Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 июня 2011 18:53

Елена Романова: «Международный департамент Фонда должен стать сейчас неким центром компетенции и экспертизы для российских продюсеров»

Елена Романова: «Международный департамент Фонда должен стать сейчас неким центром компетенции и экспертизы для российских продюсеров»

Сегодня, 23 июня 2011 года открывается 33-й Московский Международный фестиваль, в рамках которого с 27 июня будет проходить Moscow Business Square, которую в этом году организует Фонд кино. Незадолго до фестиваля главный редактор Интернет-портала ПрофиСинема Нина Ромодановская встретилась с Еленой Романовой, главой Международного департамента Фонда и побеседовала с ней о том, какие мероприятия запланировала организация на Moscow Business Square, а также о работе подведомственного Елене Владиславовне департамента и задачах, которые перед ним стоят, и многом другом.

Нина Ромодановская:
Вы возглавляете Департамент по международным связям и продвижению с января 2011 года. Какие задачи стоят перед департаментом, что входит в его функции?

Елена Романова:

Основная, глобальная задача департамента – создание благоприятных условий для интеграции российского кино в международное кинопроизводство. Мы собираемся развивать совместное кинопроизводство в отношении проектов, которые были бы интересны как российскому зрителю, так и международному. Помимо того что развитие копродукции способствует установлению международных связей оно необходимо для повышения качества кинопродукта. Потому что западные требования к кино высоки и существенно отличаются от того, что привыкли делать мы, если говорить о качестве, а не о тематике. Для того, чтобы  плодотворно развивать это направление, иметь доступ к европейским фондам финансирования и устойчивые связи с международными  продюсерами необходима постоянная коммуникация.
Соответственно налаживание деловых связей – одна из основных задач нашего Департамента.
Мы не так давно запустили портал, на страницах которого описаны основные принципы, в соответствии с которыми Россия участвует в международной копродукции. Международный департамент Фонда должен стать сейчас  неким центром компетенции и экспертизы для российских продюсеров, которые хотели бы заниматься совместным производством и привлекать европейское финансирование.
У нас собирается информация о том, как построена система государственной поддержки кино в Италии, Франции, Испании, Германии, в Англии, и как можно получить финансирование в конкретной стране, а также о том, как сформировать международный проект.

Нина Ромодановская:
То есть Ваш Департамент будет выполнять консультационные функции? Любой продюсер может придти к сотруднику Фонда, и узнать, как ему оптимальнее реализовать проект с партнерами из других стран?

Елена Романова:

Да, совершенно верно, в зависимости от специфики проекта, который он собирается реализовывать. Одной из причин, почему у нас не развита копродукция, является отсутствие информации. Зачастую продюсеры просто не знают, какие существуют механизмы. Я сейчас не говорю о тех немногих, кто знает эту систему и успешно делают копродукцию. Это нужно тем, кто не владеет достаточной информацией для реализации своих целей.

Нина Ромодановская:
Что мы можем предложить мировому киносообществу? Какие, по Вашему мнению, приоритетные задачи у отечественной кинематографии: копродукция или привлечение продакшена и постродакшена на наши производственные мощности?

Елена Романова:

Одно вытекает из другого. Естественно, если мы говорим о копродукции, то часть работ должна осуществляться в России. Если хорошо поискать, у нас есть профессионалы в постпродакшене, в компьютерной графике и съемочные группы, которые по ценовой политике могут конкурировать с той же Чехией и Белоруссией. Все есть, только нужно обращаться по правильному адресу. Конечно же, чтобы развивать полноценное производство на территории России, необходима налоговая инициатива, но мы над этим работаем. Поверьте, в первую очередь иностранных участников интересует налоговая льгота, это главное. Если есть экономия, то все остальное находится.  Поскольку Фонд наполовину является федеральным органом власти, он имеет право выходить с инициативой по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, которое регулирует сферу кинематографии. Соответственно, мы сейчас работаем над документом о стимулировании развития кинопроизводства и привлечении иностранных инвестиций на территорию России.
Пока нет этих налоговых стимулов, мы можем быть неким центром компетенции, что сейчас уже имеет место быть. Есть ряд американских компаний, которые хотели бы снимать в России и обратились с просьбой порекомендовать локейшн и подрядчиков на нашей территории. Они хотят быть уверены, что все пройдет по плану и на высоком профессиональном уровне. С этой точки зрения мы можем рекомендовать крупнейших производителей.
Конечно, пока не будет решен вопрос с налоговыми льготами, мы можем осуществлять только координационные функции.

Нина Ромодановская:
Работа над документом о стимулировании развития кинопроизводства, по внесению налоговых изменений сколько займет времени?

