Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
1 ноября 2011 17:05

«Дом»: Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее

«Дом»: Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее

Олег Погодин – крепкий режиссер, занявший свою нишу в так называемом «зрительском кино». В начале «нулевых» он не без блеска довел до победного конца молодежную «Войну принцесс», которая вышла в прокат под названием «Триумф». Потом сделал для телевидения сериал «Родина ждет» c Валерием Николаевым в главной роли и невероятно качественными для тогдашних российских боевиков спецэффектами. Потом в «Искусстве кино» был опубликован сценарий Погодина «Дом», брутальная и, я бы даже сказал, обречённая атмосфера которого убедила некоторых экспертов в том, что из этой вещи может выйти нечто стоящее внимания широкого зрителя. Но съёмочный период растянулся на долгие годы, и вот только теперь, начиная с летнего кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге (приз «За владение кинематографическими профессиями») и датой выхода на экран (3 ноября; прокат в России – компания «Централ Партнершип»), драма Олега Погодина «Дом» претендует на кинематографическое явление.

кадр из фильма "Дом"

Режиссёры бывают разные: одни после премьеры своего детища уверенно празднуют, выпивая и закусывая в кругу коллег и друзей; другие скромно сидят в сторонке; третьи в экспансивной манере объясняют, почему у них получилось одно и катастрофически не получилось другое. Погодин оказался в числе третьих. В Выборге он говорил журналистам, что «Дом» задумывался не как двухчасовая драма, перетекающая в «экшн», а как большой трехчасовой кинороман; что кульминационная сцена в том виде, в каком она показана, несколько «перекашивает» изначальную концепцию и так далее, и так далее. Активность режиссёра скорее забавляла, но теперь заставила задуматься о сложных взаимоотношениях авторов и продюсеров. Кто перетянул канат? Получается, продюсер; автору ничего не оставалось, как пойти на компромисс.

кадр из фильма "Дом"

В обзоре выборгского фестиваля, автор которого – ваш покорный слуга, «Дом», при всех его недостатках и достоинствах, не вошёл в список «самых значительных фильмов этого года». Попробую объяснить, почему. Никаких претензий ни к оператору, ни к художнику, ни к композитору, ни к другим членам съёмочной группы быть не может – так всё добротно, что называется, на совесть, cработано. Приз, о котором сказано выше, вполне правомерен, и наверняка каждый, кто сделал «Дом», достоин быть номинированным на «Нику» или «Золотого Орла». Горечь вызывают только два обстоятельства.

кадр из фильма "Дом"

Первое: фильму с его запоздавшими рефлексиями по поводу интеллигенции, криминала и будущего России место где-нибудь в начале «нулевых». Ну ведь ничего нового мы из «Дома» не почерпнем, ничего! Надоели интеллигенты с бесконечными пустопорожними разговорами, внутренними раздорами и походами «налево»; надоели бандюки с бычьими шеями и скорпионьими ухватками; и даже дети, вырвавшиеся в финале «на свободу» и выражающие, судя по всему, надежду авторов на лучшее, кажутся общим местом.

кадр из фильма "Дом"

И второе. Авторы уверены: хоть и хорош внешне дом, но старой формации в нем места нет. Как банальная рыба гниёт с головы, так и этот дом держится на гнилом фундаменте, на неправедно нажитых деньгах одного из членов семьи, который, естественно, решил завязать с криминальным прошлым и, не в силах преодолеть тоску по семье, приезжает ее, несчастную, навестить (его, стараясь казаться убедительным, играет Сергей Гармаш). Бандюки, не в силах стерпеть такой наглости, идут по следу. Вспоминается – уж простите Василий Макарыч (Шукшин. – Прим. ред.), «Калина красная»: там урки приканчивают шукшинского героя одного в березовом лесу, если не ошибаюсь (березки — символ России, тут уж ничего не поделаешь). В погодинском фильме криминальная «эрзац-группа» направляется «зачищать» густонаселенный дом. Правильный чувак герой Гармаша – не отвел беду, а ровным счётом наоборот.

кадр из фильма "Дом"

Не хотелось бы, как говорят пользователи Интернета, «спойлерить», и потому более о «Доме» ничего не скажем. Финальное слово всё равно останется за зрителем.
Автор:
Игорь Перунов специально для портала ProfiCinema.ru
Реклама