Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
8 февраля 2012 18:36

Как новые технологии изменят рынок дистрибуции контента?

Как новые технологии изменят рынок дистрибуции контента?

Обсуждение актуальной темы состоялось 4 февраля в «Красном Октябре» в рамках «Форум РОССИЯ 2012: Инвестиции в кино, телевидение и новые медиа».

В зале, где проходила панель «Как новые технологии изменят рынок дистрибуции контента?», яблоку было негде упасть, а тема оказалась даже более актуальной и интересной, чем предполагали организаторы конференции. Модератором мероприятия был председатель совета директоров «Системы Масс-медиа» Андрей Смирнов. В панели приняли участие: Питер Айконо, исполнительный директор, Lionsgate Television, Екатерина Жмотова, директор по стратегии, «Централ Партнершип», Максим Михайлов, управляющий директор, NBC Universal Russia, Аскар Туганбаев, директор по развитию интернет-проектов «СТС Медиа», Олег Туманов, президент, ivi.ru, Егор Яковлев, генеральный директор, Tvigle.ru.

Новые технологии открывают новые возможности в Интернете. Меняют рынок дистрибуции видеоконтента, а к традиционным юридическим нормам по авторскому праву добавляются новые виды. Как пояснил господин Смирнов: «На самом деле сейчас происходит исторический момент на рынке потребления развлекательного аудиовизуального контента. Рынок DVD умирает, как в свое время – рынок дискет, аудиокассет, VHS. Заводы по тиражированию фильмов на DVD постепенно будут закрываться, их продукт в новых условиях уже не нужен. Для домашнего потребления становятся доступны другие форматы. Например, Интернет позволяет смотреть, слушать контент в режиме он-лайн, причем на любой современной платформе, это может быть и телевизор, и компьютер, и смартфон. Поэтому авторские права от размещения фильма на DVD переходит в другое правовое поле – на распространение в Интернете. Вопрос пиратства в новых условиях становится особо острым.»

Весь мир пользуется международным соглашением в области авторского права (Бернская конвенция). Но цифровое пространство вообще размыло понятие границ. Пользователь, например, в России, автор – в Швеции, а сервер где-то в Германии. Пираты во всемирной паутине умеют искусно сплести сложно отслеживаемые схемы, «хозяин» чужого продукта находится где-то в Южной Америке и несказанно обогащается.

Участники панели отметили, что только прямые потери российского производителя - примерно 200 миллионов долларов в год. Косвенные приближаются к миллиарду долларов, которые не возвращаются в экономику, в том числе и в киноиндустрию. Ситуация меняется очень медленно. Прежде всего, каждому пользователю необходимо соблюдать авторские права и в новой среде.

Сегодня, к счастью, все крупные интернет-провайдеры и поисковые системы стремятся стать прозрачными для выхода на мировые торговые площадки. А стремление стать прозрачными предусматривает работу только с легальным контентом.

Крупные интернет-игроки уже стали аккуратнее в отношении видео-контента, признает господин Смирнов, однако было бы неплохо, если бы рекламодатели также поддержали этот тренд и отказали бы в материальной поддержке посредством размещения вполне легальной рекламы на ресурсах, распространяющих нелегальный контент. Тем самым они бы лишили возможности пиратов зарабатывать и развивать нелегальный бизнес.

В мире существуют две модели работы видео интернет-магазинов: платная, когда пользователь покупает просмотр контента, или рекламная, когда перед просмотром он видит рекламный ролик. И весь современный мир цифровой дистрибmюции ориентирован именно на эти модели. Все участники панели согласились, что чем быстрее Россия перейдет на легальный путь поведения в Интернете, тем быстрее будет развиваться интернет-дистрибуция.

Постепенно на первый план дискуссии о цифровой дистрибьюции перешла предпочтениям самих зрителей: С появлением новых технологий происходят глубокие изменения и в телесмотрении. По данным TNS, общая доля телезрителей за последние 5 лет уменьшилась на 8%. Общая доля сейчас составляет 65%, при этом доля каналов «большой тройки» сократилась в 2011 до 45%. При этом увеличивается аудитория нишевых каналов. Происходит стремительная мобилизация (т.е. просмотр контента на мобильном устройстве) и интернетизация контента (получение его через Интернет). Новые телеприемники и медиа-плейеры с функцией записи позволяют зрителям смотреть фильм, сериал или телепередачу не тогда, когда она идет в эфир, а в любое удобное для себя время.

Эту тенденцию отметил модератор: «Что касается традиционного телевидения, то оно на 70% состоит из так называемых «консервов» - фильмы, концерты, игры, которые были однажды произведены и теперь повторяются на всех каналах с разной периодичностью. Свежим контентом остаются новости (информация) и премьеры. Молодое поколение и не представляет, что в самом начале телевидение было сплошным прямым эфиром. Технологии записи появились гораздо позже. Но все развивается по спирали. И сегодня развитие технологий вернуло нам прямой эфир в новом качестве. Ведущий новостного выпуска может получать информацию с места события, в любой стране, в режиме реального времени. Более того, если у вас есть смартфон, то вы можете сами не только фиксировать происходящее, но и отправлять изображение в Интернет, т.е. «строить» собственное телевидение «здесь и сейчас».
Следовательно, телевизионным каналам тоже придется меняться, так как привычное линейное программирование теряет смысл – ты можешь смотреть любой фильм и передачу, тогда когда ты сам хочешь, а не тогда, когда его поставил редактор канала.
Каналы должны начинать уже сейчас искать выход, отказываясь от традиционного «консервированного контента», переходя на формат прямого эфира. Трансляции событий здесь и сейчас, интерактивной работой со зрителями, вовлекая их в непосредственное общение». – призывает Смирнов.

Эту идею также озвучил один из старейших участников рынка цифрового распространения контента – Егор Яковлев, генеральный директор Tvigle.ru. Он считает, что отличием его компании Твигл будут оригинальный контент (программы, фильмы), произведенные только для его сервиса.

С ним согласился Аскар Туганбаев, директор по развитию Интернет-проектов холдинга СТС медиа. Аскар познакомил аудиторию с проектом videomore.ru. Проект был создан для демонстрации контента, права на который есть только у СТС-медиа. Господин Туганбаев подчеркнул, что VideoMore является своеобразной телевизионной социальной сетью, которая может быть доступна как на стандартном компьютере с выходом в Интернет, так и на современных телевизорах, а также планшетниках и смартфонах. Пользователи VideoMore – это современная молодежь с клиповым и мультиоконным мышлением, и именно поэтому разработчики очень серьезно подошли к функционалу. Например, параллельно с просмотром ТВ можно будет играть в компьютерные игры на одном и том же экране. Меняются способы и формы подачи контента.

В ivi.ru своим преимуществом считают объем библиотеки кино. Президент ivi.ru Олег Туманов отметил, что основной упор сделан не на теле-, а на полнометражный киноконтент. Каталог компании насчитывает более 25 000 единиц c продолжительностью 15 тысяч часов. В ближайшее время библиотека расширится до 65 тысяч единиц фильмов. Но главное – все, чем обладает проект, является абсолютно легальным продуктом, от примерно 100 правообладателей.

На что модератор заметил: «Скорее всего, основным экономическим показателем эффективности сервисов будет служить оборачиваемсть контента, т.е. востребованность у аудитории каждой купленной позиции в библиотеке кино-портала. На сегодняшний день это остается основной проблемой всех медиа-сервисов, следовательно, я призываю сосредоточится не на бесполезном бесконечном расширении библиотеки, а на качестве самого сервиса. Я имею в виду доступность на любых устройствах, которые имеют экран – ТВ, компьютер, смартфоны, все пады. Также важны дружественность интерфейса, возможность общения в формате соцсетей».

Питер Айкон подтвердил, что именно такие свойства ценят потребители Американских интернет-сайтов. Также он рассказал, что у них появился новый опыт премьерного показа компании Lionsgate, которые предоставили право показа на международную премьеру сервису Нетфликс, это открывает для производителей контента новые возможности и новые рынки. Теперь можно работать на рынке b2c, продавать контент непосредственно зрителю.

Закрывая панель, Андрей Смирнов отметил, что в ближайшие несколько лет нас ждет эра изменения потребления контента, онлайн сервисы, которые придут на замену традиционному смотрению линейных каналов. Это дает больше возможности зрителям потреблять в свободное время именно интересующий их контент, а для телевидения открывает двери в новый формат общения со зрителем – социально-активное общественное телевидение.
Автор:
Вита Рамм, Матвей Ромодановский
Реклама