Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
3 июня 2013 13:45

Ирина Любарская: «Я бы назвала программу этого года странной»

Ирина Любарская: «Я бы назвала программу этого года странной»

В седьмой раз параллельно с основным конкурсом Кинотавра (2-9 июня 2013 года) пройдет и конкурс Короткого метра, отбором работ в который все эти годы занимается известный кинокритик и журналист Ирина Любарская. В этом году из присланных 280 короткометражек на суд жюри во главе с режиссером Борисом Хлебниковым вынесена 21 картина. В беседе с корреспондентом Интернет-портала Профисинема - постоянного информационного партнера Кинотавра - Ирина Любарская поделилась своими впечатлениями о конкурсантах, рассказала об общих ошибках, которые делают дебютанты, и объяснила, что дает молодым режиссерам участие в Коротком метре.

Ирина Данилова:
Когда в 2006-ом году в конкурсе «Кинотавра» появился «Короткий метр», на него отбирались дебюты не только художественные, но документальные и анимационные. С чем было связано решение последних лет – сузить рамки конкурса только до игрового кино?

Ирина Любарская:

То, что первоначально в программу Короткого метра в Сочи, когда она только появилась, попадали и документальные, и анимационные работы, - возникло не от хорошей жизни. Мы ведь довольно быстро привыкаем к хорошему, а совсем недавно, буквально несколько лет назад, существовала настоящая эпоха малокартинья, студентам и дебютантам было непросто получить возможность снять свою первую работу. Конечно, жюри довольно трудно давался выбор между настолько разными фильмами – и страдали первым делом именно игровые работы на фоне более интересной документалистики и анимации. Но надо помнить, что все это происходило как раз накануне кризиса 2008 года – времени больших надежд и обольщений.
Когда же мы начали гордо говорить о возникновении у нас киноиндустрии, она потребовала новых кадров. Поэтому, как только наши киношколы стали предлагать на отбор больше 50 картин, «Кинотавр» принял решение сосредоточиться только на игровом кино – главном блюде индустрии. Я боялась, что придется добирать неликвидами, но качество присылаемых работ росло год от года. Похоже, здесь совпало решение фестивальной дирекции и запрос времени. Тут я, безусловно, хочу сказать свою «оскаровскую речь», поблагодарив Александра Ефимовича Роднянского и Ситору Алиеву за то, что они сознательно поддержали эту программу и выделили ей престижное место в структуре «Кинотавра». От этого очень многое зависит. Можно найти превосходные фильмы, но их покажут в неудобное время в каком-то закутке – и все, финита. А «Кинотавр. Короткий метр» собирает полный зал в Зимнем театре в самый разгар дня!

Ирина Данилова:
Сколько картин было прислано на конкурс в этом году и, если смотреть по годам, какая динамика наблюдается?

Ирина Любарская:

В принципе, конкурс в новом формате ощутимо повлиял на молодых кинематографистов. Коротышки стали снимать не только студенты, но и известные актеры, режиссеры. В этом году так же увеличилось число киношкол, которые теперь любой ВУЗ готов открывать как новое отделение. Видимо, есть спрос, люди даже готовы платить за кинообразование, но часто совершенно напрасно. Потому что нередко я вижу очень низкий уровень работ, а значит – и преподавания. Затем, находится немало продюсеров, готовых запускать короткий метр буквально пакетами – но и тут к этому похвальному желанию, увы, не всегда добавляется качество.
На «Кинотавр» уже третий год подряд присылается около трехсот картин. В этом году я отсмотрела примерно 280, а в программу вошел 21 фильм, так что было больше десяти претендентов на место. Но самое смешное, что работы и сейчас продолжают приходить в офис фестиваля, прекрасно иллюстрируя нашу фирменную российскую бесшабашность. География русского языка достаточна широка, поэтому на «Кинотавр» присылают фильмы из Белоруссии, Казахстана, Армении, Таджикистана, Украины, Грузии, даже из-за океана, из США и Канады. Появилась небольшая «волна» работ авторов родом с Северного Кавказа. Пока они не прошли сквозь сито конкурсного отбора. Однако это не означает, что их попытка не была засчитана.

Ирина Данилова:
А можно ли говорить о буме короткометражек? И с чем он, на ваш взгляд, связан?

Ирина Любарская:

Это связано, с одной стороны, с тем, что в последние годы на высшем уровне появилось внимание не только к отрасли в целом, но и к кинообразованию. С другой стороны, крайне упростилась и удешевилась технология съемок: снимайте хоть на фотоаппарат, хоть на мобильный, лишь бы было что сказать. Правда, с последним всегда были, есть и будут проблемы у начинающих авторов.

Ирина Данилова
На кого пал ваш выбор в этом году?

Ирина Любарская:

Я бы назвала программу этого года странной. Фильмы в ней не такие, может, ловкие и гладкие, как в предыдущие годы. Но моей задачей на этот раз было уйти как можно дальше от середины, от неотличимости одной работы от другой. Она появилась, когда студентам стала доступна хорошая техническая база, когда известные актеры стали соглашаться сниматься в их фильмах. Очень жаль, но такая вот «сытость» не всегда идет на пользу. Тем не менее, понравившихся картин всегда больше, чем вмещает программа. Бывает, приходится бросать монетку — какой фильм из двух взять, а какой нет. Еще, кстати, за хороший юмор я могу и фору дать.
Мне нравится, что молодые режиссеры стали браться за новые жанры – появилось даже несколько мюзиклов. Студенты включают в фильмы спецэффекты, удачно рассказывают игровые сюжеты шершавым языком документалистики и вольно строят композиции, граничащие с видеоартом. Не хочется называть конкретные имена – это нечестно перед соревнованием. Хотя, конечно, у меня есть мои личные фавориты. Но я всегда с интересом жду, увидит ли жюри их достоинства. До сих пор совпадения были почти по всем позициям. Впрочем, в прошлом году меня удивило то, что жюри не отметило «Правду» Евгения Бяло. Теперь он участник Каннского фестиваля, его «Норму жизни» взяли в программу Синефондасьон. Но открыл этого автора все-таки «Кинотавр».

Ирина Данилова:
Вы посмотрели за 7 лет существования «Короткого метра» тысячи фильмов начинающих режиссеров. Можете сказать, какие общие ошибки они делают и чего им стоит избегать?

Ирина Любарская:

Несколько лет назад брала интервью у Анджея Вайды, у которого, как известно, есть своя киношкола. Когда я его спросила, о чем хотят снимать кино молодые режиссеры из Европы, он ответил: «Они хотят снимать про себя, а это так нудно!». В этом смысле у нас ситуация ничем не отличается от европейской. Типичное начало: юноша или девушка выходят из двери под музыку и идут по улице, довольно долго для 20-минутного, скажем, фильма. Потом они столь же длинно разговаривают ни о чем, камера скользит по волосам девушки, переходя на пейзажи. Понимаю, что это нужно для оценки оператору-студенту, звуковику-студенту и т.п. Но где тут режиссер? Где драматург? Только в титрах. Часто смотришь: вроде бы работа ничем не плоха, но ведь ничем и не хороша.
Мне все время хочется писать воззвания к киношколам: позволяйте вашим ученикам делать ошибки, быть злее и резче, говорить о своем, а не на подсказанные взрослыми «правильные темы»! Потому что в этом году я заметила, что вдобавок к неприятной, хотя и понятной просчитанности, вызванной желанием попасть в какой-то тренд, в молодое кино просочилась так хорошо мне знакомая по советским годам конъюнктурность. Боже мой, они еще и близко не подошли к лотам Минкультуры, а уже снимают кино «о дружбе народов»!

Ирина Данилова:
Из прежних участников «Короткого метра» пока с полным метром полноценно заявил себя в качестве режиссера только Михаил Сегал. Какова в основном судьба конкурсантов?

Ирина Любарская:

О нет, не только Миша Сегал, у которого, кстати, до короткометражки «Мир крепежа» была хорошая полнометражная картина «Франц+ Полина»! Еще Наташа Углицких, снявшая комедию «На крючке», или Дмитрий Поволоцкий с лентой «Мой папа - Барышников». Сейчас заканчивает постановочную сказку «Страна хороших деточек» Оля Томенко (Каптур). Михаил Местецкий был автором сценария «Легенды № 17». Только что завершила свой полнометражный дебют «Комбинат «Надежда» Наталия Мещанинова, которая участвовала в «Коротком метре» еще с документалкой «Гербарий», а затем работала вторым режиссером успешного сериала «Школа». Полный метр Таисии Игуменцевой «Отдать концы» был в Канне, а теперь едет в Сочи. В каннскую «Неделю критики» попал «Майор» Юрия Быкова, чей короткий «Начальник» победил на «Кинотавре», и я не оставляю надежды, что тот сюжет разовьется до полного метра. Иван Твердовский, который уже был у меня в конкурсе, в этом году представит короткометражку «Собачий кайф» и находится в подготовительном периоде своей полнометражной работы.
Наверняка кого-то я забыла, но точно знаю, что «Кинотавр. Короткий метр» очень удачно ставит молодых режиссеров в контекст большого фестиваля, где есть кинорынок, и где много продюсеров, ищущих новые имена.
Автор:
Ирина Данилова

Другие статьи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Фоторепортажи по теме Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Реклама