Иконы стиля и рок-звезды на экране Каннского кинофестиваля
В рамках вспомогательных программ в Каннах показали две документальные работы о звездах прошлого: «Джейн глазами Шарлотты», режиссерский дебют Шарлотты Генсбур, посвященный певице, актрисе, иконе стиля Джейн Биркин (секция Каннская премьера). И «The Velvet Underground» маститого американского режиссера Тодда Хейнса, которая рассказывает историю взлета и распада одной из самых новаторских рок-групп шестидесятых (Вне конкурса).
Документальную картину Шарлотты Генсбур, премьера которой открыла программу, представил сам директор фестиваля Тьерри Фремо, а также две главные героини: Шарлотта Генсбур и Джейн Биркин. Не обошлось и без первой на фестивале накладки — из-за необычного даже для Канн ажиотажа начало показа задержали на полчаса.
Фильм открывается концертом, на котором Биркин поет песню «Those little things I got from you», посвящая ее своему мужу Сержу Генсбуру. Этот эпизод предполагает, что у зрителей, смотрящих ленту, уже есть достаточно информации о паре Биркин-Генсбур.
Дочь известной пары, французская актриса, обладательница награды Канн за лучшую женскую роль, решительно вступила на неудобную для многих семейную территорию.
Шарлотта Генсбур завязывает интимную беседу с матерью, чтобы без прикрас показать свою легендарную маму, которую все знают лишь как ослепительную актрису, певицу и икону стиля, в честь которой назвали легендарную сумку марки Hermes. Делает она это еще и для того, чтобы возобновить диалог с ней, так как в последние годы они отдалились друг от друга (это связано со смертью первой дочери Биркин – Кейт Берри).
На экране мы видим 74-летнюю Джейн Биркин, со всеми ее радостями и горестями, со всеми морщинками, в повседневной одежде и обычной домашней обстановке — то в парижской квартире, то в семейном доме в Бретани.
«Мне нужно было сблизиться с мамой, поэтому предлогом было собрать команду и спросить ее, могу ли я снять про нее фильм. Идея состояла в том, чтобы по-настоящему взглянуть на нее глазами дочери. Во Франции многие кадры, снятые в 70-е годы, где мои родители вместе, видели все. Этот ее образ прочно закрепился у всех в сознании. Но я не хотела, чтобы у меня остались лишь эти красивые, но стереотипные образы. Меня не сильно волнует, что люди знали о ней или что они хотели видеть в ней. Как бы эгоистично это ни звучало, я сделала фильм для себя самой, для собственного удовольствия», — рассказала Шарлотта Генсбур перед премьерой.
Дебютная картина Генсбур получилась своего рода признанием в любви матери. Фильм состоит из нескольких семейных бесед матери и дочери. Даже несмотря на некоторые личные неудобные вопросы, на которые Биркин отвечает достаточно искренне, чувствуется, что это не типичное интервью, в нем много эмоций и признаний. Кроме того, в нем много кадров из семейного видеоархива и записей из-за кулис концертов Джейн Биркин в Японии и Нью-Йорке, где после выступлений Джейн общается с поклонниками, излучает свою знаменитую улыбку и даже рисует от руки десятки маленьких автопортретов для раздачи фанатам.
Генсбур посвятила фильм и своему ушедшему из жизни тридцать лет назад отцу, сосредоточив внимание на связи между родителями. Самая трогательная сцена связана с посещением парижской квартиры, которую супруги делили вместе много лет, сюда Джейн Биркин впервые вернулась спустя долгие годы. Шарлотта сохранила многое в квартире нетронутым, включая кабинет отца, где в пепельницах до сих пор лежат окурки выкуренных им сигарет, а на столе оставлены в беспорядке книги. Мать и дочь вместе бродят по комнатам, обуреваемые воспоминаниями: Серж значит для них обоих нечто совсем иное, нежели для миллионов поклонников. Генсбур до сих пор мечтает превратить это место в музей.
В «Джейн глазами Шарлотты» Генсбур смешивает фотосессии и глубоко личные интервью, чтобы создать портрет своей матери, Джейн Биркин, но в нем мало биографических деталей, он полон эмоций. Картина не для зрителей, имеющих смутное представление о биографии Биркин, а для тех, кому важно узнать, кем она стала, о чем сожалеет, что ее тревожит и что вселяет в сердце покой.
Преданные поклонники звезд (а популярность Джейн Биркин и Шарлотты Генсбур у франкофонной аудитории очень велика) не найдут ничего совершенно нового, но увидят нежный и довольно яркий портрет отношений взрослой дочери и матери, снятый изнутри.
Хотя о многом можно прочесть и в автобиографичной книге, где она делится своими переживаниями и личными историями, в том числе трагичными моментами в жизни - когда умерли ее отец, Серж Генсбур и старшая дочь Кейт. Однако ни одна книга не может передать тех эмоций, которые способна уловить камера…
Как и в фильме Генсбур, в картине Тодда Хейнса главными героями являются культовые фигуры. The Velvet Underground в середине шестидесятых записала всего несколько альбомов, была малоизвестна и не очень популярна. Но у этой группы был свой особенный путь, они не переигрывали классику, не меняли стандарты, а с треском ломали их. Не робко прощупывали почву, а открывали огромные неизведанные пространства рока. Группа намного опередила время, оказалась не понятой и не принятой современниками, но оставила огромный задел, из которого выросли сразу несколько направлений современной рок-музыки.
Хейнс в своем фильме последовательно рассказывает историю возникновения группы и личные истории участников, влияние знаменитой Фабрики и Энди Уорхола. В фильме много как свидетельств ныне здравствующих друзей, соратников и родственников, так и архивных кадров (и временами очень забавно узнавать в этих респектабельных старичках и старушках бунтарей шестидесятилетней давности). Смертельно серьезные художественные эксперименты 60-х выглядят сейчас уже немного курьезно. Например, сцена, когда Джон Кейл разрубает топором пианино, или не остывшее со временем яростное неприятие группой культуры хиппи.
Отдельное удовольствие — оригинальная музыка The Velvet Underground. Энди Уорхол как-то сказал, что ему понравилась эта группа, потому что они звучали так, как выглядели его фильмы.
Документальная лента «The Velvet Underground» будет доступна на платформе Apple TV+ c 15 октября 2021 года.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса