Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама

А.А.Голутва, заместитель Министра культуры

Я хотел бы чисто методологически высказаться. Замечательно, что прошел такой конференцфорум. Уже понятно, что много полезного и интересного прозвучало здесь, в этих стенах, и это можно использовать в практической деятельности развития системы кинематографии. В то же время, всегда, когда речь идет о спорных вопросах, то очень часто выступающие, при обсуждении этих спорных вопросов, исходят из поиска наилучших решений. В управлении же нужно искать не лучшие решения, а решения оптимальные, наиболее эффективные. Здесь есть разница, и она немаловажная. Видимо, нужно проявлять более диалектический подход с каждой ситуации, понимая, что проблема одна, а способов ее решения несколько, и результаты могут быть разными в зависимости от способов решения, или от комбинации этих способов решения.

Например, на первый взгляд, сомнительное заявление о том, что нужно поддерживать крупный бизнес со стороны государства, в том числе крупные кинематографические компании. Но это заявление сомнительно в том случае, если есть развитая рыночная экономика, и отсутствуют серьезные внешние угрозы со стороны внешних факторов развития. У нас с одной стороны нет первого и, наоборот, есть другое. Что касается внутренней ситуации, то она такова и это сейчас естественное состояние рынка, что количество производителей у нас гораздо больше необходимого, возможностей новых компаний недостаточно, очень много незавершенного производства, очень много невыполненных обязательств, очень много незавершенных фильмов.

Крупные компании – это оборотные средства, это доступ к кредитным ресурсам, это лучший менеджмент. Можно это лучше и лучше продолжить. Если бы у нас было нормальное соотношение между крупными компаниями и компаниями малыми… Сейчас явный перевес за малыми компаниями и недостаточная развитость крупных компаний. Это первая причина. Вторая причина заключается в том, что существует внешняя угроза. Властитель рынка – кинематография США. У нас рынок открытый, они наши конкуренты, они занялись производством на территории страны, они проводят агрессивную политику в этом отношении, создавая студии и вкладывая ресурсы. Возникает вопрос, защищать или не защищать своих производителей, представителей кинематографии, которые в том числе сидят в этом зале. На него тоже нужно давать ответ. На каком-то определенном этапе, наверное, это делать нужно. Если бы у нас было хотя бы несколько самодостаточных крупных компаний, которые могут давать отпор и побеждать на рынке сами, без поддержки государства, зачем же зря тратить деньги. Вот, это одна сторона вопроса.

Есть другая - монополизация. Какая у нас монополизация? У нас сейчас наоборот. Ее близко еще нет. Когда дойдет до этого дело, начнем говорить о малом бизнесе. И наоборот. Второй вопрос, который Игорь Александрович (Каллистов) поставил: помогать или не помогать молодым. Помогать. Потому что как без этого? Молодым режиссерам, молодым актерам. Им нужна поддержка, нужна помощь. Новых продюсеров, современных, образованных, готовых работать в соответствии с задачами сегодняшнего дня, нужно поощрять более всего. Самый большой дефицит у нас в качестве. Этого человека нет в зале, поэтому я могу сказать.

Роман Борисевич, молодой продюсер, считающийся одним из самых перспективных продюсеров России. Пришел паренек, который говорит, что у него есть сценарий и режиссеры, которые еще ничего не сделали. Государство помогло и профинансировало этот фильм («Коктебель»). Уже после стало ясно, что с этими людьми надо работать. Сейчас у него появился третий режиссер, который, думаю, будет не менее талантливым, чем предыдущие два. Ясно, что у этого человека талант к продюсерской деятельности, он существует, и он виден. Он займется коммерческими проектами, и у него тоже получится. Таких людей нельзя бросать. Им нужно обязательно помочь.

