Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 февраля 2020 10:00

Берлинале 2020: антикорпоративное разоблачение в драме «Великий»

Берлинале 2020: антикорпоративное разоблачение в драме «Великий»

21 февраля в рамках 70 Берлинского международного кинофестиваля / Berlin International Film Festival прошла премьера драмы «Великий» / «Minamata» Эндрю Левитаса с Джонни Деппом в главной роли. Картина вошла в самую многогранную программу смотра - Berlinale Special - и рассказывает об известном фотографе Уильяме Юджине Смите, который помог привлечь внимание общественности к промышленному загрязнению воды ртутью в Японии.

Лента основана на реальных событиях. В небольшом японском городке Минамата в 1956 году обнаружили болезнь, вызванную отравлением органическими соединениями ртути (преимущественно метилртутью) и получившую название «болезнь Минаматы». Причиной стал продолжительный сброс отходов местного химического завода компании Chisso в залив. 

«Чтение сценария и изучение того, что произошло на самом деле в Минамате, оказали на меня неизгладимое впечатление. Тот факт, что загрязнение окружающей среды продолжается до сих пор, еще более шокирует. Я верил и продолжаю верить, что это именно та история, которую просто необходимо рассказать, ее должны узнать во всем мире», - приводит издание The Hollywood Reporter слова исполнителя главной роли Джонни Деппа.

кадр из фильма Минамата

Джонни Депп предстает в картине практически в неузнаваемом образе. Фильм начинается с того, что его герой абсолютно разбит, погряз в долгах и собственном отчуждении от всего мира, к тому же беспробудно пьет. Из этого состояния Юджина выводит переводчица Айлин, которая хочет побудить его, известного фотографа, поехать с ней в Минамату и снять сюжет для журнала Life о том, как химический завод сливает отходы в водоем, отравляя местных жителей. Смит, по всем законам жанра, сначала отказывается, но потом передумывает и отправляется вместе с новой знакомой на это задание, за ходом которого следит редактор журнала Life Роберт Хейс в исполнении Билла Найи. Как только они прибывают в город, то сталкиваются с доказательствами химического отравления: это видно по скрюченным рукам и деформированным телам местных жителей. Юджин и Айлин начинают бороться с царящей там обстановкой своим способом.

кадр из фильма Минамата

Снимки, которые в реальной жизни сделал Смит и затем отправил в редакцию в конце 1971 года, действительно шокируют. Символом трагедии в Минамате стала его фотография «Томоко Уэмура в ванне» (Tomoko Uemura in Her Bath). На ней изображена женщина Риоко, купающая свою дочь Томоко в ванне. Риоко была беременна, когда произошло массовое отравление ртутью. Ее дочь Томоко родилась глухой, слепой и парализованной ниже пояса. Документируя все, что происходит в городе Минамата, Смит стремился показать миру, что токсичные химикаты делают с людьми. 

Некоторые фотографы могут спокойно листать свои работы, как будто это семейный альбом. Но в случае Смита это больше похоже на снимки из какого-то фильма ужасов, который будоражит сознание навязчивыми и пугающими образами-вспышками, оживляющими все то, что он видел за эти годы.

кадр из фильма Минамата

Это всего лишь второй режиссерский проект Эндрю Левитаса. Его дебютной работой стал малобюджетный фильм «Колыбельная» с Ричардом Дженкинсом, Эми Адамс и Гарретом Хедлундом.

В «Великом» Левитас и оператор Бенуа Деломм, который работал над такими картинами, как «1408», «Один день» и «Вселенная Стивена Хокинга», избирают любопытный и рискованный стиль съемки: необычные ракурсы несколько дезориентируют зрителя. Особенно это касается начала фильма, кажется, будто приходится наблюдать мир глазами одурманенного алкоголем Смита, далее съемка принимает более естественный ритм.

Музыка композитора Рюити Сакамото прекрасно вписывается в картину и усиливает драматичный эффект антикорпоративного разоблачения Уильяма Юджина Смита. Но это все равно не спасает фильм от излишнего пафоса. Левитас рассказывает по-настоящему важную и захватывающую историю, но при этом использует массу жанровых клише, которые плохо служат той истине, которую он пытается воссоздать на экране.

кадр из фильма Минамата

Экологическая катастрофа в городе Минамата - не единичный случай промышленного загрязнения, которое трагично отразилось на судьбах людей, об этом напоминают финальные титры фильма. И самое пугающее - проблема индустриального загрязнения до сих пор актуальна для современного мира. В Японии пострадавшие от жуткой «болезни Минаматы» по сей день судятся с компанией Chisso, и пока этот конфликт не разрешен. Чтобы таких трагедий стало меньше, а то и вовсе не было, об этом нужно говорить – на телевидении, на радио, на страницах изданий, в кино, как бы банально это ни звучало.

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Фоторепортажи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама