Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 апреля 2013 11:15

Кирилл Разлогов: Московский кинофестиваль в поисках новых тенденций кино.

Кирилл Разлогов: Московский кинофестиваль в поисках новых тенденций кино.

С 20 по 29 июня 2013 года в Москве в 35-й раз пройдет Московский международный кинофестиваль. Предлагаем вашему вниманию интервью программного директора фестиваля Кирилла Разлогова, ранее опубликованное на официальном сайте ММКФ. В интервью авторитетный российский киновед рассказал журналисту Елизавете Симбирской о самых ожидаемых новинках в программе и о тенденциях в международном фестивальном движении, к которым ММКФ имеет отношение.

Корреспондент:
ММКФ славен своими ретроспективами и внеконкурсными программами. В чем причина появления тех или иных имен в программах ретроспектив в этом году?

Кирилл Разлогов:
У нас действительно сильная сторона — это ретроспективные показы. Изобретательные, интересные, престижные. В этом году пройдут ретроспективы очень разных режиссеров. Например, почти полная — 19 фильмов, ретроспектива Бернардо Бертолуччи. Сделать ее мы решили еще в прошлом году и договорились об этом с итальянской синематекой. Нам были обещаны новые копии фильмов для показов и обещание практически полностью исполнено. Помимо игровых картин самого режиссера будет одна документальная лента о Бертолуччи. Мы хотели и надеялись, что режиссер лично посетит ММКФ, но из-за самочувствия он вряд ли сможет это сделать. Ретроспектива режиссера Урсулы Майер совершенно закономерна, так как она в составе конкурсного жюри Московского Кинофестиваля. Мы всегда стараемся показывать один или несколько фильмов членов жюри, особенно это интересно и важно, когда речь идет о молодых и поднимающихся режиссерах, которые больше известны за границей, чем в России. Идея создать ретроспективу фильмов с Брюсом Ли родилась после моей встречи с Сэмом Хо — программным директором Гонконгского киноархива. Особенность этой ретроспективы в том, что она соединяет два типа фильмов с участием легенды. Это известные его кунг-фу картины, где он вырабатывает свою собственную технику боя. И другая часть программы, самая интересная и никому не известная. Дело в том, что в детстве Брюс Ли был звездой гонконгского кино. Ребенком он снимался в фильмах и был популярен, как в американском кино, например, актриса Ширли Темпл. Демонстрация фильмов, где играет маленький Брюс Ли станет мировой премьерой. У Гонконгского киноархива есть план такой ретроспективы, но они сделают ее после нас. Что касается ретроспективы фильмов Алексея Германа старшего, то она так же будет состоять из двух частей. Мы хотим поговорить об Алексее Германе старшем в отношении творчества его отца — Юрия Германа. Так что будет показ общеизвестных фильмов Алексея Юрьевича и уже во многом забытых фильмов, сделанных по книгам или сценариям Юрия Германа: «Торпедоносцы», «Дело Румянцева» и других.

Корреспондент:
Как ММКФ существует в конъюнктуре международного фестивального сообщества, на какие мировые тенденции реагирует, а какие задает сам?


Кирилл Разлогов:
В этом году произошла фестивальная легализация жанрового кино. В частности, в прошлом году на Каннском кинофестивале было семь или восемь американских фильмов, созданных в явно жанровом ключе. Раньше их появление считалось бы неприличным. Понимание того, что жанровое кино тоже искусство и имеет право на оценку профессионалов, пришло недавно. Хотя уже давно я ставил в программу ММКФ жанровые фильмы. ММКФ вообще очень часто первым ловит какие-то тенденции, которые потом расходятся по миру. Например, у нас в позапрошлом году была программа «Третий возраст» - картины о стариках. Она не вызвала особого интереса у зрителей. Это довольно специфическая тематика. При этом в прошлом году Каннский фестиваль показал все фильмы про стариков, начиная с фильма «Любовь» Микаэля Ханеке, который получил главный приз. Мы уловили тенденцию, мы поняли, что в этом есть потребность, необходимость по разным причинам: старение населения земного шара, старение знаменитых актеров, которым надо давать роли. У нас есть уникальная программа - «Русский след». Фильмов, где Россия в той или иной степени упоминается, или представлена актерами-режиссерами, - очень много по всему миру. В прошлом году сенсацией был китайский фильм с русскими песнями, в этом году я смотрел две испанские авангардистские картины, сделанные в эстетике Эйзенштейна. Моя культурологическая программа с провокационным названием «Секс, еда, культура, смерть» поисковая в смысле новых тенденций, явлений, событий в мире кино. Хотя раздел «еда» есть теперь на всех фестивалях с легкой руки Берлинского кинофестиваля, который первый стал показывать кулинарное кино, а сексуальный раздел уже давно существует вообще на всех фестивалях, связь одного с другим дает возможность совершенно иначе взглянуть на связь между этими явлениями жизни в культуре разных стран.

Корреспондент:
Произошли ли какие-то изменения в отечественном кино за прошедший год, которые можно было бы отразить в конкурсной программе 35 ММКФ?


Кирилл Разлогов:
Стандартная черта наших фильмов, ориентированных на фестивали, - это мрачность и пессимизм. Как я не пытаюсь найти картины более легких жанров, мои коллеги меня останавливают и говорят: это не фестивальное кино. Поэтому в этом году в конкурсе опять будут мрачные и пессимистичные картины, а среди гала-премьер наоборот легкие для восприятия. Они не всегда высочайшего художественного качества, но всегда дающие материал для сенсационности. Гала-премьеры собирают картины двух типов: те, что пользовались большим успехом на других международных фестивалях и отечественные картины, продюсеры которых хотят их продвинуть не через Кинотавр, а именно через ММКФ.

Корреспондент:

В этом году председателем отборочной комиссии станет кинокритик Андрей Плахов. Как это может повлиять на критерии отбора фильмов в конкурсную программу?

Кирилл Разлогов:
Андрей Плахов вернулся на фестиваль после некоторого отсутствия в роли председателя отборочной комиссии и в том числе в качестве куратора авторской программы «Эйфория». На ММКФ это будет «Португальская эйфория». Португальское кино в России довольно плохо известно. Надеюсь, в ней будет что-то очень интересное, свежее, неожиданное. А что касается его работы председателем отборочной комиссии, то это будет безусловно качественный и профессиональный отбор, не чуждый некой сенсационности.
Автор:
Елизавета Симбирская, официальный сайт Московского международного кинофестиваля

Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль

Фоторепортажи по теме Московский международный кинофестиваль

Реклама