Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
29 июня 2012 11:23

Moscow Business Square 2012: Проблемы и перспективы копродукции

Moscow Business Square 2012: Проблемы и перспективы копродукции

27 июня 2012 года завершился трехдневный Московский Форум Копродукции, проводившийся в четвертый раз в рамках деловой площадки Московского Международного Кинофестиваля – Moscow Business Square. Международным департаментом Фонда кино была организована серия круглых столов по проблеме копродукции, нацеленных на продуктивный диалог между российскими кинематографистами и их коллегами из США, Канады, а также стран СНГ, Балтии и Грузии.

Россия – Канада: Почему не работает договор о копродукции?

В ходе круглого стола «Копродукция России с Канадой: налоговые льготы, принципы финансирования, плюсы и минусы действующего соглашения» такие влиятельные эксперты, как президент монреальской кинокомпании ParkEx Pictures Кевин Тирни, Хал Садофф, до недавнего времени возглавлявший творческое агентство ICM (International Creative Management), независимый продюсер Миранда де Пенсьер, работавшая, в частности, над оскароносным проектом «Начинающие», и киноконсультант с 20-летним опытом работы в США и Канаде – Елена Баранова рассказали о преимуществах канадского законодательства в контексте совместного кинопроизводства. Однако самой животрепещущей частью дискуссии оказалось российско-канадское соглашение, подписанное еще в последние дни существования СССР, но на практике не давшее пока ни одного реализованного прецедента. Согласно договору, Канада готова обеспечить совместному проекту 70% финансирования при условии, что у нее будет 20% художественного, технического, актерского и продюсерского участия, а 30% денежных затрат возьмет на себя Россия. И вот как раз выполнение последнего пункта вызывает, по словам модератора дискуссии продюсера Мартина Катца, наибольшие сомнения канадской стороны.

Moscow Business Square (MBS), Хал Садофф

Но не только финансовый вопрос тормозит сотрудничество двух стран. Кевин Тирни отметил, что каждый год получает около десятка сценариев из России. Большинство из них строится на том, что Россия и Канада – хоккейные державы, и педалирует спортивную тему, а главное – не отличается хорошим качеством и грамотным переводом. Конечно, всё это не способствует желанию продюсера фильмов «Троцкий» и «Плохой хороший полицейский» сотрудничать с российской киноиндустрией.
Итак, основная творческая проблема мирового кинематографа – поиск интересного, универсального сценария, способного затронуть мысли и чувства как можно большего числа зрителей из разных стран – оказывается краеугольной и для партнерства России с Канадой. С этой точки зрения, любопытны ответы иностранных экспертов на вопрос Евгения Гиндилиса о том, готовы ли они финансировать фильм на русском языке. «Если влюблюсь в сценарий, то возьмусь» - сказала Миранда де Пенсьер, а вот господин Тирни ее романтический настрой не разделил: «Дистрибьютор не возьмет фильм на русском языке. В индустрии всё работает только на основе математики – не англоязычную картину трудно показать».

Moscow Business Square (MBS), Елена Баранова

Россия – США: Почему американцы не хотят снимать в России?

