Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама

Михаил Чурбанов, генеральный директор Свердловской киностудии:

-  Обсуждение сложилось так, что мы начиная говорить о студиях, пришли к такому тезису, что, как и система образования, студии являются неким инструментом, средством достижения тех или иных задач внутри отрасли, которые есть смысл рассматривать целиком. Нужно понять логику действия в целом внутри отрасли, потому что хотим мы, или не хотим, кино в современном мире – это не отдельная отрасль. Часто любят вспоминать экономику советского кино. Есть прекрасный пример: сначала американцы долго производили американские товары. Потом весь мир, купив сначала культуру и идеологию этой страны в виде фильмов, благополучно покупает технологии, миф существования рая на земле в этой области, на этой территории.

Собственно говоря, к ним притягивается внимание наиболее живых и интересных специалистов со всего мира, и этим самым они наполняют постоянно коммерческий механизм страны новыми и новыми силами. С другой стороны, все благополучно и с удовольствием покупают технологии и товары, сделанные с США. Это экономика в современном мире, это конкуренция на уровне стран. И Россия сегодня в силу многих обстоятельств вышла на прежние рубежи, вернула себе некоторые когда-то утраченные позиции на мировом рынке, должна по-другому взглянуть на такое понятие, как кино в современном мире.

Перейду к тезисам участников. Я благодарен, Станиславу Ершову, Сергею Убугунову, Олегу Урушеву, Павлу Бабину. Основные тезисы я с удовольствием озвучу, как итоговый документ. Олег Урушев обратил общее внимание на то, что сегодня, рассматривая такое понятие, как «новая студия» нужно вспомнить, что существуют небольшие города. Строительство медиа-парков в виде небольших двух или трехзальных кинотеатров в городах, где есть 100-200 тыс. населения – реально можно говорить о 3,5 тыс. кинотеатров на Российскую Федерацию, что в свою очередь реально продвинет вперед всю киноотрасль. С другой стороны, это реальное решение сложнейшей социальной задачи: кино в современном формате с приоритетной поддержкой российских фильмов. Не исключительно российский показ, а приоритетный показ. Это может быть стартовой инвестицией со стороны государства. Иначе чуда не произойдет.

При населении 260 млн. 1 млрд. 600 млн. посещений  в год – это статистика посещений кинотеатров в США. У нас в 10 раз меньше. Когда - то что фильм «Пираты ХХ века» собрал 87 млн. посетителей. Сейчас самые успешные российские фильмы конкурируют с бюджетами американских фильмов на своей территории. Т.е. наши фильмы собирают больше, чем американские фильмы, хотя их бюджет гораздо меньше. Появились законодательные изменения на федеральном уровне, что позволило реально восьми субъектам приступить к нормальному легитимному финансированию развития кино у себя на местах. Станислав Ершов отметил, что главным для нас сейчас является строительство 3, 5 тыс. кинотеатров. 

Надо навести порядок на существующих студиях и потом можно думать о строительстве новых. На самом деле это делается параллельно. Кто-то уже рискует делать свои новые проекты, кто-то пытается на базе существующих. Прозвучали различные варианты решения в мире. Безусловно, мы говорили о том, что существует четкая направленная политика. Если ты хочешь, чтобы на твоей территории развивалось кино, ты делаешь какие-то шаги на законодательном уровне. Новый Орлеан в 30%-ным возвратом бюджета. Могу сказать, что годом раньше был бум в Канаде, когда до 40% бюджета возвращалось в некоторых областях. Ни одному фонду нет смысла поддерживать финансовые проекты, которые берут деньги и уезжают с этими деньгами на другую территорию. Государственные деньги должны расходоваться на том месте, где вкладываются, создавать экономику, где они инвестируются.

Очень интересный аспект: все говорят о новых студиях, но никто не говорит, что нет специалистов. Есть договоренность с ВГИКом. Мы будем выстраивать отношения, потому что, наряду с созданием 8-10 базовых кинофабрик, национальных медиацентров, появится некое количество компаний, у которых кроме задачи текущей прибыли, будет еще задача просчитывать свои действия на 10-15 лет вперед. Потому что экономика инвестиций в кино такова, что это длинная экономика. И тогда возникает вопрос, кто будет создавать продукты экономики, оказывать услуги, создавать кинопродукты. Все упирается в кадры. Кадры в данном случае – это не какая-то модная тема, это реальность, в которой в которой мы существуем. Не буду говорить, какими жаркими спорами была окутана тема осветителей.