Поэтому вопрос как всегда, вопрос соотношения. На одном этапе выходит одна задача и ее нужно решать. Получается перекос в одну сторону. Вытаскивается другое звено. Ни, к сожалению, ни к счастью, а вот именно так всегда, и принимаются управленческие решения. Вопрос бюджета фильмов, которые мы знаем: много, мало, достаточно, недостаточно. Здесь тоже нет однозначного ответа. Во-первых, много или мало, наверное, в конечном итоге выяснится, когда что-нибудь получится. Во-вторых, не стоит задача увеличения бюджета, стоит задача решения более масштабных, более серьезных коммерческих задач при минимизации бюджета насколько это возможно. У продюсера эта задача: снять фильм как можно за меньшие деньги, а не потратить больше денег на фильм. Если сейчас наше кино будет состязаться с американскими кинематографистами в величине бюджета – это смертный приговор российскому кинематографу. И нет у меня никаких сомнений в этом вопросе. Мы уже состязались в гонке вооружений. Чем это закончилось, вы знаете. Это безумство с точки зрения имиджа кинематографии. Во всех смыслах. Это зажравшаяся кучка, которая сидит и делит деньги. К этому нужно подходить чрезвычайно ответственно. Это важнейший вопрос. А потом это непрофессионализм: «Я хочу снять хороший фильм,¸ поэтому мне нужен большой бюджет». Нет, я хочу конкретно сделать это, это и это в этом фильме и не могу потратить меньше денег, чем я это заявляю. Вот, это профессиональный подход продюсера.

И последняя сфера. По поводу крупных проектов. Я сознательно говорю и вас призываю: не надо произносить слово госзаказ. Иначе вам будет, и мало не покажется. Зачем вызывать из небытия эти вещи? Зачем это делать? Есть сейчас готовность у государства выдать дополнительные деньги и разрешить эти деньги потратить на фильм в больших количествах. Я имею в виду, эти фильмы должны соответствовать развитию общества, экономики страны, гражданского общества, борьбе с внешними угрозами. Это желание дать больше денег можно только приветствовать. Другое дело, что, применяя какие-то механизмы, в том числе конкретные механизмы госзаказа, можно все это загубить. Чем больше степеней контроля, чем больше консультантов, тем худшим будет результат. Чтобы совсем не испортить кино, мы об этом не говорим вслух. Но попробуйте, проанализируйте последние десяток фильмов, которые были сняты по заказу ведомств. И назовите мне успешный. Это чрезвычайно сложное и тонкое дело.

Снимают люди, сами привлекают бюджетные средства, этих бюджетных средств, конечно, не хватает, хочется, естественно, и что-то заработать. Поэтому, если какой-то интересный проект проходит, государство дает типа грантов на то, чтобы можно было завершить фильм и попытаться не только сделать хорошее кино, но и заработать. С другой стороны, государство дает в ограниченном масштабе деньги на какие-то крупные проекты, которые будут, видимо, более тщательно отбираться. Ну, и все. А дальше права получает продюсер, пусть он работает. Мне бы лично хотелось этого. Если мы будем сами противоречить друг другу, и говорить, что пусть за нас все вопросы в этом сегменте решит государство, закончится очень плохо и для государства, для его интересов, и для самого продюсера.

Я хотел бы выразить огромную благодарность тем, кто принял участие в конференции, потому что сейчас чрезвычайно важно развитие кино. Как мы сейчас определимся, так мы будем жить, так будем работать 10-15 лет. В заключении хотел бы сказать, что сейчас завершается Министерством культуры формирование подразделения, которое будет заниматься кинематографией. Будет Департамент кинематографии. Руководителем будет директор одной из крупных студий и человек, имеющий опыт работы на государственной службе Сергей Анатольевич Зернов. Он не участвовал в работе конференции, он сейчас сдает дела. Понимая сейчас важность контактов со всеми участниками рынка, важность выработки политики в сфере права, в сфере организационных и экономических инструментов, в сфере кино, специально в рамках департамента создаем экспертно-аналитический отдел, в котором будут работать специалисты-аналитики для того, чтобы мы при вашем содействии приходили к более правильным выводам и решениям, и давали более интересные рекомендации администрации президента.

В Департаменте в качестве заместителя директора будет работать Игорь Александрович Каллистов, который выступал сегодня перед вами. В нашем Департаменте будет работать Алексей Сохнев, который только что выступал. Он будет начальником экспертно-аналитического отдела. Мы привлечем еще целый ряд новых специалистов, хотя основа этого департамента, его база, основной состав будут люди, кто работали в управлении кинематографии федерального агентства. Еще раз, большое спасибо и до новых встреч.

Доклады других выступающих на конференц-форуме «Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего»

Реклама