Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
22 декабря 2008 14:34

"Подрезанные крылья птиц и… богов" - Несколько слов о кинопремиях в России...

"Подрезанные крылья птиц и… богов" - Несколько слов о кинопремиях в России...

24 декабря 2008 года Национальная Академия Кинематографических Искусств и Наук России объявит своих номинантов на премию «Золотой орел». И только весной это сделает старейшая, но уже альтернативная киноакадемия «Ника». Россия – поистине противоречивая страна, и даже (а может и особенно) это просматривается в области культуры, и в частности в киноиндустрии. До сих пор происходит путаница с киноакадемиями – «Золотой орел» и «Ника»?

Что престижней? Кто главней? Может, вообще, надо пытаться представить свое кинотворение на Московский международный кинофестиваль и там добиваться успеха и признания? Но видно, так сложилось исторически, и у наших «крылатых» кинонаград пока эти самые крылья будут «подрезанными». И продлится это до тех пор, пока не сформируется новая культурная формация, все разногласия утрясутся, да и менталитет российских граждан примет адекватный вид, достигнув максимально возможного европейского уровня восприятия кино и искусства в целом.

«Крылья» - именно так назывался фильм, который в далеком 1928 году получил первую премию Американской киноакадемии (впоследствии названную «Оскар») в номинации «Лучший фильм года». Благодаря чему эта немая кинолента, повествующая о летчиках времен первой мировой войны, навсегда вошла в историю кино. И вот, на протяжении 80 лет подобная история происходит со многими американскими фильмами.

В СССР все было по-другому. Никаких киноакадемий и отдельных кинопремий в славной советской стране не было. Был одни «академики» - генсеки, а высшими наградами для всех в союзе являлись Государственные премии, Ленинские (с разновидностями Орденов почета и т. д.), и, конечно же, Сталинские. Таким образом, кино (как и вся область искусства) ставилась в один мощный ряд с промышленностью, сельским хозяйством, микроэкономикой и международной политикой. Что ж, может, это и правильно, что режиссер Александр Довженко, ткачиха Авдотья Кузнецова, доярка Клавдия Грушина и шахтер Сергей Махинов стали обладателями одной и той же премии, что, несомненно, сроднило эти имена в истории...

Чтобы все же отличать «Довженко» от «Стаханова» в начале 30-х появились звания «заслуженных» и «народных» артистов. С 1935 года в «КиноГазете» начинают публиковать списки награжденных работников советской кинематографии. У тут сравнение с «Оскаром» тоже будет неслучайно, потому что принцип был очень похож. В Голливуде дебютант и сейчас может отхватить золотую статуэтку, обойдя мэтров – соперников, так и у нас через месяц после премьеры «Чапаева» Борису Бабочкину «дали» Народного артиста, а Любови Орловой за «Веселых ребят» (третья роль в кино!) - «заслуженного», за «Волгу-Волгу» уже орден Ленина и т.д. Так что, можно сказать, российским актерам было даже интереснее – и регалии разнообразнее, и стимул сильнее.

Оттепель смягчила цензуру, сместила акценты, появился Международный Московский Кинофестиваль… Союз кинематографистов расцвел небывалой мощью, и только на одних продажах открыток с изображением популярных актеров сделал себе состояние. Но национальной кинопремии в России по-прежнему не было…

И только в разгар перестройки, когда с мечтами на «светлое будущее» было покончено, предприимчивые, но талантливые люди поняли, что «пора». Российская профессиональная кинематографическая премия «Ника», названная в честь крылатой богини Победы, была учреждена в 1987 году Секретариатом Союза кинематографистов СССР. Премия была учреждена по инициативе Юлия Гусмана и Виктора Мережко, и с тех пор вручается ежегодно вот уже 20 лет. Гильдия киноведов и кинокритиков при Союзе кинематографистов выдвигает по всем номинациям кандидатов на соискание Премии "Ника". Первым президентом Академии стал Виктор Мережко, а с 2001 года его на посту сменил Эльдар Рязанов. В прошлом году новым главой «Ники» был избран Алексей Баталов. Художественным руководителем и вице-президентом премии «Ника» по-прежнему остается Юлий Гусман. А первым лауреатом стал легендарный фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние», который тоже, в свою очередь, явился глашатаем свободы слова в кино 80-х.