Не должно быть монополии на рынке. Строительство новых кинофабрик – это война олигархов. Это дословный термин для печати. Понятно, что в какой-то части это правильно. Может быть, когда говорят о строительстве кинофабрик, не говорят о том, что всего лишь часть вертикально интегрированного бизнеса, и кинофабрика нужна тогда, когда есть определенный объем производства. Сергей Грибков сказал, что при определенном объеме производства, при определенном объеме прогрессирования безусловно сразу стает вопрос об экономике затрат, об экономике расходов, и автоматически возникает серьезный разговор: делать продукты на базе услуг внешней компании, или думать о собственной логистике и о собственном построении производственной цепочки.

Сергей Грибков также внес предложение, что первые несколько лет необходимо, чтобы государство финансировало производство проектов на базе 10 крупных российских студий, потому что с другой стороны океана конкуренция осуществляется с очень крупными и серьезными диверсифицированными и экономически мощными структурами. Реальность такова, что маленькие компании в этом смысле не составляют никакой конкуренции. Необходимо тратить на съемки проектов в России и за рубежом, и это может стать законодательной инициативой.

Нужно создавать проекты, отвечающие стратегии развития государства. Сегодня действительно есть много примеров, когда молодежь с удовольствием смотрит кино, имеющее message. Представитель Ялтинской киностудии поделился своим наблюдением. Как только возникают неровные отношения между нашими государствами, у него сразу исчезает съемочная группа. Он столкнулся с тем, что студии самой по себе достаточно сложно выживать. Надеяться на то, что студия за счет услуг может обеспечить стабильное существование на протяжении всего года, достаточно сложно. Если условно летом были какие-то охлаждения отношений между Украиной и Россией, соответственно, он оказывается в сложной ситуации. Самофинансирование проектов оказалось ситуацией с длинной экономикой, и им не хватает запасов прочности, чтобы как-то участвовать в серьезных проектах, потому что его операционная текучка съедает все его возможности.

 Хотелось бы два слова в завершение сказать о моем личном ощущении того, что я слышал. Сегодня кино – это медиаотрасль, которая в России занимает немного более 1%. Реальность такова. В лучшем случае, при существующих темпах развития через пять лет мы будем составлять 1,3% в мировой отрасли. На уровне конкретного зрителя медиасфера и кино формируют ту самую базовую мотивацию к жизни. Она доминирует, и она определяет какие-то базовые принципы, почему и зачем человек существует, зачем он идет учиться, зачем он потом ищет работу. Общество само определяет процессы идентификации общества, его культурно-ментальной ценности и целостности.

Если говорить о международном уровне, то медиакультура, кино определяет границы международной географии распространения национальных товаров, технологий, культуры и вообще позитивного имиджа экономики, и по сути дела обеспечивает экономические интересы как отдельных компаний, так и в целом всего государства. В этом смысле хотелось бы озвучить 3-4 тезиса, на уровне идей, которые могут быть воплощены. С одной стороны, необходим системный взгляд государства на отрасль. В этом смысле нужна просто единая логика. Выработка и реализация стратегических решений, создающих базовые условия для развития отрасли.

Думаю, что все остальное будет сделано руками непосредственно продюсеров, менеджеров, владельцев компаний либо концернов. Безусловно, это связно с кинотеатрами «цифровая сеть». Это инвестиции в инфраструктуру, в технологии и другие долгосрочные активы кинофабрик Безусловно нужно говорить о том, что все-таки необходимо приоритетное финансирование какого-то количества проектов какое-то время Если мы создаем кинофабрики, если мы пытаемся говорить, что они должны стать точками развития, надо их наполнить деньгами. Нужно понимать, что при финансировании кинопроизводства вполне логично часть этих средств направлять на собственную инфраструктуру.

 Нужно совместное взаимодействие частного бизнеса и государства. Киношколы – это основа кинобизнеса. Я думаю, что критическая масса умных, молодых и амбициозных ребят обеспечит динамику развития, и появятся новые студии, и будут реконструированы те, которые существуют. 

Доклады других выступающих на конференц-форуме «Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего»

Реклама