Елена Романова:
Ведомство, которое занимается экономическими вопросами, Министерство экономического развития, в лице Замминистра Станислава Воскресенского, очень заинтересовано в индустрии. Он был одним из родоначальников тех реформ и преобразований, которые начались в отечественном кинематографе. С учетом данных реалий я не думаю, что процесс будет очень длительным. Но налоговые изменения вообще нелегко даются.
Стандартный срок для внесения изменений в законодательство – до двух лет.

Нина Ромодановская:
На 33-м ММКФ пройдет обширная деловая программа в рамках Business Square, организацией которой занимается Фонд, в частности Ваш департамент. Какие мероприятия планируются в рамках этой программы? Есть ли ожидания каких-то реальных результатов в ближайшее время (подписание соглашений, договоров и т.д.) или все-таки такие мероприятия имеют стратегическое значение и работают на отдаленный результат?

Елена Романова:

На деловую программу Business Square на ММКФ мы ожидаем порядка 300 гостей, из них 100-150 приедут по нашим приглашениям. Это крупнейшие продюсеры, главы фондов, отборщики фестивалей, дистрибуторы. В этом году нововведение – все мероприятия: Третий Московский Форум Копродукции, Moscow Industry Showcase и Moscow Business Square Screenings, - пройдут под эгидой Moscow Business Square. Комиссиям и фондам мы выделяем пространство, для того чтобы они могли рассказать о своей деятельности. Больше всего будет представлено стран с постсоветского пространства, из Прибалтики.
Это понятно, учитывая наше расположение. Москва – центр постсоветского пространства, исторически обоснованное место, где  эти страны могли бы себя так активно представить.

Одно из важных направлений нынешней Moscow Business Square – итальянское, учитывая, что сейчас проходит Год культуры Италии в России и России в Италии. Ожидается итальянская делегация, пройдет круглый стол, посвященный российско-итальянскому сотрудничеству: «Россия – Италия. Новые возможности совместного кинопроизводства и дистрибуции», в котором с итальянской стороны примут участие Лучано Совена, глава Cinecitta Luce, Никола Борелли, глава Департамента по кинематографии Министерства культуры Италии, Марио Ла Торре, советник министерства культуры Италии, Элизабетта Брусколини, директор Centro Sperimentale Di Cinematografia Production, а также представители крупнейших продюсерских компаний Италии: «Фанданго», «Медуза-филм», «Лаки ред», «Катлея». Ряд независимых итальянских продюсеров представит проекты для реализации фильмов совместного производства.
Также будет круглый стол «Финансирование кинопроектов из развивающихся стран». Параллельно в первый день пройдет презентация наиболее ожидаемых российских кинопроектов 2011-2012 года и презентации партнеров Moscow Business Square на базе Showcase или в переговорных. Второй день не менее интересный, это круглый стол «Участие европейских телеканалов в международном кинопроизводстве. Опыт России и других ведущих европейских стран». Как вы понимаете, в Европе ни один кинопроект не реализуется без участия каналов. Эта практика отработана и четко работает, но не в России, к сожалению. Очень хочется послушать коллег, которым все-таки удалось выстроить успешно функционирующую систему.
Еще один круглый стол - «Россия в европейском кинопроизводстве». Ожидаются представители Евримаж. Официальное вступление России в эту организацию произошло в марте текущего года, и опыта пока нет. Соответственно, сессия будет посвящена практическим вещам: что нужно сделать, чтобы российские продюсеры смогли подать заявки в Евримаж, какие есть подводные камни, требования к документам и отчетности. Будет разобран конкретный пример, кейс-стади совместного кинопроизводства, получивший поддержку Евримажа.
Естественно, совместные проекты при участии российских продюсеров получали поддержку Евримажа и раньше, но подавались документы со стороны европейского продюсера. Сейчас появилась возможность у российских продюсеров напрямую подавать заявки в Евримаж.
Также затронут вопрос современного состояния и перспектив развития индустрии стран постсоветского пространства. Учитывая наше географическое расположение и исторические прошлое, мы не можем обойти стороной данную историю.
Состоится собрание российско-германской Академии, которая существует уже некоторое время. Будет подписано двустороннее соглашение о кодевелопменте проектов между Фондом кино и тремя крупнейшими германскими фондами: German Federal Film Board (FFA), Medienboard Berlin-Brandenburg (MBB) и Mitteldeutsche Medienforderung (MDM).
Основная задача состоит в том, чтобы получить продукты, интересные всем. Для этого нужно включаться в разработку на самых ранних стадиях. Логично, что мы делаем совместный девелопмент, который не требует существенных финансовых вложений. Это и не нужно, речь идет об обмене проектами, и отборе действительно интересных. Подобная практика у германской стороны уже есть с Польшей и Турцией. Германо-польский Фонд работает достаточно активно и плодотворно, и мы хотим попробовать такой же формат взаимодействия.
Автор:
Нина Ромодановская

Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль

Другие статьи по теме Фонд кино

Фоторепортажи по теме Московский международный кинофестиваль

Реклама