Со временем торжественные церемонии «Ники» стали радующим глаз зрелищем, которое можно с уверенностью назвать едва ли не русским аналогом «Оскара.

В 2002 году в российской киноиндустрии образуется новая «Национальная Академия Кинематографических Искусств и Наук России «Золотой орел». Никита Михалков, стоявший у истоков «Орла», был председателем правления Союза кинематографистов РФ (вплоть до последнего времени), а «Ника», как мы уже знаем, была образована там же.

Подведем итог «наших академий» на сегодняшний день. «Ника» - зарекомендовавшая себя премия, достаточно популярная в народе. «Орел» же – «молодой», но амбициозный проект, который только набирает обороты. 

Как и на «Золотом Глобусе» в США, у «Орла» также существует разделение номинаций на КИНО и ТВ, Правда, оно является условным, и иногда номинанты кочуют из одного блока в другой. Так, в 2003 году приз за «лучшую мужскую роль» получил Евгений Миронов за «Идиота». В прошлом году в актерских номинациях с этим стало строже, но за «операторскую работу года» лауреатом стал Владимир Климов за ТВ-проект «Ленинград». Если раньше это можно было объяснить практическим отсутствием достойных номинантов, то в 2007 году на большие экраны вышло достаточное количество безусловно талантливо снятых работ.

Только время покажет, чьи «крылья» сильнее и красивее – «Ники» или «…Орла», а пока обратимся в лонглисту последнего в категории «лучший фильм года» за 2008 год. Насколько этот список, составленный Экспертным советом Академии (в этом году его возглавил Кирилл Разлогов) будет отличаться от номинантов «Ники», мы узнаем только в марте. Раньше «Орла» и «Нику» в главной номинации не раз получал один и тот же фильм – «Кукушка», «Возвращение», «Остров». А в прошлом году «12», триумфально озолотившись «Орлами», на «Нике» скромно «отделались» несколькими номинациями, исключая главную (причем по просьбе создателя картины). В итоге все лавры достались «Монголу» Сергея Бодрова-старшего.

Фильмы, претендующие на номинацию премии «Золотой Орел» «лучший фильм года» (2008):

«АДМИРАЛ» Режиссер: Андрей Кравчук
«БАКСЫ» Режиссер: Гука Омарова
«БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ» Режиссер: Алексей Герман (мл.)
«ВИВАТ, АННА!» Режиссер: Светлана Дружинина
«ВСЕ УМРУТ, А Я ОСТАНУСЬ» Режиссер: Валерия Гай Германика
«ДЖОКОНДА НА АСФАЛЬТЕ» Режиссер: Владимир Наумов
«ДИКОЕ ПОЛЕ» Режиссер: Михаил Калатозишвили
«ЖИВИ И ПОМНИ» Режиссер: Александр Прошкин
«ИРОНИЯ СУДЬБЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ» Режиссер: Тимур Бекмамбетов
«ИСЧЕЗНУВШАЯ ИМПЕРИЯ» Режиссер: Карен Шахназаров
«МИРАЖ» Режиссер: Тигран Кеосаян
«МУХА» Режиссер: Владимир Котт
«МЫ ИЗ БУДУЩЕГО» Режиссер: Андрей Малюков
«НИЖНЯЯ КАЛЕДОНИЯ» Режиссер: Юлия Колесник
«НИРВАНА» Режиссер: Игорь Волошин
«ОДНАЖДЫ В ПРОВИНЦИИ» Режиссер: Екатерина Шагалова
«ПАССАЖИРКА» Режиссер: Станислав Говорухин
«ПЛЕННЫЙ» Режиссер: Алексей Учитель
«ХОЛОДНОЕ СОЛНЦЕ» Режиссер: Сергей Попов
«ЧУЖИЕ» Режиссер: Юрий Грымов
«ШУЛЬТЕС» Режиссер: Бакур Бакурадзе
«ЮРЬЕВ ДЕНЬ» Режиссер: Кирилл Серебренников

Автор:
Андрей Гаврилов
Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама