Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
19 февраля 2024 13:40

Берлинале 2024. «Кукушка» и «Краткая история семьи»: о страшном и тревожном

Берлинале 2024. «Кукушка» и «Краткая история семьи»: о страшном и тревожном

74 Берлинский международный кинофестиваль продолжается в немецкой столице. 

Почти половина Берлинале уже позади, в этом году тут хватает фильмов на грани авторского и жанрового кино.

На этот раз ПрофиСинема рассказывает о страшном и тревожном в программах за пределами основного конкурса.

«Кукушка» / «Guckoo», Тильман Зингер (Спецпоказы)

Семья приезжает в баварские Альпы на курорт в гости к его владельцу господину Кенигу (Дэн Стивенс), с которым отец и мать семейства подружились, когда проводили тут медовый месяц. 

Кроме папы Луиса и мамы Бетт в составе семьи также маленькая немая дочь Альма. Но главная героиня — 17-летняя Гретхен (Хантер Шафер, звезда сериала «Эйфория»), дочь Луиса от первого брака, длинноногая, угрюмая, у нее есть нож-бабочка и гитара, а еще она все время хочет домой в Америку, звонит туда маме, но та не отвечает. 


Пока Луис и Бетт заняты делами с господином Кенигом (он пригласил их поработать над перепланировкой и реставрацией курорта), девушка устроилась на ресепшн подработать. Она удивляется странному к себе вниманию со стороны хозяина, не признает мачеху и сестренку, ездит на велосипеде ночами с места работы до своего бунгало, проезжая зловещую больницу. А еще она становится объектом интереса потусторонней блондинки с парализующим голосом и искривленным ртом, а также заезжей сексуальной брюнетки. Вследствие чего сначала получает кровавую рану на голове, потом попадает в аварию и вообще ходит вся в переломах и в гипсе. Очевидно Гретхен должна выступать в традиционной для жанра роли «единственной выжившей». Но затем в игру вступает маленькая Альма с ее странными припадками, шевелящимися ушами и привязанностью к сестре.

В «Кукушке» есть сразу все и много. Курорт похож одновременно на кинговский отель «Оверлук» и на местечко Твин Пикс с его интересными обитателями. Неопределенное время действия, в котором смартфоны соседствуют с кассетным плейером. Самоирония по поводу прекрасной Баварии и одновременно жестоких евгенических экспериментов, проводимых, при всем многословии злодеев, без особой мотивации. Несмотря на это, антагонисты выглядят ярко — просто сумасшедшие ученые, которые занимаются своей сумасшедшей наукой. 

Играющий главного злодея Дэн Стивенс после «Я создан для тебя» Марии Шраден активно эксплуатирует образ воплощенной обходительности, и тут это очень уместно. Кого-то все время тошнит, в кадр периодически врывается представляющийся полицейским гражданин, по лесам бегают сразу две одержимые женщины, а когда они находят своих жертв и издают непередаваемо отвратительный звук, шалит само время (у жертв несколько раз прокручиваются одни и те же события последних секунд). 

Это и многократно отработанный троп о существе, который тебе кажется твоим ребенком, но на самом деле он — монстр, и одновременно более редкая и азартно исполненная его переработка в историю о кукушатах, о птице-паразите, подкладывающей свои яйца в чужие гнезда. Все страшно и смешно одновременно, очень энергично, технично и стильно, и, при этом, бессмысленно. Единственный вывод, который так и тянет сделать после просмотра — это кино о том, что американцам просто не надо ездить в Европу, там опасно. 

«Кукушку» скоро увидят и в России, фильм выходит в прокат 2 мая (прокатчик — компания Парадиз). 

«Краткая история семьи» / «The Brief History of a family», Линь Цзяньцзе (Панорама)


Молчаливый 15-летний Суо во время тренировки в школе получил травму. Случайный виновный, его одноклассник Вэй, дабы загладить вину, приглашает молчуна в гости, потусоваться и поиграть в видеоигры. При других обстоятельствах эти двое — книжный червь и спортсмен с хип-хопом в наушниках — никогда бы не пересеклись. Но вот они  вместе на диване у компьютера, в стильном доме Вэя с окнами от пола до потолка, полным белого цвета и богатой сдержанности. Пришедшие домой родители Вэя с удовольствием приглашают тихого и симпатичного одноклассника сына поужинать с ними. А потом будут с интересом ждать его у себя дома снова. 

Так в семью upper middle сlass проникает чужой ребенок. Который постепенно и с некоторой неохотой рассказывает, что мать его пропала, а отец его бьет и пьет. Вэй на первых порах доволен — родители, найдя новый объект заботы, от него, Вэя, отстали, и теперь можно и дальше играть и слушать музыку. Но в какой-то момент он осознает, что гость его фактически замещает. 

Когда внезапно и очень вовремя погибает папа Суо, родители Вэя решают парня усыновить, и у него вот-вот появится брат — умный, образованный и вежливый, ровно такой, каким хотели бы видеть родители самого Вэя. Конечно же, в итоге все окажется не так просто, и непонятно, что на самом деле с мамой, пил ли папа, как именно он погиб и откуда у Суо на теле синяки.

Китайский триллер «Краткая история семьи» впервые был показан на Сандэнсе, а в Берлине участвует в конкурсе Панорама. Не сказать, что это кино жуткое, но оно точно наполнено тревожной атмосферой, сделано изобретательно, в том числе и визуально — как раз свет в кадре напоминает о жанре хоррор. Страшноватые моменты есть — например, когда мальчики пытаются определить, кто из них главный, включая и выключая свет в комнате, и после каждого включения появляясь в разных углах помещения. Или когда Суо внезапно мочится прямо в душе, словно помечая территорию. Та же тревога возникает в финале, двусмысленном и тоже пугающем, пугает даже грустная мягкая красота мальчика, проникшего в чужую семью.

Режиссер-дебютант Линь Цзяньцзе на пресс-конференции в Юте говорил о том, что хотел сделать фильм универсальным для понимания и потому даже вырезал все «слишком китайское». Но после премьеры в Сандэнсе критика хоть и сравнивала фильм с «Талантливым мистером Рипли», «Убийством священного оленя» и «Солтберн», тут же оговаривалась, что тут-то история чисто китайская. Это действительно так, и «Краткая история семьи» — пронзительный комментарий о родительстве именно в китайских условиях, жанровая попытка рефлексии над политикой «Одна семья — один ребенок» и того, к чему она привела кроме контроля численности населения в стране. История о тоске родителей по еще одному ребенку, об эгоизме целого поколения в определенной социальной среде, о детях, которые выросли без проблем и без необходимости заботиться о ком-то кроме себя. 

Автор:
Марина Латышева

Другие новости по сюжету Берлинале 2024

Все новости о фильме

Другие статьи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Фоторепортажи по теме Берлинский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама