Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама

Игорь Каллистов, заместитель начальника департамента кинематографии  Министерства культуры России.

 - Вначале я, пользуясь своим служебным положением, сделал доклад, чтобы более детально изложить свою позицию о тех задачах в области государственной поддержки, которые вытекают из поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Остановился на тех сложностях, которые мы испытываем при обосновании наших бюджетных заявок. Предложил поупражняться в арифметике, сопоставить объем государственной поддержки российского производства в Российской Федерации, которая составляет 2,6 млрд. рублей и фильм «Особо опасен», производство которого обошлось в 150 млн. долларов.

Получилось, что один фильм больше, чем вся наша поддержка. Дискуссия развернулась по следующим моментам. Прежде всего, было настоятельно высказано, что в одиночку работники Министерства культуры Российской Федерации не могут осуществлять те совершенно очевидные задачи, о которых говорилось накануне. Т.е. убедить экономический блок правительства, высшие органы власти России в том, чтобы увеличить эти суммы для тех, кто нуждается в государственной поддержке. В этой связи необходимо привлекать все слои кинематографической общественности, но, прежде всего, наверное, продюсеров, которые более близко связаны с финансированием проектов. Был, в частности, представлен клуб молодых продюсеров. Освещены задачи, цели и опыт работы этой организации. И кончилось традиционно тем, что клуб нуждается в государственной финансовой поддержке.

Здесь, может быть, со мной никто не согласится, но мне кажется, что кому-кому, а вот молодым продюсерам помогать деньгами не стоит, потому что это та категория профессиональных работников, которая как раз должна уметь принести деньги. А посадить их на такую подкормку – это, наверное, неправильно их воспитать с самого начала. Это мое личное мнение, я его нигде до этого не высказывал. Еще раз повторяю. Наверное, надо помочь чем-то организационно, как это раньше было, шефская помощь.

Дальше была высказана мысль о том, что политика концентрации государственной поддержки на крупных кинокомпаниях – это, в общем, вредное дело, потому что талантам надо помогать, как говорится, но помогать надо как раз малым предприятиям, начинающим организациям, но не тем, которые так успешно работают на рынке и без того получают коммерческие доходы. Особое недоумение вызвало то, что помимо того, что они получают высокие доходы и высокую посещаемость, их еще и снабжать из федерального бюджета. Наверное, нам надо это обдумывать, насколько возможно обдумывать поручение Президента и правительства, но, тем не менее, такая мысль была высказана.

Следующий момент. Было сказано с абсолютной очевидностью, что без расширения киносети все попытки расширить зрительскую аудиторию хотя бы количественно, а если и все социальные слои населения, то и качественно – это задача неразрешимая одним производством фильмов. Необходимо тем или иным способом государству содействовать в расширении сети. Помимо обсуждения сети кинозалов, еще было предложено обратить внимание на исторические здания кинотеатров, которые представляют собой архитектурную и историческую ценность. Такие объекты есть в каждом городе, и, наверное, такие объекты можно было бы реконструировать и вести там культурный и кинематографический оборот.

Следующий момент, который был высказан, это то, что сумма государственной поддержки даже 200 млн. рублей, это не та сумма, которая действительно поможет создавать картины, способные конкурировать на российском рынке с американскими блокбастерами. Для сравнения могу вам сказать, что на сегодняшний день средний размер государственной поддержки полнометражного фильма составляет 27,5 млн. рублей. Так что 200 млн. по сравнению с этим, это десятикратное увеличение.

Целый блок вопросов был посвящен электронному кинобилету. Мы все знаем, что есть институт НИКФИ, который уже имеет первоначальные разработки в части электронного билета. Не так плохо обстоит дело с этим проектом. Его надо просто освежить, поскольку прошло 10 лет с того момент, когда он был начат и прошел экспериментальную апробацию. Также было высказано такое мнение, что стоит ли изобретать велосипед, поскольку многие коммерческие киносети прекрасно используют систему кинобилетов, причем, как говорится, в региональном разрезе, поэтому надо просто сертифицировать программно-аппаратное обеспечение и технические средства, если они пригодны для того, чтобы замкнуть это все на единый федеральный уровень, то надо просто воспользоваться, купить этот продукт в конце концов, просто договориться. Не надо здесь проводить никакие глубокие научные и экспериментальные работы.

Была высказана еще такая мысль, в развитом демократическом и рыночном мире существует институт лоббистов, и не надо людям, занятым разработкой стратегии на длительную перспективу, попутно самим пытаться уговорить экономические ведомства и другие инстанции в своей правоте. Надо для этого привлекать на договорной основе специальных агентов, которые есть, а если нет, в принципе, хорошо бы их готовить. Вот так прошло наше обсуждение основного вопроса.

Доклады других выступающих на конференц-форуме «Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего»

Реклама