Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
68
на печать
Наум Клейман
Наум Клейман
Наум Ихильевич Клейман

киновед, историк кино

Автор многочисленных статей по теории и истории киноискусства.
Один из крупнейших специалистов по творчеству С. М. Эйзенштейна.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1998).
С 1992 года по 2014 год — директор Государственного центрального Музея кино и Эйзенштейн-Центра в Москве.

Родился 1 декабря 1937, Кишинёв, Бессарабия.
Учился на математическом факультете Киргизского университета во Фрунзе. В 1961 году закончил киноведческий факультет ВГИК (мастерская Н. А. Лебедева и Е. М. Смирновой) и начал работать в Отечественном отделе Госфильмофонда. Научный консультант по реконструкции фильмов С. М. Эйзенштейна «Старое и новое» («Генеральная линия»), «Октябрь», «Броненосец „Потёмкин“». Участвовал в восстановлении в качестве фотофильма уничтоженной картины С. М. Эйзенштейна «Бежин луг» как режиссёр (совместно с С. И. Юткевичем) и научный консультант.

В 1965 году избран научным секретарём Комиссии по творческому наследию С. М. Эйзенштейна, участвовал в организации Научно-мемориального кабинета Эйзенштейна (Музея-квартиры) при Союзе кинематографистов СССР и с 1967 по 1985 год, а также с 1992 по настоящее время — его хранитель. Один из составителей и авторов комментариев «Избранные произведения Эйзенштейна» в 6 томах (1964—1971).

Заведующий музейным отделом Бюро пропаганды советского киноискусства (позже — ВТПО «Киноцентр»), директор Центрального музея кино при ВТПО «Киноцентр», с 1992 годa — директор Государственного центрального Музея кино (по 2014 год).

C 1988 годa преподает на Высших курсах сценаристов и режиссеров (курс истории мирового кино). Вёл спецкурс по творчеству С. М. Эйзенштейна в Нью-Йоркском университете (1990 и 1991), семинар по эстетике эксцентризма и по творчеству С. М. Эйзенштейна (1994 и 1998) в Немецкой Академии кино и телевидения в Берлине, а также семинары по истории кино в Будапеште, Калькутте, Лос-Анджелесе, Мюнхене, Токио и Хельсинки.

В 1993 году избран членом Европейской Киноакадемии (EFA), получив её приз «Феликс». Награждён Орденом литературы и искусства (Франция, 1992) и медалью имени Гёте (Германия, 1995). Кавалер ордена Восходящего солнца за вклад в развитие культурных связей между Россией и Японией (Япония, 2005).

Лауреат премий Международной ассоциации кинокритиков FIPRESCI за составление ретроспективы «Неизвестное советское кино» (МКФ в Москве, 1987), имени Мела Новикова (МКФ в Сан-Франциско, 1994), имени Жана Митри (МКФ в Порденоне, Италия, 1994), Гильдии киноведов и критиков России и фестиваля «Белые Столбы» (1998).

Являлся членом международного жюри на кинофестивалях в Венеции, Берлине, Лейпциге, Торонто, Париже, Локарно, Стамбуле.

В 1993—1997 годах — автор и ведущий телевизионных программ «Музей кино», «Шедевры немого кино», «Сокровища старого кино». Автор сценария и продюсер фильма «Дом мастера» (1998). ТЭФИ присудила фильму приз «Орфей» как лучшей документальной картине 1998 года.
Реклама