Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
27 января 2010 10:56

Бесконечная Фантазия Хита Леджера

Бесконечная Фантазия Хита Леджера

28 января в широкий российский прокат выходит долгожданный (еще со дня майской премьеры в рамках Каннского МКФ) «Воображариум доктора Парнаса» знаменитого режиссера Терри Гиллиама. Во время съемок этой картины ушел из жизни актер Хит Леджер, посмертно награжденный в прошлом году Оскаром за роль второго плана в мегаблокбастере «Темный рыцарь». Но «Воображариум...» интересен не только этим печальным фактом в истории своего создания, этого фильма действительно ждали.

кадр из фильма "Воображариум доктора Парнаса"

Все началось более 30 лет назад, когда британское комедийное шоу «Монти Пайтон» стало бить все рекорды популярности. Вскоре появились и несколько полнометражных лент от этой группы ярких юмористов, самый знаменитый из которых «Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975) любим зрителями во всем мире и широко востребован на видео и DVD. Необыкновенно сочное английское чувство юмора (с элементами специфического черного) и откровенно хулиганское поведение на экране делали все творчество монтипайтонцев незабываемым и по-настоящему смешным.

кадр из фильма "Воображариум доктора Парнаса"

Одним из этой актерско-режиссеркой бригады был и Терри Гиллиам. Когда пути друзей и коллег по «Монти Пайтону» разошлись, он уже имел в своем багаже сольный режиссерский проект – «Джабберуоки» - чудаковатую средневековую сказку о рыцаре, принцессе и чудовище в лесу. В 1985 году Гиллиам создает одно из своих самых значительных кинотворений – острую, сумасшедшую философскую социалку «Бразилия» (номинация на Оскар за сценарий). Далее последовал «Король-рыбак», «12 обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» - почти каждая картина этого режиссера становилась событием. Он играл с жанрами, драматургическими конструкциями, разрушал штампы и сам их создавал. Главное, что есть во всех гиллиамовских фильмах – это стиль, узнаваемый почерк автора. Даже голливудизированные «Братья Гримм» визуально и контекстно не вырываются из общей фильмографии Терри Гиллиама. А его недавняя «Страна приливов» (2006) стала настоящим открытием для молодого поколения критиков, и «эстетической революцией» в кино для всех остальных.

кадр из фильма "Воображариум доктора Парнаса"

И вот, наконец-то, после нескольких лет ожидания выходит «Воображариум...». История, с одной стороны, группы бродячих артистов со старомодным аттракционом, а с другой – многоуровневое исследование природы человеческого воображения. Ассоциативно картина близка к блистательной экранизации романа Михаэля Энде - «Бесконечной истории» Вольфгана Петерсена (1983), где тоже (пусть и с точки зрения ребенка) раскрывалась тема уникальности нашего сознания, его способности творить материальное из нематериального. Но Терри Гиллиам, конечно же, ни на кого не ориентируется, и искать в его новом фильме (как и во всех предыдущих работах) абсурдизм Феллини, комизм Чаплина или размах Спилберга – дело неблагодарное. Гиллиам создает свой мир, уникальный и неповторимый.

кадр из фильма "Воображариум доктора Парнаса"

Кино по своей природе – это уже путешествие в другой мир, даже если смотришь самую реалистическую историю. Но в «Воображариуме...» режиссер посредством магического зеркала доктора Парнаса и обычного киноэкрана сталкивает воображение зрителей с самыми смелыми фантазиями своих героев. Таким образом, получается путешествие в путешествие, двойной аттракцион сознания. Творимое на экране действо по своей драматургии напоминает скорее метафизическое реалити-шоу, нежели классический полет на драконе из «Бесконечной истории». Иногда создается впечатление, что Гиллиам импровизирует прямо на съемочной площадке: персонажи меняют амплуа и полярность характера, а сюжет туго закручивается в спираль не только сознания зрителей в зале, но и на шее у главного героя. Даже время у Гиллиама неоднозначно – вроде дело происходит в наши дни мобильных телефонов и черных рынков трансплантации детских органов под прикрытием благотворительного фонда; а, несмотря на это, чудо-телега доктора Парнаса запряжена в четверку лошадей, а декорации Лондона напоминают его лет так 150 назад.

кадр из фильма "Воображариум доктора Парнаса"

Конечно, изменения в сценарий пришлось вносить из-за гибели Хита Леджера, исполняющего в фильме одну из главных ролей. Его героя в мире фантазий (который позволил персонажу кардинально менять внешний вид) сыграли Джонни Депп, Колин Фаррелл и Джуд Лоу. Пусть у них немного экранного времени на троих, но в купе с Кристофером Пламмером в роли Парнаса и кукольным лицом Лили Коул (исполнительны главной женской роли) их участие в проекте делает кастинг фильма просто блестящим. Кажется, что до «Воображариума...» Депп еще не был таким суггестивным, Лоу – сумасшедшим, а Фаррелл просто ослепительно красивым. А фантазия Хита Леджера, проявившаяся в таких мощных образах, уже не будет просто «последней ролью актера», она станет его… Бесконечной Фантазией. Недаром на финальных титрах появляется пункт «Фильм Хита Леджера и его друзей».

кадр из фильма "Воображариум доктора Парнаса"

Кинематограф Гиллиама является, безусловно, нишевым. На него, как и на Джармуша, и на Озона, и на Триера, ходит свой зритель. Но в данном случае нет грубой, примитивной дележки на артхаус и мейнстрим. «Воображариум доктора Парнаса» - это кино для всех, кто готов противопоставить свою способность мечтать безудержному гению Гиллиама, мастерски возводящему в экранной плоскости свой кинолабиринт. И надо признать, что в этой воображариумной схватке зрителя с экраном режиссер почти всегда позволяет у него выиграть. Но только до следующего фильма.

кадр из фильма "Воображариум доктора Парнаса"

Автор:
Андрей Гаврилов
Реклама