Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
9 июля 2021 10:08

Иконы стиля и рок-звезды на экране Каннского кинофестиваля

Иконы стиля и рок-звезды на экране Каннского кинофестиваля

В рамках вспомогательных программ в Каннах показали две документальные работы о звездах прошлого: «Джейн глазами Шарлотты», режиссерский дебют Шарлотты Генсбур, посвященный певице, актрисе, иконе стиля Джейн Биркин (секция Каннская премьера). И «The Velvet Underground» маститого американского режиссера Тодда Хейнса, которая рассказывает историю взлета и распада одной из самых новаторских рок-групп шестидесятых (Вне конкурса).

Документальную картину Шарлотты Генсбур, премьера которой открыла программу, представил сам директор фестиваля Тьерри Фремо, а также две главные героини: Шарлотта Генсбур и Джейн Биркин. Не обошлось и без первой на фестивале накладки — из-за необычного даже для Канн ажиотажа начало показа задержали на полчаса.

Фильм открывается концертом, на котором Биркин поет песню «Those little things I got from you», посвящая ее своему мужу Сержу Генсбуру. Этот эпизод предполагает, что у зрителей, смотрящих ленту, уже есть достаточно информации о паре Биркин-Генсбур.

кадр из фильма Джейн глазами Шарлотты

Дочь известной пары, французская актриса, обладательница награды Канн за лучшую женскую роль, решительно вступила на неудобную для многих семейную территорию.

Шарлотта Генсбур завязывает интимную беседу с матерью, чтобы без прикрас показать свою легендарную маму, которую все знают лишь как ослепительную актрису, певицу и икону стиля, в честь которой назвали легендарную сумку марки Hermes. Делает она это еще и для того, чтобы возобновить диалог с ней, так как в последние годы они отдалились друг от друга (это связано со смертью первой дочери Биркин – Кейт Берри).

кадр из фильма Джейн глазами Шарлотты

На экране мы видим 74-летнюю Джейн Биркин, со всеми ее радостями и горестями, со всеми морщинками, в повседневной одежде и обычной домашней обстановке — то в парижской квартире, то в семейном доме в Бретани.

«Мне нужно было сблизиться с мамой, поэтому предлогом было собрать команду и спросить ее, могу ли я снять про нее фильм. Идея состояла в том, чтобы по-настоящему взглянуть на нее глазами дочери. Во Франции многие кадры, снятые в 70-е годы, где мои родители вместе, видели все. Этот ее образ прочно закрепился у всех в сознании. Но я не хотела, чтобы у меня остались лишь эти красивые, но стереотипные образы. Меня не сильно волнует, что люди знали о ней или что они хотели видеть в ней. Как бы эгоистично это ни звучало, я сделала фильм для себя самой, для собственного удовольствия», — рассказала Шарлотта Генсбур перед премьерой.

Дебютная картина Генсбур получилась своего рода признанием в любви матери. Фильм состоит из нескольких семейных бесед матери и дочери. Даже несмотря на некоторые личные неудобные вопросы, на которые Биркин отвечает достаточно искренне, чувствуется, что это не типичное интервью, в нем много эмоций и признаний. Кроме того, в нем много кадров из семейного видеоархива и записей из-за кулис концертов Джейн Биркин в Японии и Нью-Йорке, где после выступлений Джейн общается с поклонниками, излучает свою знаменитую улыбку и даже рисует от руки десятки маленьких автопортретов для раздачи фанатам.

Шарлотта Генсбур и Джейн Биркин на 74 Международном Каннском кинофестивале

Генсбур посвятила фильм и своему ушедшему из жизни тридцать лет назад отцу, сосредоточив внимание на связи между родителями. Самая трогательная сцена связана с посещением парижской квартиры, которую супруги делили вместе много лет, сюда Джейн Биркин впервые вернулась спустя долгие годы. Шарлотта сохранила многое в квартире нетронутым, включая кабинет отца, где в пепельницах до сих пор лежат окурки выкуренных им сигарет, а на столе оставлены в беспорядке книги. Мать и дочь вместе бродят по комнатам, обуреваемые воспоминаниями: Серж значит для них обоих нечто совсем иное, нежели для миллионов поклонников. Генсбур до сих пор мечтает превратить это место в музей.

кадр из фильма Джейн глазами Шарлотты

В «Джейн глазами Шарлотты» Генсбур смешивает фотосессии и глубоко личные интервью, чтобы создать портрет своей матери, Джейн Биркин, но в нем мало биографических деталей, он полон эмоций. Картина не для зрителей, имеющих смутное представление о биографии Биркин, а для тех, кому важно узнать, кем она стала, о чем сожалеет, что ее тревожит и что вселяет в сердце покой.

Преданные поклонники звезд (а популярность Джейн Биркин и Шарлотты Генсбур у франкофонной аудитории очень велика) не найдут ничего совершенно нового, но увидят нежный и довольно яркий портрет отношений взрослой дочери и матери, снятый изнутри.

Хотя о многом можно прочесть и в автобиографичной книге, где она делится своими переживаниями и личными историями, в том числе трагичными моментами в жизни - когда умерли ее отец, Серж Генсбур и старшая дочь Кейт. Однако ни одна книга не может передать тех эмоций, которые способна уловить камера…

кадр из фильма The Velvet Undeground

Как и в фильме Генсбур, в картине Тодда Хейнса главными героями являются культовые фигуры. The Velvet Underground в середине шестидесятых записала всего несколько альбомов, была малоизвестна и не очень популярна. Но у этой группы был свой особенный путь, они не переигрывали классику, не меняли стандарты, а с треском ломали их. Не робко прощупывали почву, а открывали огромные неизведанные пространства рока. Группа намного опередила время, оказалась не понятой и не принятой современниками, но оставила огромный задел, из которого выросли сразу несколько направлений современной рок-музыки.

Тодд Хейнс на 74 Международном Каннском фестивале

Хейнс в своем фильме последовательно рассказывает историю возникновения группы и личные истории участников, влияние знаменитой Фабрики и Энди Уорхола. В фильме много как свидетельств ныне здравствующих друзей, соратников и родственников, так и архивных кадров (и временами очень забавно узнавать в этих респектабельных старичках и старушках бунтарей шестидесятилетней давности). Смертельно серьезные художественные эксперименты 60-х выглядят сейчас уже немного курьезно. Например, сцена, когда Джон Кейл разрубает топором пианино, или не остывшее со временем яростное неприятие группой культуры хиппи. 

кадр из фильма The Velvet Undeground

Отдельное удовольствие — оригинальная музыка The Velvet Underground. Энди Уорхол как-то сказал, что ему понравилась эта группа, потому что они звучали так, как выглядели его фильмы.

Документальная лента «The Velvet Underground» будет доступна на платформе Apple TV+ c 15 октября 2021 года.

Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса

Автор:
Матвей Ромодановский
Реклама