Круглый стол «Копродукция России с США: возможности и перспективы, принципы финансирования, поиск партнеров, подбор талантов» оказался, пожалуй, самым ажиотажным событием форума. Приезд легендарной Полы Вагнер, продюсера первых трех частей блокбастера «Миссия невыполнима», постоянно сотрудничающей с Томом Крузом, привлек внимание к дискуссии не только кинообщественность, но и представителей разнопрофильных СМИ. Компанию Вагнер за круглым столом составили вице-президент ICM Дэвид Унгер, уже упомянутый Хал Садофф, голливудский адвокат Елена Муравина, среди клиентов которой Walt Disney Company и MGM, а также продюсер Пьер Шпенглер.
В ходе дискуссии были выявлены основные препятствия, мешающие полноценному сотрудничеству России и США, в котором, тем не менее, заинтересованы обе стороны. Так, Пола Вагнер призналась: «Я работала в восьми странах мира, но пока среди них, к сожалению, нет России. Ваш кинематограф ведет свою историю с 1896 года и является ровесником мирового кино. У вас потрясающая литература и далеко не все шедевры уже были экранизированы. В России огромные творческие ресурсы – надо только понять, как их использовать».
Основная причина, почему Голливуд, невзирая на обилие упомянутых ресурсов, не смотрит в сторону России, сформулирована Дэвидом Унгером: «Хорошее российское кино обычно ориентировано на русских зрителей, а вот, например, французский «Артист» обратился ко всему миру, и мы видим феноменальный результат такого подхода. Хотелось бы увидеть российский фильм, способный сделать то же самое».
Наша соотечественница Елена Муравина оказалась солидарной с Унгером касательно необходимости принятия российским кинематографом американских стандартов: «Голливуд сформировал менталитет зрителей всего мира. Следовательно, чтобы твое кино понимали за пределами родины, нужно создавать его по тем правилам, которые приняты в Голливуде. И технически, и композиционно».
Одним из мировых стандартов, пока не развитых в России, по общему мнению приглашенных экспертов, является институт кинозвезд. Например, Пенелопа Крус и Антонио Бандерас, прежде чем получить всемирную известность, стали кумирами у себя на родине, и этот статус повысил их привлекательность для продюсеров с точки зрения продвижения американских проектов в Испании. Однако у нас даже в масштабе страны нет звезд в голливудском понимании. Корни этой проблемы именитые гости усматривают отчасти в отсутствии у российских актеров грамотных агентов, тщательно отбирающих творческие предложения и умеющих налаживать международные контакты.
Говоря о факторах, затрудняющих приход голливудских производителей в Россию, собравшиеся упоминали и положительные «противоположные» примеры. В частности – опыт Тимура Бекмамбетова, активно снимающего в Голливуде, и Александра Роднянского, чья компания A.R. Films продюсирует такие проекты, как «Мачете убивает» и «Город грехов 2». Ну а, способы привлечения иностранного финансирования в Россию сформулировала Пола Вагнер, это – налоговые льготы, квалифицированный персонал и повсеместное использование английского языка.

Eurasia Film Meetings на Moscow Business Square

Круглый стол «Особенности копродукции и дистрибьюции фильмов в странах СНГ, Балтии и Грузии», состоявшийся в рамках Eurasia Film Meetings, в отличие от дискуссий с представителями США и Канады, носил не проблемный, а строго деловой характер. Мероприятие дало участникам из Украины, Армении, Киргизии и Казахстана возможность заявить о себе российским продюсерам, необходимость сотрудничества с которыми для данных стран очевидна. Помимо перспектив копродукции России со странами ближнего зарубежья, обсуждались уже свершившиеся проекты совместного производства. Так, продюсер Анна Качко рассказала о сотрудничестве с Казахстаном на фильме «Байконур», вошедшем в программу 34-го ММКФ, а продюсер Екатерина Филиппова поделилась положительными впечатлениями о грузинских съемках картины Георгия Параджанова «Все ушли», участвующей в конкурсе "Перспективы" текущего фестиваля.

Moscow Business Square (MBS)

Президент компании «Кино без границ» Сэм Клебанов рассказал о трудностях дистрибьюции артхаусного кино в странах СНГ. Так, компания Клебанова пока не выпустила ни одного фильма в прокат в Армении и Грузии, а лишь привозила их на различные тематические фестивали. А вот в Казахстане недавние громкие релизы «Кино без границ» – «Опасный метод» Дэвида Кроненберга и «Стыд» Стива МакКуина – прошли достаточно успешно. В целом же, Клебанов отметил, что, по его наблюдениям, только фестивали и разнообразные мероприятия, поддерживающие артхаусные картины, способны привлечь внимание зрителей СНГ к фильмам такого рода.

Смотреть полный фоторепортаж с Moscow Business Square
Автор:
Маргарита Васильева

Другие статьи по теме Кинобизнес

Другие статьи по теме Московский международный кинофестиваль

Фоторепортажи по теме Московский международный кинофестиваль

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама