объясняли, что ни один продюсер не пойдёт на такую «публичную порку» и не захочет отвечать публично на вопросы – возможно, на неприятные для него темы. То, что люди были внутренне готовы к питчингу, для меня было очень важно.
Рост популярности можно увидеть даже по количеству заявок. В прошлом году я буквально уговаривала людей в этом участвовать. В этом году был конкурс, проблемы были не с набором программы, а с отбором, что, конечно, приятнее, но тяжелее.


Корреспондент:
Питчинг - относительно новое явление для России. Как вы представляете себе его дальнейшее развитие? Что нужно изменить в схеме его проведения для привлечения инвесторов?

Анна Гудкова:
Движение уже «пошло вширь и вглубь» - в этом году появился питчинг на ММКФ. По сравнению с тем, что есть в Европе, это, конечно, не совсем питчинг, скорее беседа коллег об интересующих их вещах. Это очень хорошее начинание, но совсем не бизнес-направление. Очень интересно, к чему там приведёт – найдутся ли партнёры, воплотятся ли проекты?

Я думаю, что у нас изменится схема питчинга: вероятно, если появится приз, как в Европе, то исчезнет бесплатность. То есть, люди будут ехать сами, отдавая себе отчёт в том, что питчинг превратился в один из фестивальных сервисов, за который надо платить: иностранный тренер и его лекция, индивидуальные консультации; кроме того, в следующем году планируется снимать питчинг на камеру, а затем показать запись участникам и вместе с тренером разобрать ошибки (в этом году «разбор полётов» уже был, но в индивидуальном порядке).

Что касается привлечения инвесторов, то всё зависит от того, кого называть инвесторами, Если говорить о банкирах и фабрикантах, то вряд ли им нужно присутствовать непосредственно на питчинге. У них есть другие инструменты поиска информации. Основные инвесторы в России – это крупные кинокомпании, телеканалы, прокатчики. В этом смысле инвесторов у нас было – хоть отбавляй. То есть, участник питчинга может получить то, что он хочет – непосредственно деньги, услуги, предоставление эфира или рекламную поддержку.


Корреспондент:
Планируются ли какие-то изменения в программе следующего питчинга на основании полученного опыта? Оправдали ли первые проведённые питчинги ваши ожидания?

Анна Гудкова:
Скорее даже превзошли. За это я должна поблагодарить в первую очередь руководство фестиваля, которое идет на эксперименты и открывает новые площадки для развития, и, конечно, участников: если бы не было проектов, способных привлечь внимание, ничего бы не было реализовано. В питчинге всё зависит от начинки.

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Другие статьи по теме Питчинги

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама