Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама

Александр Рубин, генеральный директор «Кинопроект»

Я постараюсь не переходить на китайский язык, потому что вчера это, к сожалению, произошло. Мы закончили, наверное, самыми последними. Не знаю, с гордостью нужно говорить об этом или с горечью. Но все хорошо получилось. Я не так пессимистично настроен, как уважаемый господин В.Малышев. По-моему, мы не сильно отстаем. Вчерашняя четырехчасовая дискуссия, думаю, это доказала. В целом, по темпам развития с точки зрения кинотехнологий Россия, может быть, по количественным показателям и отстает, но по темпам и желанию учиться - точно нет.

Мы попытались вчера разбить всю процедуру технических инноваций на несколько составляющих и оценить среднесрочные и долгосрочные перспективы по нескольким разделам. Съемочный процесс и post-production, хранение и дистрибуция контента, показ и все формы, связанные с приходом цифровых технологий кинопоказа. Отдельное внимание мы уделили вопросу сертификации услуг в области кинопоказа и контролю качества. И был некий общий круг вопросов, связанных с отношениями общества к современным инновациям.

Очевидно, что пленочная индустрия продолжает жить, несмотря на пророчества о ее скорой смерти. Есть области съемочного процесса, где пока еще пленка незаменима, несмотря на анонсы современных камер. Масса продукции продолжает сниматься на пленку, соответственно, востребована пленочная индустрия, как с точки зрения обработки, так и с точки зрения последующего использования в post-production, хотя, конечно, приходит все, что связано с компьютерными эффектами, с графикой, с цифровой обработкой кино.

Более 70% картин, мы прогнозируем, будет обрабатываться в HD уже в ближайшие несколько лет. И единственный момент, где пленка будет сдавать свои позиции с ростом цифровых кинозалов – это прокатная часть индустрии. Когда сегодняшние 52 цифровых кинозала по стране начнут превращаться в сотни, занимая серьезную долю на рынке, пленка начнет сдавать свои позиции. В перспективе это произойдет к 2015 году. Хотя общее мнение всех экспертов, участвовавших вчера в круглом столе, что скорость технических инноваций такова, что очень сложно сейчас сказать, что будет дальше. Но на ближайшие два-три года перспективы очевидны. Съемка на цифру становится на уровень пленки. У нас были вчера представители и этого крыла индустрии. Это люди, которые работают в цифре очень давно.

High Definition все равно приходит, это неизбежный процесс. Ему можно противиться, говорить о достоинствах пленки, но, тем не менее, прогресс неизбежен. Цифровая съемка – вещь, пришедшая в нашу жизнь, и будущее остается за ней. Мы обсудили с точки зрения production возможность создания минипроизводств уникальной продукции, и, наверное, глобальное производство чего бы то ни было в России с нуля – вещь не перспективная, но на базе сегодняшних предприятий возможно создание министудий, способных помочь киноиндустрии в стране развиваться чуть быстрее.

Второй вопрос - это хранение и дистрибьюция. Это вопрос совершенно не охваченный, и, если не подойти к нему с точки зрения перспектив, то мы многое потеряем. При отсутствии рационального хранилища в цифровом виде сегодняшнего аудио- и видеоконтента, который имеется в кино, без создания подобных файловых активов, мы рискуем попасть в ситуацию, когда через несколько лет может быть что-то безвозвратно утеряно. Я не хочу говорить о набившей оскомину теме, о Госфильмофонде, о возможности оцифровок и хранения. Я хочу просто обозначить проблему: при переходе к цифровым кинотехнологиям еще острее встанет вопрос архивирования предыдущего поколения материалов и хранения сегодняшнего.

Применяя те технологии, которые используют любые другие электронные технологии хранения массива данных, можно говорить о том, что уже сегодня нам доступно создание файлового архива, который будет способен хранить достаточно надежно и долго тот объем культурных данных, который был снят на пленку, или на цифру. Сделав подобный файловый архив, возможно на основе национальной программы, целевых фондов, я не силен в юридической практике, но, создав подобное хранилище, мы сможем помимо того, что обеспечить сохранность, еще и обеспечить оперативный доступ в современных кинотеатрах к этим данным. Это обеспечит и формирование библиотек кино по запросу, и возможность оперативного управления подачей контента зрителю. Это важная технологическая инновация, которая полезна зрителю, которая не просто представляет собой абстрактный набор стандартов, но и применима к нашей жизни сегодня. Мы поговорили о возможности передачи контента.

Конечно, нужно ждать каких-то движений на спутниковых каналах, потому что при нашем развитии государства не секрет, что почтовая отправка с голубями, лошадьми и другими сервисами дисков или пленок куда-то – это отдельный процесс, отдельные люди, десятки людей, поезда, самолеты. Это в Швеции можно доехать за час на машине в любую сторону. У нас так не получается. Поэтому процесс передачи данных в цифровом виде из точки А в точку Б с использованием наземных, спутниковых и любых других каналов передачи я считаю чрезвычайно важным. Пока это еще достаточно дорого, но мы предвидим быстрое удешевление процесса, и тогда этот способ передачи данных займет достойное место. А вкупе с файловым архивом это даст возможность даже удаленным кинотеатрам получать нужные фильмы и контент достаточно быстро и без проблем.

Кинопоказ – очень важная часть вчерашней дискуссии, потому что именно в нем и проявляются те основные инновации, которые пришли в нашу жизнь за последние год-полтора и будут развиваться в ближайшие лет десять. В первую очередь, это, конечно, приход цифрового кино, так называемого Digital cinema, и те опции, которые связаны с этим. Основная мысль, к которой пришли все участники вчерашней дискуссии, в том, что цифровое кино – это не только и не столько технологическая революция, а замена пленки на цифровой носитель. Это в основном инструмент, с помощью которого можно добиться не только качественно новой услуги, постоянного качества изображения в данном случае, но и возможности создания библиотек.

 Это и 3D – современное прочтение стереокино. В Советском Союзе стерео начинало разрабатываться, а благодаря сегодняшним техническим инновациям со стороны Лос-Анджелеса эта функция прибывает к нам, сегодня в 21 веке и дает возможность привлечь в кинотеатры новую аудиторию. 3D сегодня единственный способ вернуть людей в кинотеатр. Это как раз тот случай, когда приход цифрового кино – это не только абстрактная революция, интересная специалистам, но и способ привлечь зрителей в кинотеатры. Очень много внимания мы вчера уделили возможности развития съемки в 3D благодаря тем разработкам, которые сегодня есть в НИКФИ, других организациях. Я считаю, что необходимо уделять этому аспекту внимание. Есть привязки к Олимпиаде, есть привязки к каким-то долгим планам развития. Это необходимо делать. Чем проще и быстрее станет доступна съемка в 3D российским режиссерам, тем больший контент в стерео будет появляться, тем больше будет кинотеатров и тем больше там будет зрителей.

Это ключевое преимущество массового кинопоказа сегодня. Возможно, когда-то 3D технология придет и на массовый рынок, но пока те тестовые образцы, которые показывают производители, не позволяют говорить о долгосрочных перспективах. И, конечно, альтернативный контент. То, что мы вчера упомянули, – это цифровой контент, способ показать зрителю, помимо кино, что-то другое, превращая кинотеатр в некий многофункциональный культурный центр. Вот о чем мы говорили на пленарном заседании. Не только кино, но и что-то еще: массовые мероприятия, любые культурные события, которые можно в высочайшем качестве транслировать в кинотеатрах. И, конечно, приход цифровых технологий в кинопоказ – это возможность доступа к малым городам.

Ни для кого не секрет, что стоимость копий, плюс логистика, плюс пусть даже небольшое оборудование не дает возможности сегодня оперировать кинопоказом в малых городах: это экономически не эффективно. Способ цифровой доставки контента при должной защищенности и сохранности авторских прав дает нам возможность говорить о создании цифровой сети дистрибуции кино по малым городам. В какой форме – это предмет обсуждения, но именно цифра дает такую возможность, и об этом нужно говорить.

Сертификация. Ни для кого не секрет, что с пленочным кино мы как-то разобрались, а с цифровым совсем «глухо». Нет ни одного отечественного стандарта, который соответствовал бы сегодняшним требованиям. Я уже не говорю про 3D. Однозначно необходимо применять сегодняшние международные стандарты, и как можно скорее. Кроме того, нам, конечно, необходим контроль качества в области кинопроката, даже больше, чем в области съемки. Включаться в процесс лицензирования – это вопрос больше юридической практики, но контроль качества кинопоказа – это действительно вещь важная, потому что сегодня в разных кинотеатрах мы слышим разный звук и видим разное изображение. К сожалению, это факт. И особый подход к малым городам.

Создавая подобные стандарты, мы, конечно, должны ставить себе планку заведомо завышенную, потому что мы должны понимать, что создаем стандарт, на базе которого мы будем не только подтягиваться к существующим нормам, но и развиваться вперед. При этом, конечно, дифференцированный подход может подразумевать создание стандартов доусовершенствования кино в малых городах до современного уровня качества цифрового кино

И последняя часть касается сообщества в целом. Конечно, нехватка кадров ощущается очень серьезно. Это ни для кого не секрет. Если с киномеханиками- пленочниками мы еще как-то разбираемся, с переходом на цифру наступит крах. Кто только не работает операторами на цифровых постах. Профессионалов в этой области нет, их надо как-то учить. Все профессионалы должны в этом принимать участие. Какое? Это надо обсуждать. Приходить, что-то рассказывать, показывать. Это необходимо делать.

Ну, и общие моменты. Новые технологии, о которых мы говорим, конечно, не заменяют художественную составляющую. Об этом говорилось. Но при сегодняшнем уровне развития молодежи, технологии -  это как раз та необходимая часть, которая привлекает людей в кино. Технологичность, прогрессивность, эффекты, какие-то опции, связанные с 3D. Мы не пытаемся своими винтиками заменить смысл фильма. Но это тоже необходимо. Без применения технологических инноваций не получится нового кино. Если мы будем всю эту цепочку образование – наука - кинопрокат поддерживать достойным образом, то России по силам встать в список тех стран, которые будут лидировать в области технологических инноваций в ближайшие лет 7-8.

Доклады других выступающих на конференц-форуме «Российская киноиндустрия-2008: анонс будущего»

Реклама