Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
Голосование EFA
8952
на печать
22 Ноября 2010 15:03

«Убежище» за пределами табу

«Убежище» за пределами табу

25 ноября 2010 года в ограниченный прокат выходит лента одного из самых заметных французских режиссеров современности Франсуа Озона «Убежище» (дистрибьютор Русский Репортаж). В последние годы этот режиссер отличается особой работоспособностью, выдавая каждый год по картине, причем в разных жанровых тональностях: от почти рождественской мистерии до беспросветной наркодрамы. Но означает ли это ренессанс в его карьере? И сработает ли этот незыблемый закон диалектики о переходе количества в качество?

Озон громко заявил о себе в начале 90-х, когда его короткометражки с успехом прошли по всем европейским фестивалям. Французский кинематограф ощутил глоток свежего воздуха с приходом этого режиссера в индустрию. Ведь маленький Франсуа воспитывался в строгой религиозной семье, и с детства испытал всю тяжесть догматов католицизма. Поэтому ему на роду было стать бунтарем и свергнуть устоявшиеся нормы и правила общества, сорвать маску лицемерия с сытого французского социума.



Это Франсуа Озон и сделал, с первых работ обнаружив в себе не только гомосексуалиста, но и яркого киносатирика, провозглашавшего свободный подход к раскрытию темы человеческой сексуальности. Озон мастерски мог выразить общечеловеческое, вечное и духовное через частные, маргинальные и полупорнографические истории. Короткометражка «Летнее платье», например, - стала гимном любви и самопознания, хотя герой там – гей, изменивший своему любовнику со случайной знакомой на пляже.

Еще не раз Озон потрясет публику своими работами, всегда играя на грани фола, нарушая все мыслимые и немыслимые общественные табу. Не зря известный киновед Владимир Утилов называет кинематограф Озона «фильмами с душком». Однополая любовь, инцест, некрофилия и каннибализм, мазохизм и садизм, атеизм и анархизм – в творчестве Озона все нашло себе достойное место.



Но в середине 2000-х, после спокойного и вполне себе непровокационного фильма «5х2», Озон начинает «терять хватку». С одной стороны, в режиссерском послаблении его упрекнуть трудно, но с другой – его картины потеряли остроту, целостность, и перестали получать резонанс, как это было раньше. «Время прощания», «Ангел», «Рики» - эти фильмы, даже участвуя в фестивалях и закупленные в прокат множества стран, не оставили в памяти людей того яркого следа, как это было с «Крысятником» или «8 женщинами».

К сожалению, и новая работа Озона – лента «Убежище» осталась за пределами всех табу, которые Озон еще не нарушил. При всей драматичности истории, убедительной актерской игры и присутствии всех элементов озоновского мира (маргиналы, геи, вызов буржуазному обществу) в целом картина сложилась проходная, и что самое печальное – предсказуемая.



В прологе мы знакомимся с парочкой наркоманов – Луи и Мусс. Озон следует своей миссии – тут и шприцы вонзаются крупным планом не в привычную руку, а в лодыжку и в шею. Но это вступление из классической наркодрамы переводит сюжет в более лирическое русло, когда героиня, потеряв своего возлюбленного, уезжает в дом на берегу моря. Мусс на последних месяцах беременности (актриса Изабель Карре на самом деле ждала ребенка, поэтому обошлись без спецэффектов накладного живота), она решила рожать, несмотря на наркозависимость, и глотает пузырьки метадона в перерывах непринужденной прогулки по побережью и улочкам местной деревеньки.

И вот к Мусс, одолеваемой сексуальными переживаниями и тоской по Луи, приезжает его брат, красавчик и по совместительству гей, Пол. Между ними складываются теплые отношения, они будто брат и сестра – заботятся друг о друге, делятся самым потаенным. Но Озон заталкивает их в постель, и выводит всю историю в банальный финал, когда метафорически заставляет зажравшихся буржуа искупать грехи всех падших (ведь и пали, они, разумеется, по их вине).



В этом году Озон снял комедию «Отчаянная домохозяйка» с Катрин Денев и Жераром Депардье – станет ли эта работа долгожданным прорывом – узнаем совсем скоро. А пока необходимо признать, что Франсуа Озон незаметно для всех превратился из лидера новейшей французской волны в «одного из заметных режиссеров Франции», и сам для себя оказался за пределами всех табу, которые так любил нарушать.
Автор:
Андрей Гаврилов
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама