Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
24 февраля 2022 10:46

Последователь во всем: сокуровские мотивы в новом фильме Александра Золотухина

Последователь во всем: сокуровские мотивы в новом фильме Александра Золотухина

13 февраля в рамках программы Encounters 72 Берлинского международного кинофестиваля / 72 Berlin International Film Festival прошел показ фильма Александра Золотухина «Брат во всем», а 24 февраля в кинотеатре Художественный состоится его российская премьера. В трогательной камерной драме об отношениях двух братьев ученик Сокурова последовательно воплощает все режиссерские каноны своего учителя.

В центре повествования оказываются близнецы (Николай и Сергей Журавлевы), мечтающие о полетах во сне и на яву - братья учатся в летном училище и связаны единым стремлением в небо. Однако, у судьбы свои планы на их мечты: нежный и ранимый Митя не справляется с физическими нагрузками в полете, в то время как Андрей испытывает сложности в обращении с техникой. Командир взвода иронично замечает, что лишь вместе они образуют идеального кадета. Впрочем, они и сами чувствуют, что единство для них важнее самых заветных мечт.

кадр из фильма Брат во всем

На экране разворачивается удивительно тонкая и нежная история о братской любви и близости. Тесная связь братьев оказывается магистральной линией сюжета и именно на ней сфокусирован режиссер. Крупные планы рук, объятий, шутливых драк - тактильность говорит о привязанности больше любых слов. Поэтому братья почти не разговаривают наедине - кажется, им это вовсе и не нужно. Тем парадоксальнее, что действие разворачивается на военной базе. Но боевые истребители здесь - не смертельное оружие, а живое воплощение мечты о небе. Камера Андрея Найденова постоянно фиксирует внимание на крыльях как метафоре оторванности главных героев от земных проблем. Но, к несчастью, в самолете оказывается лишь одно место.

Из всей мастерской именно Золотухин наиболее близок к своему учителю по эстетике. Присутствие Сокурова, который выступил на картине художественным консультантом, ощущается в каждом кадре - здесь и тематическая увлеченность мужским миром, и фирменное квадратное разрешение мастера, и цветовое решение фильма. Отдельно стоит сказать о музыке в картине - общую патетику чувственности венчает мажорная прелюдия к «Золоту Рейна» Вагнера и лирическая третья симфония Брамса, исполненная на акустической гитаре.

Тема родственных уз становится важнейшей в творчестве учеников Сокурова: о ней говорил и Кантемир Балагов в «Тесноте», и Кира Коваленко в «Разжимая Кулаки», и Владимир Битоков в «Мама, я дома». Но в близости братьев у Золотухина нет удушающего и калечащего оттенка - есть лишь романтизм и легкость бытия, которое дарит рассветное небо, пришедшее будто бы из оттепельного советского кино.

Автор:
Марина Озеренчук
Реклама