Реклама
19 Июня 2015 20:00
«Архипелаг» Татьяны Воронецкой: Сущностный путь российского кино
19 июня 2015 года премьерой нового полнометражного игрового фильма режиссера Татьяны Воронецкой «Архипелаг» открылись «Российские программы 37 Московского международного кинофестиваля». Выйдет ли картина в прокат, пока неизвестно, в свете чего показ на ММКФ явился уникальной возможностью для встречи умного кино с думающим зрителем.
В основу сценария «Архипелага» положен роман Всеволода Бенигсена «ГенАцид», который стал для Татьяны Воронецкой идеальной платформой для философского высказывания о болевых точках современной российской действительности и вневременных особенностях русского национального характера. Как бы ни менялся исторический антураж, данные темы на протяжении веков являлись ключевыми и для отечественной литературной классики, которой в «Архипелаге» отводится особая роль.
Литература здесь выступает в качестве заменителя национальной идеи, способного по замыслу местного управления деревни Архипки, сплотить и «окультурить» сильно пьющих, потерянных и асоциальных архипкинцев. Куратором эксперимента власти назначают заезжего историка, и по совместительству библиотекаря, Антона Потапова (Дмитрий Сергин), которому предстоит подобрать для каждого подопытного необходимый к запоминанию книжный текст. Так начинается хождение интеллигента в народ и, соответственно, его, народа, приобщение к святыням, взрастившим интеллигента.
Исследование подобных процессов приближает фильм Татьяны Воронецкой к таким выдающимся образцам отечественного кинематографа (к слову, основанным на литературной классике), как «Скверный анекдот» Александра Алова и Владимира Наумова и «Собачье сердце» Владимира Бортко, с той разницей, что режиссер «Архипелага» препарирует тему на современном материале и в актуальной постмодернистской эстетике. Автор остроумно подчиняет форму экранного повествования содержанию, выстраивая фильм по законам литературы. Картина открывается прологом, сообщающим дополнительные смыслы тому, что произойдет в дальнейшем. Сближает фильм с литературным произведением и фигура рассказчика в исполнении Гарика Харламова, у которого в «Архипелаге» еще одна важная функция – медийное лицо выступает в качестве актуальной приметы времени, когда происходит эта, по сути, «извечная русская история». Причем автор и рассказчик в картине, как зачастую и в литературе, не тождественны. Персонаж Харламова пристально наблюдает за героем Дмитрия Сергина – очевидным выразителем авторской позиции. Последняя частично проявляется и во снах героя (еще один излюбленный прием классиков – от Гоголя до Чернышевского), где Антон контактирует с великими писателями, внешне подозрительно похожими на местных жителей. Обращается Татьяна Воронецкая и к чеховским мотивам: в своих драматичных застольях «начитанные архипкинцы» неосознанно копируют знаменитых дачников Чехова, за лучшей жизнью деревенские жители стремятся «в Москву, в Москву», а ружье, которое висит на стене у фельдшера Зимина (здесь уместно вспомнить и первую профессию самого Антона Павловича), обречено сыграть с героем злую шутку в финале.
Парадоксальным образом вся эта «литературщина» органично сочетается с песнями Григория Лепса и Стаса Михайлова в саундтреке. В контексте «Архипелага» поп-музыка воспринимается, как культурный феномен, заменивший в наши дни ту духовную пищу, которой некогда была для народа великая русская литература. Сможет ли она вновь стать важнейшей объединяющей силой? «Точно не насильственными методами и не по указке сверху», - отвечает на этот вопрос фильм Татьяны Воронецкой. Режиссер, вообще, придерживается позиции, что все значимые преобразования должны реализовываться не внешним, а сущностным путем. Именно к таким глубинным поискам себя и своей идентичности призывает, в конечном итоге, и картина «Архипелаг», вдумчивый просмотр которой может стать для зрителя интересным и полезным духовным опытом.
В основу сценария «Архипелага» положен роман Всеволода Бенигсена «ГенАцид», который стал для Татьяны Воронецкой идеальной платформой для философского высказывания о болевых точках современной российской действительности и вневременных особенностях русского национального характера. Как бы ни менялся исторический антураж, данные темы на протяжении веков являлись ключевыми и для отечественной литературной классики, которой в «Архипелаге» отводится особая роль.

Литература здесь выступает в качестве заменителя национальной идеи, способного по замыслу местного управления деревни Архипки, сплотить и «окультурить» сильно пьющих, потерянных и асоциальных архипкинцев. Куратором эксперимента власти назначают заезжего историка, и по совместительству библиотекаря, Антона Потапова (Дмитрий Сергин), которому предстоит подобрать для каждого подопытного необходимый к запоминанию книжный текст. Так начинается хождение интеллигента в народ и, соответственно, его, народа, приобщение к святыням, взрастившим интеллигента.

Исследование подобных процессов приближает фильм Татьяны Воронецкой к таким выдающимся образцам отечественного кинематографа (к слову, основанным на литературной классике), как «Скверный анекдот» Александра Алова и Владимира Наумова и «Собачье сердце» Владимира Бортко, с той разницей, что режиссер «Архипелага» препарирует тему на современном материале и в актуальной постмодернистской эстетике. Автор остроумно подчиняет форму экранного повествования содержанию, выстраивая фильм по законам литературы. Картина открывается прологом, сообщающим дополнительные смыслы тому, что произойдет в дальнейшем. Сближает фильм с литературным произведением и фигура рассказчика в исполнении Гарика Харламова, у которого в «Архипелаге» еще одна важная функция – медийное лицо выступает в качестве актуальной приметы времени, когда происходит эта, по сути, «извечная русская история». Причем автор и рассказчик в картине, как зачастую и в литературе, не тождественны. Персонаж Харламова пристально наблюдает за героем Дмитрия Сергина – очевидным выразителем авторской позиции. Последняя частично проявляется и во снах героя (еще один излюбленный прием классиков – от Гоголя до Чернышевского), где Антон контактирует с великими писателями, внешне подозрительно похожими на местных жителей. Обращается Татьяна Воронецкая и к чеховским мотивам: в своих драматичных застольях «начитанные архипкинцы» неосознанно копируют знаменитых дачников Чехова, за лучшей жизнью деревенские жители стремятся «в Москву, в Москву», а ружье, которое висит на стене у фельдшера Зимина (здесь уместно вспомнить и первую профессию самого Антона Павловича), обречено сыграть с героем злую шутку в финале.

Парадоксальным образом вся эта «литературщина» органично сочетается с песнями Григория Лепса и Стаса Михайлова в саундтреке. В контексте «Архипелага» поп-музыка воспринимается, как культурный феномен, заменивший в наши дни ту духовную пищу, которой некогда была для народа великая русская литература. Сможет ли она вновь стать важнейшей объединяющей силой? «Точно не насильственными методами и не по указке сверху», - отвечает на этот вопрос фильм Татьяны Воронецкой. Режиссер, вообще, придерживается позиции, что все значимые преобразования должны реализовываться не внешним, а сущностным путем. Именно к таким глубинным поискам себя и своей идентичности призывает, в конечном итоге, и картина «Архипелаг», вдумчивый просмотр которой может стать для зрителя интересным и полезным духовным опытом.

Все новости о фильме
01.07.2015
Фильм Татьяны Воронецкой «Архипелаг» стал призером Международного кинофестиваля «Кимера» в Италии
18.06.2015
Татьяна Воронецкая: ««Архипелаг» - это матрица русской жизни»
15.06.2015
Фильм Татьяны Воронецкой «Архипелаг» будет показан в рамках «Российских программ 37 Московского международного кинофестиваля»
09.12.2014
Российские фильмы ищут прокатчиков на 95 Кинорынке: Фоторепортаж
25.05.2014
Татьяна Воронецкая: «"Архипелаг" - это матрица современной российской жизни»
Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль
26.04.2019
41 ММКФ завершился лиричной песней председателя жюри
26.04.2019
41 ММКФ: церемония закрытия
25.04.2019
ММКФ 2019: якутская картина получила две первые награды фестиваля
25.04.2019
41 ММКФ: «Ключ к сердцам зрителей» получил фильм «Надо мною солнце не садится»
23.04.2019
Стали известны победители XII Московского питчинга дебютантов
Другие статьи по теме Кинокомпания Россфильм
11.08.2017
Картина «Белые ночи» продолжает фестивальное шествие
23.06.2017
39 ММКФ: В ожидании «Белых ночей»
01.07.2015
Фильм Татьяны Воронецкой «Архипелаг» стал призером Международного кинофестиваля «Кимера» в Италии
19.06.2015
«Архипелаг» Татьяны Воронецкой: Сущностный путь российского кино
18.06.2015
Татьяна Воронецкая: ««Архипелаг» - это матрица русской жизни»
Реклама