Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
Пленарное заседание ведет Александр Чумиков, генеральный директор Международного Пресс-клуба.

А. Чумиков: Нам сегодня предстоит подвести итоги работы секций. Вчера работало 8 секций. Затем обсудить проект меморандума, который пока составлен еще в незавершенном виде. Начинаем с отчетов руководителей секций. Первая секция была «Кино и общество». Позвольте слово предоставить Виктории Чистяковой, зав. сектором  экранной культуры и новых технологий коммуникаций Российского Института Культурологии.

Виктория Чистякова: Я постараюсь заменить ведущего нашей секции. Мы работали очень плодотворно. У нас было четыре доклада. В ходе дискуссии смогло выступить максимальное число желающих. Первая проблема, затронутая в докладах, - это отсутствие темы человека в российском массовом кинематографе и других отраслях жизни Российского государства. Об этом говорил главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Борисович Дондурей. Он приводил примеры того, что, как правило, человек рассматривается и государственными службами и кинематографистами как потребитель. В этом кроется определенное зло.

Самое неприятное последствие этого – фактическое отсутствие национальных проектов в области культуры. Первая часть заседания носила пессимистический характер, поскольку современное российское массовое кино – это самая больная точка не только киноотрасли, но и культуры в целом. Так или иначе, каждый докладчик коснулся того, что сейчас происходит в этой области. А ведь массовая культура – это основное стабилизирующее звено общества, это то, что склеивает общество и позволяет ему в течение долгого времени чувствовать себя, как единый организм. То есть, к массовой культуре предъявляются особые требования и произведения массовой культуры чрезвычайно важны.

Были отмечены такие факторы, как антигуманное содержание большинства произведений современного российского массового кино. Отсутствие творческой атмосферы в обществе, и массовое кино усугубляет эту ситуацию. Были также констатированы два важных для общества фактора, к сожалению, тоже негативных. Во-первых, фактически нет актуального кино, а то кино, которое у нас есть, не отражает российские реалии, за исключением двух-трех картин, которые можно перечислить. Отсюда чрезмерный интерес к сюжетам нашего прошлого, советского и досоветского, и уход от современных проблем. Второй важный фактор заключается в том, что та идеология, которая пропагандируется современным массовым российским кино, к сожалению, и это было отмечено всеми присутствующими, претит обществу. Вот такой пессимизм у нас прозвучал. Помимо этого, мы коснулись конкретно телепрограмм, которые мешают нормальному психофизическому состоянию общества, может быть, еще больше. Но у телевизионной драматургии другие орудия воздействия, и эффекты от них быстрее. Эффект кино более отдаленный, не сразу виден. Казалось бы, поэтому кино менее вредно, чем телевидение. Но это тоже большой вопрос. В дискуссии выступили  режиссеры Виталий Манский и Геннадий Полока.

Постепенно мы от проблемы идеологии перешли к проблеме отсутствия доступа зрителей к разным видам кино, в частности, к документальному кино, о котором рассказывал Виталий Манский, а также к фактическому отсутствию многих видов кино, например, научно популярного и других видов. То есть, существует зритель, который готов смотреть новое некоммерческое и немассовое кино, но таких фильмов у нас нет, или очень мало. В частности, Геннадий Полока отметил, что исчезла категория среднего серьезного кино. Среднее кино не в смысле качества, а в смысле того, что оно находится посередине между массовым и арт- хаусом. У нас есть большой слой массового кино. Есть и арт-хаусное кино, которое изредка можно увидеть. Далее мы перешли логично к проблемам проката.

Очень горячо и компетентно выступил Мирза Алиев представитель киносети Леноблкино, и Наталья Нестерова, представитель компании «21 Век Fox». Из нашего обсуждения можно сделать три вывода. Во-первых, массовое российское кино не актуально для современной России и вредно для нее. Во-вторых, существует несколько значительных сегментов зрительской аудитории, для которой кино либо не делается, либо отсутствует в прокате. Кроме того, необходимо формировать зрительскую аудиторию, так как есть еще не определившаяся малая часть зрителей, с которой надо работать осознанно. Был предложен ряд мер: создание университетских киноклубов, школьных кинотеатров. И несколько других мер, которые были зафиксированы на собрании.

Заключительное слово сказал Кирилл Разлогов. Он говорил о консервативности массовой культуры и о том, что, если мы хотим что-то менять, нужно уходить от стереотипов и штампов. Нужно расчищать место для модернизационных процессов. Место это не велико, но это тот самый незащищенный сегмент, который требует наибольшего внимания и в наибольшей мере нуждается в поддержке.

Доклады других выступающих на конференц-форуме «Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего»

Реклама