Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
7 апреля 2009 15:56

Рецензия на фильм «Россия 88»: «Россия для русских?»

Рецензия на фильм «Россия 88»: «Россия для русских?»

5 апреля в кинотеатре «Ролан» в рамках фестиваля «Весенняя эйфория» состоялся показ фильма Павла Бардина «Россия 88». На обсуждении, организованном по окончании картины, режиссер назвал свою работу «общественно-политическим высказыванием». Когда его смогут «услышать» все желающие, пока не ясно. Зато есть время хорошенько подготовиться к этому событию – сформировать, так сказать, зрительское ожидание.

кадр из фильма "Россия 88"

В качестве предисловия к рассказу о фильме стоит отметить, что «Россия 88» имеет возрастное ограничение. Смотреть его рекомендуется лицам старше восемнадцати лет. Причиной тому является обилие в картине нецензурных выражений. Эту информацию следует взять на заметку пуристам и впечатлительным барышням. Мат – не самоцель, а способ достоверно и правдоподобно рассказать историю о молодежи, придерживающейся ультраправых взглядов. Вот, что значимо.

кадр из фильма "Россия 88"

Итак, потенциальный зритель «России 88», знай: Павел Бардин придумал трагическую историю о Саше Штыке, здоровом, сильном и небесталанном двадцатиоднолетнем парне. И воплотил ее на экране в виде наблюдений за героем при помощи субъективной камеры. Съемки осуществляются якобы от лица «неполноценно еврейского» молодого человека по прозвищу Абрам. Вместе со Штыком он входит в подпольное националистическое объединение, провозглашающее лозунг «Россия для русских». На глазах Абрама разворачивается трагедия товарища, который, следуя за своей идеей, потерял все, и самое главное – жизнь.

кадр из фильма "Россия 88"

Значимый нюанс и несомненное достоинство фильма: убедительная игра актеров. Почти все роли исполняют профессионалы, но во время просмотра невозможно избавиться от ощущения, что «скинхеды-то настоящие». 

кадр из фильма "Россия 88"

Форма: стилизация под ролики, выложенные на youtube, и домашнее видео. Длина кадров зависит от эмоций «повествователя» Абрама и ситуаций, в которых он оказывается. Движения камеры, смена субъекта и объекта съемок почти всегда обусловлены сюжетно. Сцены застолья, во время которых обстановка изрядно накаляется, могут напомнить зрителям прошлогоднюю социальную шоковую терапию – фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Однако нельзя не отметить, что «Россия 88» отличается от названной картины не только проблематикой, но и наличием гораздо более явной авторской позиции.

кадр из фильма "Россия 88"

В связи с этим, содержание: Павел Бардин против конфликтов на почве национальной розни. По ходу фильма об этом можно не догадаться – и за отсутствие морализаторства «в лоб» режиссера стоило бы поблагодарить отдельно. Он мастерски погружает зрителя в сюжет, заставляет сопереживать герою – ни плохому, ни хорошему, а запутавшемуся, но в конце ставит не многоточие, а две жирные точки. Первая, вполне ожидаемая, - гибель Саши Штыка под влиянием собственных убеждений. Это почти «Реквием по мечте» Даррена Аронофски, когда молодые люди заигрываются и лишают себя будущего. Вторая – рамочный компонент фильма, финальные титры, длинный список погибших от рук нацистов.

кадр из фильма "Россия 88"

Цель: не предложить конкретное решение существующей проблемы, а обратить на нее внимание общественности. На обсуждении кто-то сказал, что «культура – единственный способ диалога между нациями». Фильм Павла Бардина – попытка понять тех, кто причисляет себя к ультраправому движению, и напомнить им, что вера в «Россию для русских» есть тот же самый фашизм.

кадр из фильма "Россия 88"

Послесловие: создатели фильма «Россия 88» прекрасно понимают разницу в понятиях между нацизмом, расизмом и фашизмом, однако преднамеренно говорят на языке обывателей. Важно ведь не как, а о чем. Хотя это разделение не применимо к картине Павла Бардина. В ней все – убедительно.

Автор:
Мария Мухина
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама