© ProfiCinema. Интернет журнал о кино. Все права защищены.
Информационное издание о кинобизнесе. Все новинки кино, новые фильмы.
Полная или частичная публикация в средствах массовой информации, включая прессу, телевидение, радио и Интернет, возможна только с письменного разрешения редакции.

Кинофестиваль в Локарно



Кинофестиваль в Локарно

Кинофестиваль в Локарно (Швейцария). Это форум входит в пятерку старейших киносмотров в мире, но до сих пор, в силу разных обстоятельств, должен доказывать свою состоятельность и право на существование. Отчасти это связано с отсутствием строгой концепции проведения этого почетного мероприятия – в разные годы фестиваль трансформировался и менял вектор культурного развития. В основном, киносмотр ориентирован на молодых режиссеров.

Первый фестиваль в Локарно прошел в 1946 году. Тогда проводились специальные опросы для выявления победителей. В 1951 году фестиваль не проводился вовсе. Призы жюри до 1958 года не имели названий. С 1952 года появилась традиция вручения премии иностранных кинокритиков – гостей фестиваля – они становились жюри. В 1958 году призы МКФ в Локарно наконец-то обзавелись названием – жюри стало вручать «Золотой парус» и «Серебряный парус». И только 10 лет спустя, в 1968 году они стали привычными для нас «Золотыми» и «Серебряными леопардами». «Бронзовый леопард» пополнил арсенал призов в 1972 году.

Время от времени на МКФ в Локарно вручались почетные спец. призы: с 1977 по 1989 год премия имени Эрнеста Артариа, с 1992 года – призы за межкультурное содружество и пропаганду дружбы народов мира. В 1983 году руководство фестиваля решило добавить в программу и конкурс телефильмов с призом «Глаз леопарда», но уже 1987 году от этой непродуктивной для имиджа фестиваля идеи пришлось отказаться.

Обладателем самого первого приза за лучший фильм МКФ в Локарно стала американская картина Рене Клера «И не осталось никого». В том же далеком 1946-м году наши выдающиеся кинооператоры Эдуард Тиссэ и Андрей Москвин увезли из Локарно приз за лучшую операторскую работу (первая серия «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна). В следующем году советский операторский цех повторил это достижение – Анатолий Головня и Тамара Лобова получили приз за «Адмирала Нахимова». На этом успехи отечественного кинематографа на этом киносмотре не закончились. В разные годы наши кинематографисты награждались и главными, и второстепенными призами в Локарно.

В 1953 году приз за лучший фильм от иностранных кинокритиков (на том момент это был главный приз фестиваля) получил Григорий Александров за байопик «Композитор Глинка». В 1959 году премия за «зрелищный фильм» досталась Владимиру Каплуновскому за экранизацию «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. Режиссерская награда МКФ в Локарно 1960-го года тоже отправилась в СССР – Марку Доскому за картину «Фома Гордеев». «Девочка и эхо» прибалтийского режиссера Арунаса Жебрюнаса в 1965 году получила специальный приз жюри. Борис Яшин получил приз за лучший дебют – фильм «Осенние свадьбы» (1968).

Долгожданного, но не полноценного (выбранного не единогласно, а большинством членов жюри) «Золотого леопарда» в СССР заполучили только в 1969 году, благодаря выдающейся картине Глеба Панфилова «В огне брода нет». Почетная премия имени Эрнеста Артариа также доставалась представителям нашей страны – в 1984-м Алексей Герман получил этот приз за картину «Мой друг Иван Лапшин». «Бронзовый леопард» заслуженно достался Александру Сокурову за его ленту «Одинокий голос человека» (1987). В пору вручения телепремий СССР также не остался в стороне – фильм «Пятно» Алеко Цабадзе получил «Глаз леопарда» в 1987-м.

Лихие 90-е, безусловно, отразившиеся и на кинематографе нашей страны, принесли новую волну призов на МКФ в Локарно. В 1990 году главный приз («Золотой леопард») получила Светлана Проскурина за картину «Случайный вальс». В 1991-м специальный серебряный приз достался ленте «Облако-рай» Николая Досталя.

В настоящее время на МКФ в Локарно вручают «Золотых» и «Серебряных леопардов» лучшим картинам и режиссерам. Лучшие актер и актриса получают «Бронзовых леопардов». Современной традицией фестиваля также являются показы на открытом воздухе, которые проходят на площади Пьяцца-Гранде в центре города. В этой программе демонстрируются как новые, так и старые картины.

В целом фестиваль сохранил свою ориентированность на молодые имена, поэтому в основном конкурсе нет громких имен и мэтров мирового киноискусства.


 

 

© ProfiCinema. Интернет журнал о кино. Все права защищены.
Информационное издание о кинобизнесе. Все новинки кино, новые фильмы.
Полная или частичная публикация в средствах массовой информации, включая прессу, телевидение, радио и Интернет, возможна только с письменного разрешения редакции.